ББК 63    «Страницы художественной культуры Прикамья»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ББК 63    «Страницы художественной культуры Прикамья».

С 83 Учебно-справочное пособие. Изд. 2-е, дополненное. –

        Пермь, 2015. – 126 с.  

 

                                                                          

 

Автор-составитель: преподаватель ГБОУ СПО «ПГППК»

                                Е. М. Калашникова 

 

Научный редактор: кандидат исторических наук Е. Н. Шумилов

 

Рецензенты: директор МАОУ СОШ № 55, Почетный работник общего

                   образования, учитель высшей квалификационной категории

                   Е.Ю. Кычева                  

 

                       Преподаватель ОГСЭ и ОП дисциплин высшей

                      квалификационной категории ГБОУ СПО «СПТ»

                      С.Н. Лыткина

                     

     

 

Страницы истории художественной жизни Прикамья.

Сост. Е. М. Калашникова – Пермь, 2015.

   Учебное пособие представляет такие явления художественной культуры Прикамья, как пермский звериный стиль, строгановская икона, пермская деревянная скульптура, обвинская роспись, архитектурно – этнографический музей «Хохловка», Православные храмы Перми и пермской области, творчество наиболее известных архитекторов, художников, архитекторов, поэтов Перми XIX - XX веков и др. Предлагается в качестве учебного или справочного пособия по дисциплинам вариативной части ФГОС педагогических специальностей СПО «Художественная культура Прикамья», «Краеведение», может быть полезен педагогам начального школьного и дошкольного образования, а также всем интересующимся художественной культурой Прикамья.

 

 

 

 © Е. М. Калашникова, составление, 2015.    

                                               

                               Содержание:

 

 

 Пояснительная записка ………………………………………….….. 5                                                                         

 

  Выдающиеся страницы искусства Прикамья    

 

Пермский звериный стиль ……………………………………………..…..7                                                                          

Пермская деревянная скульптура …………………………………..…….11                                              

      Строгановская икона ………………………………………………..…….14                                                                   

Обвинская роспись …………………………………………………..…….18                                                                    

Деревянное зодчество Прикамья……………………………………..……21                                                  

Архитектурно – этнографический музей «Хохловка»………………..….22                

 

Православные храмы Прикамья

 

Христианские памятники архитектуры Прикамья …………………….…..28               

      Православные храмы Перми…………………………………………….…34                                                       

Архитекторы Перми XIX века

 

 Иван Свиязев…………………………………………………………….…38                                                                                                                                          

 Александр Турчевич…………………………………………………….…41                                                                

 

 Художники Прикамья ( XIX – начало XX вв.)

Семен Юшков…………………………………………………………..….45                                                                                  

Иван Дощенников……………………………………………………..…. 46                                                                      

        А. К. Кривощеков……………………………………………………..….. .47                                                                          

        Живописцы Перми…………………………………………………..……..48

 

Художники Перми 2-й пол. XX – нач. XXI  вв.

       Олег Коровин…………………………………………………………...… ……… 52

    Анатолий Тумбасов………………………………………………………..… ……53          Александр Репин……………………………………………………… …..……... 55

Александр Зырянов…………………………………………………...……..56  

Евгений Широков …………………………………………………………..58   

Маргарита Тарасова………………………………………… …………..…61

       Равиль Исмагилов…………………………………………… ………..….. 63

   Юрий Лапшин ………………………………………………. ………..……66

   Александр Казначеев…………………………………………..………..…. 67

   Валерий Подкуйко…………………………………………. ………..……..71

Николай Зарубин………………………………………….. ………..………72

Валерий и Владимир Семочкины……………………… …………..…...…75                

Валентина Аверкина…………………………………….. …………..……..77

       Татьяна Нечеухина……………………………………………………….…80

      Виталий Ниточкин……………………………………………………..….....82

Андрей Побережник………………………………………………….……...84

 

 

  Пермские скульпторы

 

      Юрий Екубенко…………………………………………………..……….....87

Анатолий Уральский………………………………………….……...….…..89

Алексей Залазаев…………………………………………………...…….….91

Вячеслав Клыков………………………………………………………94

Страницы театрально – музыкальной жизни Перми

 

         Деятельность С. Дягилева и А. Городцова …………………………….96

          Пермский балет………………………………………………………….. 99

         Балет Евгения Панфилова………………………………………….……102

          Пермский академический  Театр-Театр…………….............…………..103

          Пермский театр «У Моста»……………………………………………...104

 

  

  Литература Перми (вторая половина XIX - первая половина XX вв.)

                                                          

  Михаил Осоргин ……………………………………………………… 108   

  Василий Каменский…………………………………………………….111

  Аркадий Гайдар…………………………………………………………112

 

    Поэтическое Прикамье (вторая половина XX века)

   Владимир Радкевич…………………………………………….……….114

   Алексей Решетов………………………………………………………..117                                                               

   Анатолий Гребнев……………………...………………………………118

     Михаил Смородинов……………………………………………………119

       

Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» – филиал Пермского областного краеведческого музея, музей под открытым небом, архитектурный ансамбль деревянного зодчества Прикамья. «Хохловка» официально открыта 17 сентября 1980 г. Сюда перевозятся и здесь реставрируются памятники деревянной крестьянской архитектуры Прикамья конца XVII – начала XX вв. Обследованием края, сбором этнографического материала занимаются научные сотрудники Пермского краеведческого музея.

Музей «Хохловка» объединяет памятники деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья: крестьянская усадьба, церковь, мельница, колокольня, солеварня, пожарное депо и др. Построены интерьеры и выставки, рассказывающие о хозяйственных занятиях, быте, культуре народов, издавна проживающих в нашем крае.

  Сектор «Северо-западное Прикамье». Усадьба П.И.Кудымова (сер. XIXв.) из Юсьвинского раона, Усадьба Светлакова (1910-1920 гг.) из Кочевского района, Усадьба Баяндиных-Боталовых (конец XIX в.) из Юсьвинского района Коми-Пермяцкого округа – представляют традиционную архитектуру коми-пермяков – коренного населения Пермского края. Две постройки из Чердынского района – уникальный памятник деревянного зодчества и древнерусской архитектуры Церковь Преображения из с. Янидор (1702 г.) и усадьба с росписью из д. Гадья (1880-е гг.).

   Сектор «Южное Прикамье» богат уникальными памятниками русской архитектуры: здесь один из немногих сохранившихся образцов русского деревянного оборонного зодчества – Сторожевая башня из с. Торговище Суксунского района (1905 г.) , «жемчужина» прикамского деревянного зодчества Богородицкая церковь из с. Тохтарево Суксунского района - одна из старейших деревянных построек (1694 г.). На самой вершине холма расположена Колокольня из с. Сыра Суксунского района (1781 г.). Усадьба В.И.Игошева из д. Грибаны Уинского района (сер/ XIX в.) и Сельское пожарное депо из с. Скобелевка Пермского района (первая треть ХХ в.) представляют характерные сельские постройки XIX –XX вв.

    Комплекс «Охотничье становье» демонстрирует промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX в.

«Солепромышленный комплекс» - ансамбль промышленных сооружений Усть-Боровского солеваренного завода – Рассолоподъемная башня, Соляной ларь, Варница и Соляной амбар – раскрывают секреты древнего промысла, существовавшего в Прикамье с начала XV в.

   В «Сельскохозяйственный комплекс» входит Ветряная мельница (сер. XIX в.) из д. Шихири Очерского района, Амбар для хранения зерна (нач. ХХ в.) из с. Хохловка и Гумно с овином (1920-е гг.) из с. Ошиб Кудымкарского района.

 

                 

                     Крестьянская усадьба

 

Одним из первых экспонатов музея стала восстановленная усадьба коми-пермяцкого крестьянина-середняка П.И.Кудымова из деревни Яшкино Юсьвинского района. Внешний вид избы довольно суров – она построена из сосновых бревен без гвоздей и скоб «в обло», для чего в бревне вырубали круглую выемку, в которую укладывали бревно следующего венца.

Крыша собрана без единого гвоздя. Тесины кровли одним концом упираются в выдолбленные желоба-потоки, поддерживаемые крюками-«курицами»; в желоба стекает вода с крыши. Вверху тесины заходят под массивное бревно-«охлупень», которое своей тяжестью удерживает тесины. Береста между тесинами предохраняет крышу от протекания.

На невысоком подклете располагаются две избы, соединенные сенями. Позади их находится крытый хозяйственный двор. Обстановка избы проста и функциональна. В углу стоит большая глинобитная печь, занимающая почти четверть площади избы. Бревенчатые стены гладко стесаны, углы же оставлены круглыми, чтобы зимой не промерзали. Вдоль стен тянутся лавки, а над ними – таких же размеров полки.

Изба не имеет перегородок, но функционально поделена на зоны. У порога – в «подпорожье» на короткой мужской лавке обычно работал хозяин дома: чинил валенки, сети, плел лапти, строгал ложки и игрушки. На голбце клубки заготовленной бересты и инструменты – кочедык, колодки, а также готовые лапти.

В переднем, «красном» углу стоит стол, покрытый скатертью с солонкой-уточкой и долбленой чашкой. К березовому шесту привязана зыбка. Вечером хозяйка пряла, шила при свете лучины, закрепленной в кованом светце. У окна – ткацкий станок, на котором ткали холсты. В интерьере избы представлены образцы коми-пермяцкой одежды: мужские вышитые рубахи, женские сарафаны-дубасы из набойки, плетеные пояса-кушаки.

Возле печи находится «бабий кут» – угол, где хозяйка топила печь, пекла хлеб, готовила обед на большую семью. Здесь можно увидеть бондарную посуду и приспособления для топки печи.

Во дворе хранится необходимые в крестьянском хозяйстве инвентарь – соха, борона, конская упряжь, сани-дровни, волокуша… В усадьбе представлены также амбар, ледник, баня.

                         

Литература Перми   (вторая половина XIX – первая половина XX вв.)

 

  В первой половине XIX в. художественная жизнь Перми протекала неярко. Несмотря на статус губернского центра, Пермь была типичным провинциальным городом. К концу XIX в. происходит заметное оживление литературной и художественной жизни Перми благодаря пребыванию здесь известных писателей.

  Василий Тихонович Феонов (1791–1835 гг.), преподаватель логики и риторики мужской гимназии, поэт-сатирик, проживал в Перми с 1817 года. Его стихи и эпиграммы высмеивали тупость, заурядность обывателей. При этом он не щадил ни своих коллег, ни самого губернатора К. Тюфяева. Мастер экспромта, поэт мог сочинять мгновенно и по любому поводу. Однажды доктор Ф. Граль пришел к больному Феонову с опозданием, объяснив, что задержался у губернатора, ставя ему пиявки. Поэт тут же произнес:

                                  «Ты охаешь, Кирилл,

                                   Когда сосут тебя пиявки?

                                   А наведи-ка справки                          

                                   Как больно там,

                                   Где кровь сосешь ты сам!

                                                  Ах, Граль!

                                                   Как жаль,

                                   Что мало знаешь ты людей.

                                    Пиявки ставишь там,

                                    Где надо ставить змей!».

В. Феонов был отстранен от государственной службы за стихотворение «К лицемеру», переведен на положение ссыльного и лишен права публикации.

Александр Иванович Герцен ( 1812–1870 гг.) находился в Перми с 26 апреля по 13 мая 1835 г. в ссылке. О Перми он писал в автобиографической повести «О себе», очерках: «Вторая встреча», «Записки одного молодого человека», в «Письмах о Казани, Перми, Вятке», романе «Былое и думы».

Павел Иванович Мельников-Печерский (1818 –1883 гг.) жил в Перми в 1838–1839 гг., преподавал историю и географию в гимназии, увлекался историей и этнографией Урала. Об этом свидетельствуют его дорожные записки «На пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (1839 – 1842 гг.), эпопея «В лесах. На горах» (1871 – 1881 гг.).

Федор Михайлович Решетников (1841–1871 гг.) и рождением, и большей частью жизни, и почти всеми своими произведениями неразрывно связан с Пермью и Пермской губернией. Он служил в Пермской губернской казенной палате до отъезда в Петербург в 1863 г. Уральский краевед Н. Н. Новокрещенных назвал Решетникова «фотографом - писателем», который «мог передать на бумагу любую сценку, но от него требовали великого, а всё искусственное было плохо».

О Перми Ф. М. Решетников писал о в «Подлиповцах»: «Город этот неказист, жители бедные, городские дома построены большей частью на одной Сибирской улице». «Я заключил, что, если я еще неделю проживу в Р. (Пермь – Е. К.), то мне покою не будет от старых знакомых, они рады … своему товарищу, приехавшему из столицы; закидают просьбами, запоят – и все-таки будут думать, что я подослан, опасный для них человек...». Кроме того, пермские страницы присутствуют в романах «Горнорабочие», «Ставленник», в серии путевых очерков, в статьях «Библиотека для чтения чиновников Пермской казенной палаты» и «Святки в Перми».

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 – 1912 гг.) учился с 1868 по 1872 гг. в Пермской духовной семинарии. Его работы о Перми: роман «Именинник», очерки «Бойцы», «Старая Пермь» и др. – важная часть культурного достояния России. Позднее Д. Н. Мамин - Сибиряк неоднократно бывал в Перми, дружил с местными общественными деятелями Д. Д. Смышляевым и В. Н. Шишонко.

Владимир Галактионович Короленко (1853 – 1921 гг.) жил в Перми с 1880 по 1881 гг., находясь в ссылке. Здесь им были написаны повесть «Табельщик», рассказы «Прошка», «Временный обитатель подследственного отделения» и др. Пермские страницы «Истории моего современника» – это «полная историческая правда». «Здесь не будет ничего, что не встречалось в действительности, что я не испытал, не чувствовал, не видел» – свидетельствовал он.   О пермском губернаторе Короленко писал: «Губернатор Енакиев лично отправился к архиерею, чтобы уговорить его не иключать всех семинаристов, значившихся в списке преступной библиотеки… Настаивая на своем, Енакиев заявил: «Вы выкидываете их, не дав окончить образования, и их тотчас подберут другие наставники».

        

ББК 63    «Страницы художественной культуры Прикамья».

С 83 Учебно-справочное пособие. Изд. 2-е, дополненное. –

        Пермь, 2015. – 126 с.  

 

                                                                          

 

Автор-составитель: преподаватель ГБОУ СПО «ПГППК»

                                Е. М. Калашникова 

 

Научный редактор: кандидат исторических наук Е. Н. Шумилов

 

Рецензенты: директор МАОУ СОШ № 55, Почетный работник общего

                   образования, учитель высшей квалификационной категории

                   Е.Ю. Кычева                  

 

                       Преподаватель ОГСЭ и ОП дисциплин высшей

                      квалификационной категории ГБОУ СПО «СПТ»

                      С.Н. Лыткина

                     

     

 

Страницы истории художественной жизни Прикамья.

Сост. Е. М. Калашникова – Пермь, 2015.

   Учебное пособие представляет такие явления художественной культуры Прикамья, как пермский звериный стиль, строгановская икона, пермская деревянная скульптура, обвинская роспись, архитектурно – этнографический музей «Хохловка», Православные храмы Перми и пермской области, творчество наиболее известных архитекторов, художников, архитекторов, поэтов Перми XIX - XX веков и др. Предлагается в качестве учебного или справочного пособия по дисциплинам вариативной части ФГОС педагогических специальностей СПО «Художественная культура Прикамья», «Краеведение», может быть полезен педагогам начального школьного и дошкольного образования, а также всем интересующимся художественной культурой Прикамья.

 

 

 

 © Е. М. Калашникова, составление, 2015.    

                                               

                               Содержание:

 

 

 Пояснительная записка ………………………………………….….. 5                                                                         

 

  Выдающиеся страницы искусства Прикамья    

 

Пермский звериный стиль ……………………………………………..…..7                                                                          

Пермская деревянная скульптура …………………………………..…….11                                              

      Строгановская икона ………………………………………………..…….14                                                                   

Обвинская роспись …………………………………………………..…….18                                                                    

Деревянное зодчество Прикамья……………………………………..……21                                                  

Архитектурно – этнографический музей «Хохловка»………………..….22                

 

Православные храмы Прикамья

 

Христианские памятники архитектуры Прикамья …………………….…..28               

      Православные храмы Перми…………………………………………….…34                                                       

Архитекторы Перми XIX века

 

 Иван Свиязев…………………………………………………………….…38                                                                                                                                          

 Александр Турчевич…………………………………………………….…41                                                                

 

 Художники Прикамья ( XIX – начало XX вв.)

Семен Юшков…………………………………………………………..….45                                                                                  

Иван Дощенников……………………………………………………..…. 46                                                                      

        А. К. Кривощеков……………………………………………………..….. .47                                                                          

        Живописцы Перми…………………………………………………..……..48

 

Художники Перми 2-й пол. XX – нач. XXI  вв.

       Олег Коровин…………………………………………………………...… ……… 52

    Анатолий Тумбасов………………………………………………………..… ……53          Александр Репин……………………………………………………… …..……... 55

Александр Зырянов…………………………………………………...……..56  

Евгений Широков …………………………………………………………..58   

Маргарита Тарасова………………………………………… …………..…61

       Равиль Исмагилов…………………………………………… ………..….. 63

   Юрий Лапшин ………………………………………………. ………..……66

   Александр Казначеев…………………………………………..………..…. 67

   Валерий Подкуйко…………………………………………. ………..……..71

Николай Зарубин………………………………………….. ………..………72

Валерий и Владимир Семочкины……………………… …………..…...…75                

Валентина Аверкина…………………………………….. …………..……..77

       Татьяна Нечеухина……………………………………………………….…80

      Виталий Ниточкин……………………………………………………..….....82

Андрей Побережник………………………………………………….……...84

 

 

  Пермские скульпторы

 

      Юрий Екубенко…………………………………………………..……….....87

Анатолий Уральский………………………………………….……...….…..89

Алексей Залазаев…………………………………………………...…….….91

Вячеслав Клыков………………………………………………………94

Страницы театрально – музыкальной жизни Перми

 

         Деятельность С. Дягилева и А. Городцова …………………………….96

          Пермский балет………………………………………………………….. 99

         Балет Евгения Панфилова………………………………………….……102

          Пермский академический  Театр-Театр…………….............…………..103

          Пермский театр «У Моста»……………………………………………...104

 

  

  Литература Перми (вторая половина XIX - первая половина XX вв.)

                                                          

  Михаил Осоргин ……………………………………………………… 108   

  Василий Каменский…………………………………………………….111

  Аркадий Гайдар…………………………………………………………112

 

    Поэтическое Прикамье (вторая половина XX века)

   Владимир Радкевич…………………………………………….……….114

   Алексей Решетов………………………………………………………..117                                                               

   Анатолий Гребнев……………………...………………………………118

     Михаил Смородинов……………………………………………………119

       

Дата: 2018-12-28, просмотров: 592.