Высшее образование - специалитет
Ханты-Мансийск
2016
УДК 616-053.2
ББК 57.3
У 25
Углева Т.Н. Методические разработки для студентов к практическим занятиям по педиатрии. – Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2016. – 244с.
Методические разработки для преподавателей выполнены в соответствии с ФГОС ВО по по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2016 г., регистрационный номер № 41276) и рабочей программой по учебной дисциплине «Педиатрия».
Методические разработки предназначены для студентов 4-5 курсов лечебного факультета для работы на практических занятиях по педиатрии и детским инфекциям.
В разработках представлен перечень знаний, умений, владений студента в соответствии с реализуемыми компетенциями для каждого занятия, вопросы для опроса студентов, порядок деятельности студента на занятии, контрольно–проверочные материалы (тестовые задания, ситуационные задачи, таблицы, схемы, графики и т.д.). Во введении приводится цель и задачи дисциплины «Педиатрия», перечень практических навыков и умений, указаны критерии оценок.
Методические разработки включают 43 темы практических клинических занятий, в том числе 36 тем – по педиатрии и 7 тем занятий – по детским инфекционным и паразитарным болезням.
Методические рекомендации содержат задания, позволяющие проводить практические занятия в интерактивной форме.
Утверждены на заседании ЦМК «08» июня 2016 Протокол № __10__
РЕЦЕНЗЕНТ:
заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии, к.м.н., доцент Акимов С.И.
Технический редактор: к.м.н. Гирина А.А.
© Углева Т.Н., 2016
© Оформление ХМГМА, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Цель и задачи учебной дисциплины «Педиатрия». Перечень практических навыков и умений.………………………………………………………………. | 4 |
Перечень формируемых компетенций..………………………………………………... | 5 |
Критерии оценки…………………………………………………………………............ | 8 |
Раздел 1. ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. | |
Практическое клиническое занятие № 1. Знакомство с организацией и принципами работы детской больницы. Сбор анамнеза у детей и их родителей...…………….. | 12 |
Практическое клиническое занятие № 2. Периоды детского возраста. Этапы становления физического и нервно-психического развития детей…………………….. | 14 |
Практическое клиническое занятие № 3. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка…………………………………………………………………………………….. | 17 |
Практическое клиническое занятие № 4. Грудное вскармливание. Смешанное и искусственное вскармливание. Питание детей старше 1 года………………………. | 21 |
Раздел 2. БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | |
Практическое клиническое занятие № 5. Периоды внутриутробного и неонатального развития. АФО доношенных новорожденных……………………….. | 25 |
Практическое клиническое занятие № 6. АФО недоношенных новорожденных. Недоношенность………………………………………………………………………… | 28 |
Практическое клиническое занятие № 7. Патология периода новорожденности. Перинатальное поражение ЦНС. Врожденные пороки развития…………………… | 31 |
Практическое клиническое занятие № 8. Врожденные инфекции. Сепсис. Гемолитическая болезнь новорожденных…………………………………………….. | 34 |
Практическое клиническое занятие № 9. АФО, методика исследования и оценка состояния кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатических узлов. Хронические расстройства питания……………………………………………………………… | 37 |
Практическое клиническое занятие № 10. Аномалии конституции у детей………... | 41 |
Практическое клиническое занятие № 11. АФО и семиотика поражения костно-мышечной системы. Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз D……………………… | 45 |
Практическое клиническое занятие № 12. АФО и семиотика поражения системы крови. Дефицитные, гемолитические анемии у детей……………………………… | 50 |
Практическое клиническое занятие № 13. АФО сердечнососудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца и сосудов……………………………………….. | 55 |
Практическое клиническое занятие № 14. АФО и семиотика поражения ЖКТ у детей. Врожденные и наследственные заболевания с синдромом мальабсорбции……. | 59 |
Раздел 3. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ | |
Практическое клиническое занятие № 15. АФО и семиотика поражения органов дыхания у детей. Заболевания верхних дыхательных путей. ОРВИ. Острый бронхит | 62 |
Практическое клиническое занятие № 16. Пневмонии у детей раннего возраста…… | 65 |
Практическое клиническое занятие № 17. Бронхиальная астма у детей……………. | 71 |
Практическое клиническое занятие № 18. Самостоятельная курация больных детей и составление учебной истории болезни………………………………………… | 76 |
Раздел 4. БОЛЕЗНИ КРОВИ У ДЕТЕЙ | |
Практическое клиническое занятие № 19. Геморрагические диатезы у детей: васкулиты, тромбоцитопении, коагулопатии……………………………………………… | 78 |
Раздел 5. ДЕТСКАЯ НЕФРОЛОГИЯ | |
Практическое клиническое занятие № 20. АФО и семиотика поражения мочевыделительной системы. Циститы у детей. Острый и хронический пиелонефрит. ХПН………………………………………………………………………. | 83 |
Практическое клиническое занятие № 21. Особенности диагностики и лечения гломерулонефрита. ОПН……………………………………………………………….. | 91 |
Практическое клиническое занятие № 22. Дисметаболические нефропатии. Понятие об интерстициальном нефрите……………………………………………… | 98 |
Раздел 6. ДЕТСКАЯ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ | |
Практическое клиническое занятие № 23. Функциональные заболевания ЖКТ у детей……………………………………………………………………………………… | 104 |
Практическое клиническое занятие № 24. Хронические заболевания желудка, ДПК и желчного пузыря у детей……………………………………………………………… | 110 |
Раздел 7. ДЕТСКАЯ КАРДИОРЕВМАТОЛОГИЯ | |
Практическое клиническое занятие № 25. Ревматические заболевания у детей. Острая ревматическая лихорадка у детей……………………………………………… | 119 |
Практическое клиническое занятие № 26. Системные заболевания соединительной ткани у детей……………………………………………………………………………... | 126 |
Практическое клиническое занятие № 27. Синдром вегетативной дистонии у детей. | 134 |
Раздел 8. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ | |
Практическое клиническое занятие № 28. Неотложные состояния у детей………….. | 140 |
Практическое клиническое занятие № 29. Неотложные состояния у детей………….. | 145 |
Раздел 9. ДЕТСКАЯ ЭНДОКРИНОЛОГИЯ | |
Практическое клиническое занятие № 30. Эндокринные болезни у детей. Сахарный диабет у детей. …………………………………………………………………….…….. | 150 |
Практическое клиническое занятие № 31. Осложнения сахарного диабета у детей… | 155 |
Практическое клиническое занятие № 32. Врожденный гипотиреоз. Диффузный токсический зоб. Врожденная дисфункция коры надпочечников……………………. | 160 |
Практическое клиническое занятие № 33. Ожирение в детском возрасте…………… | 168 |
Практическое клиническое занятие № 34. Патология роста и полового развития…... | 172 |
Раздел 10. ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ | |
Практическое клиническое занятие № 35. Система динамического наблюдения детей в условиях детской поликлиники………………………………………………… | 177 |
Практическое клиническое занятие № 36. Часто болеющие дети…………………… | 181 |
Раздел 11. ИНФЕКЦИОННЫЕ И ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ | |
Практическое клиническое занятие № 37. Инфекционные экзантемы у детей грудного, младшего и старшего возраста. Корь. Краснуха. Ветряная оспа…………. | 185 |
Практическое клиническое занятие № 38.Кишечные инфекции у детей. Полиомиелит………………………………………………………………………… | 193 |
Практическое клиническое занятие № 39. Скарлатина. Эпидемический паротит…............................................................................................................................ | 200 |
Практическое клиническое занятие № 40. Коклюш. Инфекционный мононуклеоз….. | 208 |
Практическое клиническое занятие № 41. Дифтерия. Менингококковая инфекция у детей……………………………………………………………………………………… | 216 |
Практическое клиническое занятие № 42. Вакцинопрофилактика у детей. Национальный календарь прививок……………………………………………………. | 227 |
Практическое клиническое занятие № 43. Паразитарные болезни. Гельминтозы…... | 233 |
ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДИАТРИЯ».
В результате изучения дисциплины «Педиатрия», обучающийся должен будет решать следующие профессиональные задачи:
1) знать принципы проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, осуществления диспансерного наблюдения за детским населением;
2) уметь осуществлять диагностику заболеваний и патологических состояний у детей;
3) проводить лечебные и профилактические мероприятия наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста с учетом специфики деятельности врача общей практики;
4) диагностировать неотложные состояния у ребенка;
5) оказывать неотложную помощь детям при жизнеугрожающих состояниях с использованием терапевтических методов;
6) уметь правильно оценить клиническую ситуацию и направить пациента в профильные подразделения;
7) вести учетно-отчетную медицинскую документацию;
8) формировать у подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;
анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, участие в проведении статистического анализа и публичное представление полученных результатов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.