РАЗДЕЛ 5. ДЕТСКАЯ НЕФРОЛОГИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическое клиническое занятие № 20

Тема: АФО и семиотика поражения мочевыделительной системы.

Циститы у детей. Острый и хронический пиелонефрит. ХПН.

 

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Мотивация темы:

Болезни мочевой системы занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и составляют в среднем по России 29-31,3 на 1000 детского населения, чаще среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. За последнее десятилетие в ряде регионов отмечена тенденция к увеличению нефропатий до 187-210 на 1000.

В повседневной практике педиатры наиболее часто встречаются с микробно-воспалительными заболеваниями почек и мочевыводящих путей, вторичными нефропатиями, различными формами гломерулонефрита и пороками развития органов мочевой системы. Заболевания почек у детей чаще протекают бессимптомно (без выраженных экстраренальных проявлений) с преобладанием изолированного мочевого синдрома и выявляются случайно при профилактических осмотрах, иногда в стадии хронической почечной недостаточности (ХПН). Хронические формы патологии почек носят рецидивирующий характер и осложняются ХПН. Увеличивается число детей инвалидов.

Цель: научиться правильной постановке диагноза заболеваний в соответствии с классификацией и определять тактику лечения детей с поражением мочевыделительной системы.

Задачи: после прохождения темы

студент должен знать:

  • Эмбриогенез и пороки развития мочевыделительной системы.
  • Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей.
  • Лабораторные, функциональные и инструментальные методы исследования в нефрологии.
  • Основные клинические синдромы при поражении мочевой системы: мочевой, гипертензионный, гипотензивный, отечный, дизурический, абдоминальный болевой, синдром отставания в росте и физическом развитии, азотемический.
  • Инфекции мочевыводящей системы у детей. Циститы, уретриты, пиелонефрит у детей. Этиология. Патогенез, Клинические варианты. Диагностика.
  • Особенности терапии заболеваний. Профилактика, диспансеризация, реабилитация.
  • Хроническая почечная недостаточность у детей: этиология, патогенез, клиника, диагностика, принципы терапии, исход. Показания к гемодиализу, трансплантации.

студент должен уметь:

  • Собрать анамнез заболевания и жизни.
  • Проводить физикальное обследование МВС.
  • Производить сбор мочи на лабораторные, функциональные и биохимические исследования.
  • Трактовать результаты лабораторных, функциональных, инструментальных исследований.
  • Оценивать диурез.
  • Выявлять патологические симптомы и симптомы поражения МВС.
  • На основании проведенного обследования поставить предварительный диагноз.

студент должен владеть:

  • Правильным ведением медицинской документации;
  • Методами общеклинического обследования;
  • Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики: общего анализа крови, пробы Зимницкого, пробы Нечипоренко, пробы Реберга, бактериологического анализа мочи, биохимического исследования крови, результатов УЗИ почек, экскреторной урографии;
  • Алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;
  • Алгоритмом развернутого клинического диагноза;
  • Оформить историю болезни.

Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Вопросы для подготовки:

1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.

2. Функция почек и возрастные морфофункциональные показатели мочевыделительной системы у детей (емкость мочевого пузыря, суточный диурез и кратность микций).

  1. Схема обследования ребёнка с подозрением на почечную патологию. Особенности наружного осмотра больного.
  2. Техника забора мочи и крови для лабораторных исследований. Подготовка больного перед инструментальными методами исследования.
  3. Оценка клинического анализа мочи у детей (окраска, реакция, относительная плотность мочи, содержание белка, эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров, солей в моче и др.)
  4. Количественные методы исследования осадка мочи (подсчёт форменных элементов крови в моче по Каковскому-Аддису, проба Нечипоренко или Амбурже).

7. Как проводится исследование мочи на бактериурию, характер микрофлоры и чувствительность микрофлоры к антибиотикам

  1. Проба по Зимницкому.

9. Показания для ультразвукового и рентгенологических методов исследование почек и мочевыводящих путей. Интерпретация обзорной рентгенограммы почек, цистографии, экскреторной урографии. Показания для радиоизотопной урографии.

  1. Циститы: классификация, особенности клинических проявлений, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы терапии, диспансеризация, профилактика, реабилитация, исходы.
  2. Пиелонефрит: этиология, патогенез, классификация, особенности клинических проявлений, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы терапии, диспансеризация, профилактика, реабилитация, исходы.

12. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциально-диагностический ряд при пиелонефрите?

13. В чем состоит особенность диеты при заболеваниях почек и мочевыводящих путей воспалительной природы?

14. Как проводится подбор антибактериальных препаратов для лечения пиелонефрита, длительность их приема?

15. Исходы пиелонефритов, какие осложнения могут возникнуть?

16. ХПН, причины формирования, клинические и лабораторные синдромы ХПН, лечение. «Маски» хронической почечной недостаточности у детей.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля и вопросы к занятию.

Тестовый контроль

1. В норме pH мочи:

А) Щелочная

Б) Кислая

В) Нейтральная

2. Этиологическим фактором пиелонефрита у детей чаще является:

А) Стафилококк

Б) Стрептококк

В) Кишечная палочка

Г) Вирусы

3.О концентрационной функции почек судят по показателю:

А) pH мочи

Б) Относительной плотности мочи

В) Суточного количества мочи

Г) Нитриты мочи

4. Выделительную функцию почек характеризует:

А) Проба Нечипоренко

Б) Проба Зимницкого

В) Проба Адисса-Каковского

Г) Проба Амбурже

5. О нарушении тубулярных функций почек свидетельствует показатель в анализе мочи:

А) Лейкоцитурия

Б) Протеинурия

В) Нитриты

Г) pH мочи

6. Пиелонефрит - это заболевание:

А) Микробно-воспалительное

Б) Дисметаболическое

В) Аутоиммунное

Г) Инфекционно-аллергическое

7. При пиелонефрите чаще отмечается pH мочи:

А) Кислая

Б) Щелочная

В) Нейтральная

8. При пиелонефритие у детей в анализе мочи преобладает:

А) Протеинурия

Б) Гематурия

В) Лейкоцитурия

Г) Цилиндрурия

9. У детей с пиелонефритом лейкоциты в осадке мочи являются:

А) Нейтрофилами

Б) Лимфоцитами

В) Моноцитами

Г) Базофилами

10. О нарушении функции почек свидетельствует изменение показателя крови:

А) Креатинин

Б) Билирубин

В) Гемоглобин

Г) С-реактивный протеин

Дата: 2018-12-28, просмотров: 265.