Специальность 31.05.01 Лечебное дело
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Высшее образование - специалитет

 

                                                      

                                                      

                                                                

 

Ханты-Мансийск

2016


 УДК  616-053.2

ББК 57.3

У 25

 

Углева Т.Н. Методические разработки для студентов к практическим занятиям по педиатрии. – Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2016. – 244с.

 

Методические разработки для преподавателей выполнены в соответствии с ФГОС ВО по по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2016 г., регистрационный номер № 41276) и рабочей программой по учебной дисциплине «Педиатрия».

 

Методические разработки предназначены для студентов 4-5 курсов лечебного факультета для работы на практических занятиях по педиатрии и детским инфекциям.

В разработках представлен перечень знаний, умений, владений студента в соответствии с реализуемыми компетенциями для каждого занятия, вопросы для опроса студентов, порядок деятельности студента на занятии, контрольно–проверочные материалы (тестовые задания, ситуационные задачи, таблицы, схемы, графики и т.д.). Во введении приводится цель и задачи дисциплины «Педиатрия», перечень практических навыков и умений, указаны критерии оценок.

Методические разработки включают 43 темы практических клинических занятий, в том числе 36 тем – по педиатрии и 7 тем занятий – по детским инфекционным и паразитарным болезням.

Методические рекомендации содержат задания, позволяющие проводить практические занятия в интерактивной форме.

 

Утверждены на заседании ЦМК «08» июня 2016 Протокол № __10__

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии, к.м.н., доцент Акимов С.И.

 

Технический редактор: к.м.н. Гирина А.А.

 

 

© Углева Т.Н., 2016

        © Оформление ХМГМА, 2016

 

 




СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Цель и задачи учебной дисциплины «Педиатрия». Перечень практических навыков и умений.………………………………………………………………. 4
Перечень формируемых компетенций..………………………………………………... 5
Критерии оценки…………………………………………………………………............ 8
Раздел 1. ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ.  
Практическое клиническое занятие № 1. Знакомство с организацией и принципами работы детской больницы. Сбор анамнеза у детей и их родителей...…………….. 12
Практическое клиническое занятие № 2. Периоды детского возраста. Этапы становления физического и нервно-психического развития детей…………………….. 14
Практическое клиническое занятие № 3. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка…………………………………………………………………………………….. 17
Практическое клиническое занятие № 4. Грудное вскармливание. Смешанное и искусственное вскармливание. Питание детей старше 1 года………………………. 21
Раздел 2. БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  
Практическое клиническое занятие № 5. Периоды внутриутробного и неонатального развития. АФО доношенных новорожденных……………………….. 25
Практическое клиническое занятие № 6. АФО недоношенных новорожденных. Недоношенность………………………………………………………………………… 28
Практическое клиническое занятие № 7. Патология периода новорожденности. Перинатальное поражение ЦНС. Врожденные пороки развития…………………… 31
Практическое клиническое занятие № 8. Врожденные инфекции. Сепсис. Гемолитическая болезнь новорожденных…………………………………………….. 34
Практическое клиническое занятие № 9. АФО, методика исследования и оценка состояния кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатических узлов. Хронические расстройства питания……………………………………………………………… 37
Практическое клиническое занятие № 10. Аномалии конституции у детей………... 41
Практическое клиническое занятие № 11. АФО и семиотика поражения костно-мышечной системы. Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз D……………………… 45
Практическое клиническое занятие № 12. АФО и семиотика поражения системы крови. Дефицитные, гемолитические анемии у детей……………………………… 50
Практическое клиническое занятие № 13. АФО сердечнососудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца и сосудов……………………………………….. 55
Практическое клиническое занятие № 14. АФО и семиотика поражения ЖКТ у детей. Врожденные и наследственные заболевания с синдромом мальабсорбции……. 59
Раздел 3. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ  
Практическое клиническое занятие № 15. АФО и семиотика поражения органов дыхания у детей. Заболевания верхних дыхательных путей. ОРВИ. Острый бронхит 62
Практическое клиническое занятие № 16. Пневмонии у детей раннего возраста…… 65
Практическое клиническое занятие № 17. Бронхиальная астма у детей……………. 71
Практическое клиническое занятие № 18. Самостоятельная курация больных детей и составление учебной истории болезни………………………………………… 76
Раздел 4. БОЛЕЗНИ КРОВИ У ДЕТЕЙ  
Практическое клиническое занятие № 19. Геморрагические диатезы у детей: васкулиты, тромбоцитопении, коагулопатии……………………………………………… 78
Раздел 5. ДЕТСКАЯ НЕФРОЛОГИЯ  
Практическое клиническое занятие № 20. АФО и семиотика поражения мочевыделительной системы. Циститы у детей. Острый и хронический пиелонефрит. ХПН………………………………………………………………………. 83
Практическое клиническое занятие № 21. Особенности диагностики и лечения гломерулонефрита. ОПН……………………………………………………………….. 91
Практическое клиническое занятие № 22. Дисметаболические нефропатии. Понятие об интерстициальном нефрите……………………………………………… 98
Раздел 6. ДЕТСКАЯ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ  
Практическое клиническое занятие № 23. Функциональные заболевания ЖКТ у детей……………………………………………………………………………………… 104
Практическое клиническое занятие № 24. Хронические заболевания желудка, ДПК и желчного пузыря у детей……………………………………………………………… 110
Раздел 7. ДЕТСКАЯ КАРДИОРЕВМАТОЛОГИЯ  
Практическое клиническое занятие № 25. Ревматические заболевания у детей. Острая ревматическая лихорадка у детей……………………………………………… 119
Практическое клиническое занятие № 26. Системные заболевания соединительной ткани у детей……………………………………………………………………………... 126
Практическое клиническое занятие № 27. Синдром вегетативной дистонии у детей. 134
Раздел 8. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ  
Практическое клиническое занятие № 28. Неотложные состояния у детей………….. 140
Практическое клиническое занятие № 29. Неотложные состояния у детей………….. 145
Раздел 9. ДЕТСКАЯ ЭНДОКРИНОЛОГИЯ  
Практическое клиническое занятие № 30. Эндокринные болезни у детей. Сахарный диабет у детей. …………………………………………………………………….…….. 150
Практическое клиническое занятие № 31. Осложнения сахарного диабета у детей… 155
Практическое клиническое занятие № 32. Врожденный гипотиреоз. Диффузный токсический зоб. Врожденная дисфункция коры надпочечников……………………. 160
Практическое клиническое занятие № 33. Ожирение в детском возрасте…………… 168
Практическое клиническое занятие № 34. Патология роста и полового развития…... 172
Раздел 10. ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ  
Практическое клиническое занятие № 35. Система динамического наблюдения детей в условиях детской поликлиники………………………………………………… 177
Практическое клиническое занятие № 36. Часто болеющие дети…………………… 181
Раздел 11. ИНФЕКЦИОННЫЕ И ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ  
Практическое клиническое занятие № 37. Инфекционные экзантемы у детей грудного, младшего и старшего возраста. Корь. Краснуха. Ветряная оспа…………. 185
Практическое клиническое занятие № 38.Кишечные инфекции у детей. Полиомиелит………………………………………………………………………… 193
Практическое клиническое занятие № 39. Скарлатина. Эпидемический паротит…............................................................................................................................ 200
Практическое клиническое занятие № 40. Коклюш. Инфекционный мононуклеоз….. 208
Практическое клиническое занятие № 41. Дифтерия. Менингококковая инфекция у детей……………………………………………………………………………………… 216
Практическое клиническое занятие № 42. Вакцинопрофилактика у детей. Национальный календарь прививок……………………………………………………. 227
Практическое клиническое занятие № 43. Паразитарные болезни. Гельминтозы…... 233


ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДИАТРИЯ».

В результате изучения дисциплины «Педиатрия», обучающийся должен будет решать следующие профессиональные задачи:

1) знать принципы проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, осуществления диспансерного наблюдения за детским населением;

2) уметь осуществлять диагностику заболеваний и патологических состояний у детей;

3) проводить лечебные и профилактические мероприятия наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста с учетом специфики деятельности врача общей практики;

4) диагностировать неотложные состояния у ребенка;

5) оказывать неотложную помощь детям при жизнеугрожающих состояниях с использованием терапевтических методов;

6) уметь правильно оценить клиническую ситуацию и направить пациента в профильные подразделения;

7) вести учетно-отчетную медицинскую документацию;

8) формировать у подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;

анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, участие в проведении статистического анализа и публичное представление полученных результатов. 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.