Практическое клиническое занятие № 20
Тема: АФО и семиотика поражения мочевыделительной системы.
Циститы у детей. Острый и хронический пиелонефрит. ХПН.
Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10
Мотивация темы:
Болезни мочевой системы занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и составляют в среднем по России 29-31,3 на 1000 детского населения, чаще среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. За последнее десятилетие в ряде регионов отмечена тенденция к увеличению нефропатий до 187-210 на 1000.
В повседневной практике педиатры наиболее часто встречаются с микробно-воспалительными заболеваниями почек и мочевыводящих путей, вторичными нефропатиями, различными формами гломерулонефрита и пороками развития органов мочевой системы. Заболевания почек у детей чаще протекают бессимптомно (без выраженных экстраренальных проявлений) с преобладанием изолированного мочевого синдрома и выявляются случайно при профилактических осмотрах, иногда в стадии хронической почечной недостаточности (ХПН). Хронические формы патологии почек носят рецидивирующий характер и осложняются ХПН. Увеличивается число детей инвалидов.
Цель: научиться правильной постановке диагноза заболеваний в соответствии с классификацией и определять тактику лечения детей с поражением мочевыделительной системы.
Задачи: после прохождения темы
студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен владеть:
Продолжительность занятия: 4 часа
Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ
Вопросы для подготовки:
1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.
2. Функция почек и возрастные морфофункциональные показатели мочевыделительной системы у детей (емкость мочевого пузыря, суточный диурез и кратность микций).
7. Как проводится исследование мочи на бактериурию, характер микрофлоры и чувствительность микрофлоры к антибиотикам
9. Показания для ультразвукового и рентгенологических методов исследование почек и мочевыводящих путей. Интерпретация обзорной рентгенограммы почек, цистографии, экскреторной урографии. Показания для радиоизотопной урографии.
12. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциально-диагностический ряд при пиелонефрите?
13. В чем состоит особенность диеты при заболеваниях почек и мочевыводящих путей воспалительной природы?
14. Как проводится подбор антибактериальных препаратов для лечения пиелонефрита, длительность их приема?
15. Исходы пиелонефритов, какие осложнения могут возникнуть?
16. ХПН, причины формирования, клинические и лабораторные синдромы ХПН, лечение. «Маски» хронической почечной недостаточности у детей.
На занятии студенту необходимо выполнить:
1.Задание: ответить на тесты входного контроля и вопросы к занятию.
Тестовый контроль
1. В норме pH мочи:
А) Щелочная
Б) Кислая
В) Нейтральная
2. Этиологическим фактором пиелонефрита у детей чаще является:
А) Стафилококк
Б) Стрептококк
В) Кишечная палочка
Г) Вирусы
3.О концентрационной функции почек судят по показателю:
А) pH мочи
Б) Относительной плотности мочи
В) Суточного количества мочи
Г) Нитриты мочи
4. Выделительную функцию почек характеризует:
А) Проба Нечипоренко
Б) Проба Зимницкого
В) Проба Адисса-Каковского
Г) Проба Амбурже
5. О нарушении тубулярных функций почек свидетельствует показатель в анализе мочи:
А) Лейкоцитурия
Б) Протеинурия
В) Нитриты
Г) pH мочи
6. Пиелонефрит - это заболевание:
А) Микробно-воспалительное
Б) Дисметаболическое
В) Аутоиммунное
Г) Инфекционно-аллергическое
7. При пиелонефрите чаще отмечается pH мочи:
А) Кислая
Б) Щелочная
В) Нейтральная
8. При пиелонефритие у детей в анализе мочи преобладает:
А) Протеинурия
Б) Гематурия
В) Лейкоцитурия
Г) Цилиндрурия
9. У детей с пиелонефритом лейкоциты в осадке мочи являются:
А) Нейтрофилами
Б) Лимфоцитами
В) Моноцитами
Г) Базофилами
10. О нарушении функции почек свидетельствует изменение показателя крови:
А) Креатинин
Б) Билирубин
В) Гемоглобин
Г) С-реактивный протеин
Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.