Как правило, определением природы индийской философии занимается такая дисциплина как история философии. Она отталкивается от постулата о существовании некоего нормативного родового понятия философии, по отношению к которому отдельные философские традиции выступают как его виды. Содержание этого родового понятия устанавливается априорно и достаточно произвольно - оно либо заимствуется из европейской традиции, например, берется какое-либо известное определение философии (Аристотеля, Декарта, Гегеля), либо конструируется из посылок, также извлеченных из истории европейской философии.
Культурологический же подход исходит из того, что национальные или региональные философские традиции производны не от некоего нормативного инварианта, а от тех культурных традиций, в которых они возникли и развились. Каждая культура создает свою философию, в состав которой могут входить элементы, занимающие в другой культуре место вне философской традиции. В этом случае то, что считалось философией в Греции, не обязательно совпадет с идеей философии в Индии и Китае. Но вместе с тем это не исключает присутствия в названных традициях ряда совпадающих черт, которые могут интерпретироваться как типологически общие.
Думается, что общей стратегией определения природы индийской философии должно быть установление некоторых базисных представлений о статусе и природе знания в индийской культуре. Для этого необходимо установить некие опорные точки самой этой культурной традиции.
В докладе высказана мысль, что истоки иерархического устройства индийского социо-космоса лежат в ритуалистической системе, которая сложилась в классическом брахманизме (по текстам брахман, араньяк и в некоторой степени упанишад). Брахмаистская ритуалистика уникальна в том смысле, что она не направлена ни на какие внешние цели, ритуал является центром религиозной и социальной жизни, вокруг которого вертится вселенная. Главное, что дает ритуал - это четкое разделение функций между его участниками, иерархия функций и чрезвычайное внимание к ритуальным аспектам действия, поскольку считалось, что ритуал поддерживает космический порядок, а его неправильное исполнение может привести к вселенской катастрофе. Отсюда важнейшие культуропорождающие принципы - функциональность, иерархичность, системная целостность, поддерживаемая точным исполнением каждым агентом его функции ("профессионализм").
Автор предполагает, что от двойственной роли брахмана, основного традиционного носителя философского знания, проистекает и двойственное положение философии по отношению к сфере социально культурного. С одной стороны, философия, как и брахман, должна быть выше мирской суеты, культурных и социальных процессов своего времени. Она должна давать целостное знание, которое способно освободить человека от бесконечных перерождений, но это знание предполагает понимание и объяснение устройства мира, места и роли человека в нем. С другой стороны, общество воспринимает философию не только как один из возможных путей к религиозному спасению, во и как квинтэссенцию учености, образованности, которую оно стремится усвоить и от которой хочет получить методы решения и более утилитарных задач.
Если в первом смысле все философские системы кодируются в индуизме как атмавидья или даршана, средства реализации высшего знания и достижения освобождения от перерождений, то во втором смысле их определяют как анвикшики, тарка, юкти - все эти термины обозначают логические методы рассуждения и анализа, которые могут быть применены в разных сферах.
Таким образом, индийские философские системы, с одной стороны, содержали в себе компонент высшего вечного знания (видья, джнана). Однако путь к такому знанию лежит тоже через знание, но знание, понимаемое как мышление, деятельность (правритти), которое предполагает оперирование понятиями и следование определенным законам. Это рациональное знание, чтобы быть эффективным, должно быть правильно построенным, в индийских терминах оно должно быть прамой - соразмерным источникам своего получения - праманам, главными из которых были восприятие, логический вывод, а для некоторых систем и авторитетное свидетельство. Это соответствует культурной парадигме, которая определена в докладе как функциональность и профессионализм.
О.В.МЕЗЕНЦЕВА
Дата: 2018-12-28, просмотров: 218.