ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ХАНТЫ-МАНСИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра педиатрии

 

                                                                                       

Т.Н.Углева

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

для самостоятельной работы студентов лечебного факультета

по дисциплине «Педиатрия» по разделам

 

«Поликлиническая педиатрия»

«Инфекционные и паразитарные болезни у детей »

Часть III

 

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

Высшее образование - специалитет

 

 

Ханты-Мансийск

2016


 

УДК 616-053.2

ББК 57.3

У 25

 


Углева Т.Н.

У 25  Методические разработки по проведению самостоятельной внеаудиторной работы студентов – Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2016. – 43 с.

 

Методические разработки по проведению самостоятельной внеаудиторной работы студентов для подготовки к практическим занятиям по учебной дисциплине «Педиатрия» составлены в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2016 г., регистрационный номер № 41276) и рабочей программой по учебной дисциплине «Педиатрия».

 

 

Методические разработки предназначены для студентов 4-5 курсов лечебного факультета для подготовки к практическим занятиям по педиатрии и детским инфекциям.

Методические разработки включают 9 тем практических клинических занятий по разделам педиатрии в 9 учебном семестре, согласно рабочей программе по педиатрии.

В методических разработках приводится современный библиографический указатель основной и дополнительной литературы для подготовки к занятиям, включая методические и учебные материалы, разработанные сотрудниками кафедры педиатрии ХМГМА: д.м.н., доцентом Т.Н.Углевой, д.м.н., профессором А.Н.Дурыгиным, к.м.н., доцентом Н.В.Трегуб.

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии, к.м.н., доцент Акимов С.И.

 

 

ISBN                                                                                                         УДК 616-053.2

                                                                                              ББК 57.3                                                                                                              

                                                                                                   

 

                                             

                                                        

                                                     © Углева Т.Н., 2016

        © Оформление ХМГМА, 2016



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Раздел 10. ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ  
Тема № 35. Система динамического наблюдения детей в условиях детской поликлиники. …………………………………………………….. 15
Тема № 36. Часто болеющие дети …………………………………………………….. 17
Раздел 11. ИНФЕКЦИОННЫЕ И ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ  
Тема № 37. Инфекционные экзантемы у детей грудного, младшего и старшего возраста. Корь. Краснуха. Ветряная оспа……………………………………………….. 19
Тема № 38. Кишечные инфекции у детей. Полиомиелит………………………………. 22
Тема № 39. Скарлатина. Эпидемический паротит…......................................................... 26
Тема № 40. Коклюш. Инфекционный мононуклеоз……………………………………. 29
Тема № 41. Дифтерия. Менингококковая инфекция у детей……………………………. 32
Тема № 42. Вакцинопрофилактика у детей. Национальный календарь прививок…………………………………………………………………………………….. 36
Тема № 43. Паразитарные болезни. Гельминтозы….......................................................... 38


ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДИАТРИЯ».

В результате изучения дисциплины «Педиатрия», обучающийся должен будет решать следующие профессиональные задачи:

1) знать принципы проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, осуществления диспансерного наблюдения за детским населением;

2) уметь осуществлять диагностику заболеваний и патологических состояний у детей;

3) проводить лечебные и профилактические мероприятия наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста с учетом специфики деятельности врача общей практики;

4) диагностировать неотложные состояния у ребенка;

5) оказывать неотложную помощь детям при жизнеугрожающих состояниях с использованием терапевтических методов;

6) уметь правильно оценить клиническую ситуацию и направить пациента в профильные подразделения;

7) вести учетно-отчетную медицинскую документацию;

8) формировать у подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;

анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, участие в проведении статистического анализа и публичное представление полученных результатов. 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Примерные темы рефератов

  1. Организация педиатрической и специализированной помощи детям в РФ.
  2. Часто болеющий ребенок и аллергия.
  3. Место иммуномодуляторов в оздоровлении ЧБД.

4. Принципы диагностики и профилактики инфекционных экзантем у детей старшего возраста.

5. Тяжелое осложнение кори, обусловленное иммунной реакцией на белки миелина вируса, проявляющееся поражением ЦНС.

  1. Противоэпидемические мероприятия в очаге при паротите (дома, в стационаре, в детском коллективе).
  2. Дифференциальная диагностика скарлатины с другими заболеваниями.
  3. Функциональные и морфологические изменения в дыхательной системе у детей при коклюше.
  4. Гнойные менингиты у детей. Клиническая картина гнойного менингококкового менингита: симптомы и клинические проявления. Характерная поза больного. Лабораторные микробиологические исследования, необходимые для диагностики. Меры комплексного лечения и профилактика данного заболевания.
  5. Серозные менингиты у детей. Описание различных видов серозных менингитов - нейроинфекций, характеризующихся острым развитием гипертензионно-гидроцефального и менингеального синдромов с серозными воспалительными процессами в оболочках мозга. Клинические проявления заболеваний.
  6. Национальный календарь профилактических прививок в РФ.
  7. Противопоказания к проведению профилактических прививок.
  8. Характер и оценка общей и местной реакции на профилактические прививки.
  9. Неотложная помощь в случае анафилактического шока.
  10. Болезни тонкого и толстого кишечника у детей.
  11. Санаторно-курортное лечение детей с патологией желудочно-кишечного тракта.

В период обучения в 9 семестре каждому студенту необходимо подготовить реферат по вышеприведенным темам, оформить в письменном виде. Защита реферата проводится в виде «Презентации» с докладом. Выступление с защитой реферата проводится на занятии в соответствии с темой занятия. Также каждый студент готовит и защищает учебную историю болезни по курируемому пациенту. История болезни должна быть оформлена в машинописном варианте согласно требованиям кафедры педиатрии ХМГМА на листах бумаги формата А4.

 

 



Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

Вопросы для самоподготовки:

1. Структура педиатрической службы в России.

2. Юридические аспекты оказания медицинской помощи детям.

3. Прказатели, характеризующие педиатрическую помощь (перинатальная, младенческая, детская смертность, заболеваемость, болезненность).

4. Дородовые патронажи в детской поликлинике и система наблюдения детей первого года жизни в детской поликлинике.

5. Принципы медицинского обслуживания детей дошкольного и школьного возрастов в организованных детских коллективах и детской поликлинике.

6. Понятие о скрининг-тестах. Неонатальный, аудиологический скрининг.

7. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка в условиях детской поликлиники. Группы здоровья. 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2. Задание: провести осмотр амбулаторного больного в условиях детской поликлиники по схеме:

· сбор анамнеза;

· осмотр;

· выделение ведущих синдромов;

· составление плана обследования;

· проведение дифференциальной диагностики;

· назначение лечения.

3.Решить ситуационную задачу.

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

 

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Особенности иммунитета в детском возрасте, критические этапы становления ИС.

2. Иммунный ответ при вирусных инфекциях

3. Нарушение в функционировании ИС, этиологические и предрасполагающие факторы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие "часто болеющий ребенок".

2. Причины частой заболеваемости детей.

3. Группы диспансерного наблюдения часто болеющих детей.

4. Пути оздоровления часто болеющих детей.

5. Мероприятия, направленные на повышение неспецифической резистентности организма.

6. Возможности и направления медикаментозной коррекции.

7. Возможности применения иммунологической коррекции.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2. Задание: провести осмотр амбулаторного больного в условиях детской поликлиники по схеме:

· сбор анамнеза;

· осмотр;

· выделение ведущих синдромов;

· составление плана обследования;

· проведение дифференциальной диагностики;

· назначение лечения.

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

 

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.

2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.

Вопросы для самоподготовки:

1. Этиология и патогенез ветряной оспы. Основные свойства возбудителя.

2. Клиника и диагностика ветряной оспы. Лечение, мероприятия в очаге ветряной оспы.

3. Этиология, патогенез, клиника кори. Склерозирующий коревой панэцефалит.

4. Лечение, мероприятия в очаге кори. Специфическая профилактика кори.

5. Этиология и патогенез краснухи. Лечение, мероприятия в очаге краснухи. Специфическая профилактика краснухи.

6. Врожденная краснуха: клиника, профилактика.

7. Дифференциальный диагноз инфекционных экзантем у детей.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2.Задание: заполнить таблицу.

Задание №1.

Заполнить таблицу по дифференциальной диагностике заболеваний, сопровождающихся сыпью.

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.

2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Полиомиелит: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечения. Мероприятия в очаге. Профилактика.
  2. Дизентерия, сальмонеллез, эшерихиозы, ротавирусная инфекция у детей.
  3. Особенности течения кишечных инфекций у детей раннего возраста.
  4. Дифференциальная диагностика с диареями неинфекционного генеза.
  5. Лечение, профилактика инфекционных заболеваний.
  6. Синдром дегидратации. Классификация по степеням тяжести, особенности клинической картины у детей. Оценка синдрома дегидратации по шкале Clinical Dehydration Scale.
  7. Меры неотложной помощи в зависимости от степени дегидратации.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2.Задание: заполнить таблицы.

Таблица № 1. Дифференциальная диагностика острых кишечных заболеваний у детей

Дифференциров. Диагностические признаки Бактериальная дизентерия (шигеллезы) Сальмонеллезы Иерсиниоз
1 2 3 4
Возраст      
Сезонность      
Начало болезни      
Стул 1. Характер 2. Максимальная частота 2. Сроки появления и дальнейшая динамика      
Рвота 1. Частота 2.Интенсивность 3. Сроки появления 4. Длительность      
Боли в животе (характер, интенсивность, локализация)      

 

 

3.Задание: собрать анамнез и провести обследование больного.

4.Решить ситуационную задачу.

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

Отчетная форма проделанной работы – защита реферата с презентацией и докладом.

Темы рефератов:

  1. Работа кабинета инфекционных заболеваний
  2. Диспансеризация реконвалесцентов и профилактика кишечных инфекций
  3. Лечебное питание при дисбиозе кишечника.
  4. Дифференциальная диагностика апаралитической формы полиомиелита.

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.

2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Скарлатина: этиология, патогенез, клинические признаки.
  2. Классификация скарлатины.
  3. Лечение скарлатины.
  4. Эпидемический паротит: этиология, патогенез, клиника
  5. Диагностика паротита.
  6. Критерии осложнений паротита.
  7. Лечение эпидемического паротита.
  8. Лечение осложнений паротита.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2.Задание: заполнить таблицу:

 

Таблица № 1. Дифференциальная диагностика экзантем при скарлатине и краснухе.

Признак Скарлатина Краснуха
Начальные симптомы    
Время появления сыпи    
Морфоло­гия сыпи    
Размеры сыпи    
Порядок высыпа­ния    
Локализация сыпи    
Яркость сыпи    
Фон кожи    
Обратное развитие    
Ката­ральные явления    
Изме­нения слизистых оболочек полости рта    
Интокси­кация    
Пора­жение других органов и систем    

 

3. Задание: собрать анамнез, провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечно-сосудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития4.

4.Решить ситуационную задачу.

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

Отчетная форма проделанной работы – защита реферата с презентацией и докладом.

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.

2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Этиология, эпидемиология, клиника коклюша. Принципы диагностики. Особенности коклюшной инфекции на современном этапе.
  2. Этиология, эпидемиология, клиника инфекционного мононуклеоза. Принципы диагностики инфекционного мононуклеоза.
  3. Противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша (дома, в стационаре, в детском коллективе).
  4. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционного мононуклеоза (дома, в стационаре, в детском коллективе).
  5. Специфическая профилактика коклюшной инфекции (препараты, сроки и методы ее проведения). Применение цельноклеточных и бесклеточных вакцин для специфической профилактики коклюша.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2. Провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечно-сосудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития.

3.Задание: составить алгоритм противоэпидемических мероприятий в стационаре при инфекционном мононуклеозе;

4. Задание: описать методы диагностики, используемые для выявления антител к возбудителю и  подтверждающие диагноз инфекционного мононуклеоза:

  • серологический
  • иммуноферментный метод
  • молекулярно-биологический

Решить ситуационную задачу.

 

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.

2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.

Вопросы для подготовки:

  1. Этиология и патогенез дифтерии. Основные свойства возбудителя дифтерии. Эпидемиологические особенности менингококковой инфекции.
  2. Клиника и диагностика дифтерии. Вспомогательные лабораторные методы диагностики дифтерии
  3. Дифференциальная диагностика дифтерии.
  4. Лечение и вакцинопрофилактика дифтерии. Принципы лечения больных с дифтерией дома и в стационаре. Показания к госпитализации.
  5. Специфическая профилактика дифтерии (препараты, сроки и методы ее проведения).
  6. Противоэпидемические мероприятия в очаге дифтерии (дома, в стационаре, в детском коллективе).
  7. Этиологию, эпидемиологию, патогенез, клинические формы менингококковой инфекции.
  8. Роль лабораторных исследований в диагностике менингококковой инфекции.
  9. Дифференциальный диагноз менингококкового менингита с гнойными менингитами другой этиологии и серозными менингитами вирусной природы.
  10. Дифференциальный диагноз менингококкцемии с корью, лекарственной болезнью, скарлатиной.
  11. Осложнения менингококковой инфекции.
  12. Лечение менингококковой инфекции в стационаре. Профилактика.
  13. Противоэпидемические мероприятия в очаге (дома, в стационаре, в детском коллективе).

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2.Задание: заполнить таблицу.

Таблица № 1. Дифференциальная диагностика менингитов

Признаки Гнойный менингит Серозный менингит
Возраст    
Начало болезни    
Лихорадка    
Интоксикация    
Головная боль    
Рвота    
Менингеальные симптомы    
Поражения ЦНС    

Исследование ликвора:

Давление    
Цвет    
Прозрачность    
Цитоз    
Содержание белка    

 

3. Провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечно-сосудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития.

4.Решить ситуационную задачу.

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

 

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1. Основные этапы иммунного ответа.

2. Особенности иммунной системы детей в различные возрастные периоды.

3. Методику сбора анамнеза и оценку объективного статуса ребенка перед

  проведением вакцинации.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Основные положения об организации и проведении профилактических прививок.
  2. Календарь профилактических прививок.
  3. Вакцинация против декретированных инфекций.
  4. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям.
  5. Типы вакцин.
  6. Медицинские противопоказания к проведению прививок.
  7. Поствакцинальные реакции и осложнения.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

3.Составьте схему обследования ребенка перед проведением вакцинации.

4.Составьте план неотложных мероприятий при развитии ана­филактического шока на введение вакцины.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2.Провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечно-сосудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития.

3.Задание: решить ситуационную задачу.

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.

2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Этиология нематодозов (аскаридоза, энтеробиоза, трихоцефалеза, трихинеллеза, анкилостомидоза, стронгилоидоза, дирофиляриоза), а также факторы патогенности этих возбудителей;
  2. Эпидемиология нематодозов;
  3. Патогенез нематодозов;
  4. Клинические проявления энтеробиоза, трихоцефалеза, аскаридоза, трихинеллеза у детей;
  5. Патогенез, сроки возникновения и клинические проявления осложнений нематодозов;
  6. Лабораторная диагностика нематодозов;
  7. Принципы лечения;
  8. Принципы профилактики;
  9. Прогноз заболевания;
  10. Правила выписки реконвалесцентов из стационара;
  11. Правила диспансеризации реконвалесцентов.
  12. Лямблиоз. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.
  13. Дисбактериоз. Клиника. Диагностика, лечение, профилактика.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

3. Ответить на тестовые задания для самоконтроля.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Выбрать правильные ответы

АСКАРИДОЗ

1. Возбудителем аскаридоза является:

а – Askaris lumbricoides;

б – Taenia saginata;

в – Hymenolepis nana;

г – Enterobius vermikularis.

ЭНТЕРОБИОЗ

ТРИХИНЕЛЛЕЗ

Эталоны правильных ответов

АСКАРИДОЗ: 1. а; 2. б; 3. в; 4. а; 5. б; 6. в; 7. г; 8. а; 9. а; 10. б.

ЭНТЕРОБИОЗ: 1. а; 2. г; 3. в; 4. а; 5. г; 6. б; 7. г; 8. в;9. б; 10. а.

ТРИХИНЕЛЛЕЗ: 1. г; 2. в; 3. б; 4. а; 5. а; 6. г; 7. г; 8. г;9. а; 10. в.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Задача 1

Мать девочки 5 лет обратилась к участковому врачу с жалобами на появление у него раздражительности, нарушения сна, зуда в перианальной области, промежности, половых органах.

1. Сформулируйте предварительный диагноз.

2 Что необходимо для подтверждения диагноза?

3. Какие препараты используют для лечения, их дозы?

Задача 2

Мальчик 9 лет заболел 7 дней назад. Жалобы на общую слабость, повышение температуры тела до 37,6-37,80 С, гиперсаливацию, снижение аппетита, тошноту, дисфункцию кишечника, боли в разных отделах живота спастического характера. Из анамнеза известно, что ребенок часто ест немытые фрукты и овощи. Объективно: ребенок пониженного питания. Кожа бледная. В легких

везикулярное дыхание. Живот мягкий, болезненный при пальпации.

1. Какой предварительный диагноз?

2. Назначить лечение.

Задача 3

Больная А., 15 лет, предъявляет жалобы на головную боль, болезненность мышц конечностей. Неделю назад появилась общая слабость, жар, отеки век. Участковый врач диагностировал грипп и назначил жаропонижающие препараты. Улучшения не было. Одновременно заболела мать ребенка, которая отмечала боль в мышцах, плохое самочувствие. За 12 дней до начала заболевания они ели жареную свинину, мясо было куплено у случайного продавца. Общее состояние средней тяжести.

Температура тела 38,70С. Отек лица; глазные щели сужены. Мышцы конечностей болезненны при пальпации. Сердечная деятельность не нарушена. Живот мягкий. Кал кашицеобразный, стул 2 раза в сутки.

Анализ крови: Эр-4,2х1012 /л, Нb-133г/л, Л-11,5х109/л, б-1%, э-40%, п- 7%, с-37%, л-8%, м-7%, СОЭ-25 мм/час.

1 Ваш предварительный диагноз?

2 К какому классу относится возбудитель?

3 Источник инвазии, механизм передачи?

Эталоны ответов к задачам

Задача 1

1 Энтеробиоз.

2 Необходимо взять соскоб с перианальных складок до утреннего туалета с последующей микроскопией.

3 Вермокс 2,5-3 мг/кг однократно до или после приема пищи; пирантел однократно в дозе 10 мг/кг во время еды или через 30 минут после нее.

Задача 2

1 Аскаридоз.

2 Вермокс 2,5-5 мг/кг через 1час после приема пищи, курс 2 дня.

Задача 3

1 Трихинеллез.

2 Нематоды.

3 Волки, лисы, кабаны, дикие свиньи, собаки, крысы. Фекально-оральный.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2. Провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечно-сосудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития.

 

Решить ситуационную задачу.

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

Основная литература:

1. Детские болезни [Электронный ресурс]. Учебник / Под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411162.html

2. Педиатрия: учебник/ под ред. Геппе Н.А., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 432 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970410592.html 

3. Детские болезни: учебник / Под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР -   Медиа, 2009. - 1008 с.: ил. 

4. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник для вузов. В 2 т. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - (Серия «Учебник для вузов»). 

Дополнительная литература:

1.Электронный ресурс http://www.minzdravao.ru/site-page/ostorozhno-gelminty.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.05. 2003 г. № 105 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации. СанПин 3.2.1333-03».
4. Охотникова Е.Н., Ткачева Т.Н. Гельминтозы у детей. МП № 3 (79) 2011. Электронный ресурс www.health-medix.com/articles/misteztvo/2011-04.../11ENOGUD.
5. Электронный ресурс http://www.vidal.ru/poisk_preparatov/sanoxal__20384.htm.

6.Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным энтеробиозом. ФГБУ НИИДИ ФМБА России, СПб, 2015 г. http://niidi.ru/dotAsset/7776967b-05f3-4064-a999-f7cfa64e553b.pdf.

7.Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным аскаридозом. ФГБУ НИИДИ ФМБА России, СПб, 2015 г. http://niidi.ru/dotAsset/c6402c68-68be-436b-943f-968f21918e1a.pdf.

 




БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ХАНТЫ-МАНСИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра педиатрии

 

                                                                                       

Т.Н.Углева

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

для самостоятельной работы студентов лечебного факультета

по дисциплине «Педиатрия» по разделам

 

«Поликлиническая педиатрия»

«Инфекционные и паразитарные болезни у детей »

Часть III

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 174.