Василий Васильевич Каменский (1884 – 1961 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Василий Васильевич Каменский – известный русский советский поэт и пилот – родился в поселке Боровское на Среднем Урале. Его дед ходил по Каме капитаном парохода, отец работал на золотых приисках. В пятилетнем возрасте мальчик остался сиротой, поэтому воспитывался и учился в семье дяди в Перми. Детство будущего поэта прошло на Каме, которую он полюбил на всю жизнь. С детства Каменский мечтал стать писателем. Но необходимость самому зарабатывать себе на жизнь на долгие годы изменила планы. Он работал сначала в бухгалтерии Пермской железной дороги, затем гастролировал с театральной труппой по городам России и Турции, после – работал на заводе в Нижнем Тагиле, где участвовал в забастовке 1905 г., в результате чего несколько месяцев провел под арестом. Позднее Каменский жил в Севастополе, в Персии и, наконец, в Петербурге, где сдал экстерном экзамены за гимназический курс и поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы. Все это время он писал стихи, а также занимался живописью. В эти годы молодой поэт попал в профессиональную литературную среду, познакомился с группой левых художников. В 1910 г. вышел сборник «Садок судей» со стихами футуристов, в том числе и Каменского.

Василий Каменский был одним из организаторов Союза поэтов, писал и ставил свои пьесы в Москве и др. городах.

В 1910 – 1911 гг. В. Каменский работал над книгой лирической прозы «Землянка» в деревне на берегу Камы. В 1911 – 1912 гг. увлекся авиацией, учился летному делу в Париже, совершал полеты на собственном аэроплане «Блерио». Во время полета в Варшаве аэроплан разбился, а Каменский получил многочисленные травмы. Он перестал летать, но изобрел аэроход, который испытывал в Перми на реке Каме. 

В 1913 г. В. Каменский переехал в Москву, где сблизился с футуристами (Д. Бурлюком, В. Маяковским и др.), ездил с ними по стране, выступал со стихами, принимал горячее участие в спорах о путях искусства. В 1914 г. поэт издал сборник «Танго с коровами», в 1915-м – поэму «Степан Разин», в 1918-м – книгу стихов «Звучаль веснянки».

  В конце 20-х гг. вышел его фантастический роман «27 приключений Хорта Джойса».

В пермской газете «Звезда» печатались рассказы и очерки В. Каменского. Затем вышли книги «Лето на Каменке» (1927 г.), «Путь энтузиаста» (1931 г.) и поэма «Емельян Пугачев» (1931 г.).

Лучшие его стихи посвящены Каме, уральской природе. В них звучит, по словам поэта, «величайшая, незыблемая, земляная любовь к земле…».

Во всех своих поисках Каменский – искренне увлеченный поэт. Недаром книгу о своей жизни он назвал «Путь энтузиаста». Своим энтузиазмом, жизнерадостностью, оптимизмом он увлекал и читателей. В ритмах его стихов чувствуется буйная удаль, размах самобытного русского характера.

                      

       В. Каменский. Поэма «Пермь» (фрагмент)

 

                            О Пермь, чудесная ты Пермь

                            Еще недавно – медведи и кастет

                            Невежество и тьма – а вот теперь

                            Пришел университет.

          Трамвай – асфальт – канализация

           И пристань всяких инородств –

           Вот где растет цивилизация

           Во все пятнадцать пароходств.

                             И я шестнадцатый – футуристический–

                             Стал перед чудом на порог

                             Весь песниянно – героический

                             В Перми непризнанный пророк.

           Сверх- одаренный горделиво

           Останусь я футур-эстетом

           И буду признан справедливо

           Пермским университетом.

   

 

    Аркадий Петрович Гайдар (1904 – 1941 гг.)

 

  А. П. Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в семье учителя. Детство Аркадия прошло в Арзамасе. Прямо из-за гимназической парты будущий писатель попал в пламя Гражданской войны. Уже в 17 лет он – командир полка Красной Армии. О своей боевой юности Гайдар написал позднее автобиографическую повесть «Школа».

  Гайдар хотел и жизнь посвятить армии, военному делу, но боевые ранения сильно подорвали его здоровье. Аркадий Петрович занялся журналистикой. В 1925 г. он приехал в Пермь. За два года, работая корреспондентом газеты «Звезда», он успел сделать многое. Именно на страницах «Звезды» появилась впервые подпись Гайдар. Такой литературный псевдоним он выбрал не случайно. Когда-то монгольские всадники так называли всадника, высланного вперед.

По первым же литературным произведениям Гайдара читатели поняли, что перед ними талантливый писатель. Повесть «Лесные братья» высоко оценил П. П. Бажов. А дети полюбили повести «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Чук и Гек», рассказ «Голубая чашка». В них писатель учил детей любить свою Родину, быть смелыми, честными, добрыми. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар одним из первых писателей ушел добровольцем на фронт. 26 октября 1941 г. он шел дозорным впереди группы партизан, наткнулся на фашистскую засаду и, прикрывая товарищей, погиб. Похоронен писатель в г. Киеве на высоком берегу Днепра. В Перми в память о нем названы:                                                    бульвар, детская библиотека в Мотовилихе, Дом журналиста. Есть премия имени А. П. Гайдара, которую вручают за лучшие журналистские работы.

 

                                                     ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:  

 

1. Прочитайте одно из произведений М. Осоргина.

2. Составьте опорный конспект по теме «Литература Перми рубежа XIX –

XX вв.».

3. Подготовьте к выразительному чтению одно из стихотворений В.

Каменского.

 

                                                         ЛИТЕРАТУРА

1. . Аверина Н. Ф. П. И. Мельников-Печерский и Пермский край // Вестник

Смышляевских чтений. Вып. 2. -Пермь, 1996.

2. Гинц С. М. Василий Каменский. -Пермь, 1974.

3. Гинц С. М., Назаровский Б. Н. Аркадий Гайдар на Урале.- Пермь, 1965.

4. Осоргин М. А. Мемуарная проза.- Пермь, 1992.

5. Пермь в литературе: (к 270-летию Перми): Путеводитель по книжной

выставке. - Пермь, 1993.

5. Родное Прикамье: Хрестоматия по литературному краеведению. - Пермь,

2001.

7. Семенов В. Л. Короленко в Перми.- Пермь, 2003.

 

                   Поэтическое Прикамье

                 (вторая половина XX в.)

 

  Во второй половине XX в. в Прикамье начался бурный расцвет литературы и в первую очередь поэзии, которая ярко представляла идеалы людей нашего края. Поскольку поэзия – это откровение людских сердец, исповедь человеческой души, навсегда породнившейся с Родиной, всем тем, что ей принадлежит.

В 50-е гг. в Перми печатались стихи В. Радкевича, А. Домнина, которые некоторое время были лидерами поэтического Прикамья.

В 60-е гг., во время «оттепели», в Перми вышли первые книги поэтов А. Решетова, В. Болотова, А. Гребнева, Н. Чернец, А. Гребенкина, в творчестве которых появились ноты свободного мышления. Однако к концу 60-х идеологический прессинг на литературу усилился и многие авторы стали писать «в стол», заниматься деятельностью, далекой от творчества. Жесткая цензура, рецензирование, бесконечные обсуждения, указания искажали литературный процесс, лишая произведения острых мыслей, свежих идей.

В 70 – 80-е гг. в литературу Прикамья влилась новая поэтическая струя: Ю. Асланьян, В. Кальпиди, М. Смородинов, В. Телегина, Б. Зиф, И. Тюленев и др. Молодежь этого поколения бунтовала против догм политики и литературы. Многие печатались в Москве в журналах, альманахах, издавали там первые книжки. Так, в антологию «Самиздат века» вошли стихи Ю. Беликова, В. Дрожащих и некоторых др. авторов.

В 90-е гг., в эпоху свободы слова, поэты получили возможность печататься, самостоятельно оплачивая издания. Поэтому появилось множество бесцветных произведений откровенных графоманов. Молодых авторов, уже известных читателю, мало: К. Гашева, Д. Банников (недавно погиб), Г. Данской, В. Томилов…

Тема родной земли, Урала – излюбленная для пермских поэтов. Эта тема постоянно звучала в стихах В. Радкевича (никто, наверное, не написал столько стихотворений о городах и весях Прикамья, о Перми, о Каме). Она присутствует в творчестве А. Гребнева, Ю. Асланьяна и Б. Зиф. Поэты пишут о любви – к родному краю, к прекрасным женщинам, к друзьям, ко всему лучшему в человеке, природе, мире. Некоторые из них – мастера экспромта, мгновенной пародии, порой отнюдь не безобидного стихотворного шаржа. Тема трудной доли была основной в творчестве Н. Домовитова. Он писал о войне, о друзьях, которые, как и он, прошли через фронт и «через зоны больших лагерей».

Сильные и яркие в бытовых и психологически-жизненных зарисовках стихи В. Радкевича, тончайший лирик, один из крупнейших русских поэтов XX в. – А. Л. Решетов.

 

       Владимир Ильич Радкевич (1927 – 1987 гг.)

 

В. И. Радкевич – большой художник слова, человек щедрой, беспредельно доброй души, заботливый наставник поэтической молодежи.

Поэт родился в городе Белом Смоленской области в семье учителей. В 1941 г. был эвакуирован в Башкирию. В 1949 г. он окончил историко - филологический факультет Пермского университета, работал корреспондентом на пермском радио. Еще будучи студентом Радкевич печатался в областных газетах. Пермь стала его литературной родиной.

В 1951 г. вышел первый сборник стихов Радкевича «Добрый путь». Уже здесь ярко проявились многие грани его таланта: глубокий патриотизм, лиричность, умение откровенно и честно говорить с людьми. В. Радкевич – автор более десяти поэтических сборников. Среди них «Разговор о счастье», «Просека к солнцу», «Под звездами», «Уральская лирика», «Камский мост», «Равновесие» и др. Книги поэта и многочисленные публикации в журналах призывают читателя к душевной отзывчивости, воспитывают чувство гордости за наш Уральский край.

В. Радкевича называют краеведом в поэзии. У него можно встретить стихи о Каме, о Перми и старинных городах Прикамья – Чердыни и Соликамске.

В стихотворении «Равновесие», давшем название одному из последних сборников, Радкевич словно охватывая взглядом свою жизнь, в который раз обращается к Уралу, к Каме, как к своей путеводной звезде.

 

                                 Кама, медленная страница,

                                 Я опять к тебе иду.

                                 Мы живем, а ты не старишься –

                                 С новой юностью в ладу…

                                                      

В этих стихах ощущается прикосновение к вечности, жизнь Камских берегов куда дольше, чем жизнь человека. Философская глубина сочетается здесь с простой ясностью слова:

 

                                   … Звезд и глаз

                                   Такое множество

                                   В глубине хранишь своей.

                                   Все твое.

                                   И только мужество –

                                   Доля смертная людей…

                                          …Роща веточки развесила –

                                           Над землей и надо мной.

                                           И нисходит равновесие

                                           Между небом и землей…

 

В. Радкевич утверждал, что каждый человек, которому дарована жизнь, должен успеть сделать больше для людей, а значит, и для самого себя.

Немало выразительных строк посетил поэт Родине и ее защитникам:

 

                                          Молодые солдаты

                         Клятву выполнив свято, годы, годы подряд

                         Молодые солдаты в чистом поле лежат.

                         Смолкнул танковый скрежет, и вокруг тишина,

                         А для них, как и прежде, полыхает война.

                         И солдаты остались в этой огненной мгле

                         Навсегда окопались в родимой земле…

 

                                 …Журавлиные стаи, до небес синева,

                                     Из костей прорастает молодая трава.

                                     И в ржаной позолоте, и в пыльце полевой –

                                     Вы встаете, встаете для жизни живой.

                                     Вот так крепко сродниться вы с землею смогли –

                                     Сами стали частицей нашей русской земли…

 

В цикле стихов о матери В. Радкевич еще раз напоминает о том, что надо дорожить тем временем, пока живы наши матери, ибо горька и невосполнима утрата, когда их уже не будет с нами:

 

                        Вот и всё. И теперь

                        Не приехать к тебе, не согреться

                        У родного огня, у спасавшего в стужу костра…

* * *

                              И мне слышится голос ласковый

                              Дальним эхом твоей любви:                                                       

                              Не ищи меня, не оплакивай,

                              А во имя мое – живи!

 

Немало страниц посвящено В. Радкевичем художественной культуре Пермского края. В стихотворении «Пермский балет» поэт противопоставляет обыденной действительности возвышающую силу искусства:

 

                                На уроках основываясь

                                      Той планеты – где рос,

                                Я балета условность

                                      Принимаю всерьез.

 

                         Средь семейных идиллий

                               Разгадал я секрет

                         Превращенья в Одиллий

                         Самых нежных Одетт…

 

                                  …Озаренность полета

                                         Как движенье души…

                                         …Ухожу я отсюда,

                                  Сказкой жизни согрет,

                                  Здравствуй, русское чудо,

                                  Здравствуй, Пермский балет!

 

В лучших произведениях В. Радкевича проявилось ясное акварельное письмо, свобода и естественность русского стихотворения.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 388.