ОБЩИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАСТОВОЙ СИСТЕМЫ В ИНДИИ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ИНДУИЗМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эволюция кастовой системы непосредственно связана с эво­люцией индуизма (временной аспект - выработка основных кон­цепций функционирования кастовой системы; пространствен­ный аспект - формирование региональных кастовых систем).

Можно выделить б этапов в развитии индийской кастовой системы. Временные рамки этих этапов крайне условны.

I этап - до 700 г. до н.э.

Формирование кастовой системы происходило в зонах контакта ариев с местным населением. На первом этапе этот процесс испытал, вероятно, сильное воздействие со стороны до-арийских социальных элементов. Происходило некоторое Смешение этнокультурных групп вследствие гипергамных браков, характерных для индо-ариев, и замыкание каст. Имела место также и их стратификация, то есть расположение каст на некой шкале, соответствовавшей распространенным в арийском обществе представлениям об относительном социальном статусе каждой из групп (немалую роль при этом играл, вероятно, и ра­совый фактор). Кастовая стратификация соотносилась с сословно-варновой стратификацией. Социальная система, сфор­мировавшаяся к тому времени в Северной Индии (т.е. на территории первоначального распространения индо-ариев), еще довольно сильно отличалась от современной кастовой системы. Кастовые границы, вероятно, не были столь непроницаемыми, а кастовая иерархия не была столь скрупулезно разработанной, да и сам кастовый иерархический порядок несколько отличался от существующего сейчас. На этом этапе активно идет процесс обособления двух сословий - кшатриев и брахманов. В конце первого- начале второго этапа (время создания Брахман) сословие риши - мудрецов, распевающих религиозные гимны, превращается в замкнутую касту брахманов, в которой жреческое занятие становится наследственным.

Положение брахманов на первоначальном этапе становления кастовой системы не было бесспорным с точки зрения их иерархического превосходства. В эпоху создания "Ригведы" (на это есть непосредственные указания в "Ригведе") брахманы были вторыми по социальной значимости после Раджанья (Кшатрийского сословия) и вполне вероятно, что традиционный конфликт между брахманами и кшатриями, имевший место в более позднее время - в конце I тыс. до н.э. - представляет "бунт" жреческого класса смешанного происхождения против арийской аристократии.

II этап - 700-200 гг. до н.э.

Дальнейшее развитие кастовой системы было неразрывно связано с развитием брахманизма и индуизма. В начале периода ведущая роль еще сохраняется за Северо-Западом. Однако, пос­тепенно он вступает в фазу стагнации, которая выражается в окостенении религиозных представлений, установлении и формализации религиозных канонов, уделении большего внимания ритуальной стороне. Все общество как бы переживает духовное оцепенение, которое поддерживает всю систему в сос­тоянии неустойчивого равновесия.

На этом этапе происходит постепенное смещение центра ор­тодоксальной религиозной культуры с Северо-Запада, из района Панджаба, на Восток, в район Брахмариши, включавший западную часть Доаба - междуречья Джамны и Ганга, Сирхинд и полосу территорий, примыкающих к реке Джамне с запада, район Дели и др. Северо-Запад Индии, являвшийся центром арийской культуры эпохи "Ригведы", уступает свое место Доабу. Панджаб и весь Северо-запад рассматриваются уже как варварская периферия по отношению к области, где происходит формирование классической индуистской культуры.

Приблизительно к 700 г. до н.э. в недрах брахманизма, вступившего в фазу зрелого развития, что выразилось в усилении ритуализма, зарождается ряд духоборческих течений, в том числе и движение "духовного отшельничества". Именно в это время продолжают письменно оформляться веды (создаются Атхарваведа, Брахманы, араньяки), зарождаются философские идеи, нашедшие впоследствии воплощение в упанишадах. Основополагающей идеей индийской философии становится идея кармы. С ней тесно связаны идеи трансмиграции душ и мокши как освобождения от цикла перерождений и слияния с Брахмой. Весь этот философско-этический комплекс составил основу индуизма, которая сформировалась к началу второй по­ловины I тыс. до н.э.

На востоке Индо-Гангской равнины, в области современного Бихара, в середине I тыс. до н.э. происходит оживление религиозных течений оппозиционных брахманизму. Еще в первой половине I тыс, до н.э. эти территории были периферий­ными по отношению к процессу массовой арианизации. В "Шатапатха-брахмане" (I, 4, 1 и ел.) говорится о Кошале (государстве, в столице которого - Айодхье, по преданию, родился легендарный Рама) и Видехе как о землях нечистых. В "Айтарея-брахмане" (5-22, 14) Магадха упоминается как далекая варварская страна. Магадхские брахманы происходили в основном из местных жрецов. На это указывало то, что в то время они исполняли только простейшие ведические обряды. Однако к VI-V вв. до н.э. Магадха начинает играть роль центра массовой арианизации. Несмотря на то, что правящая элита су­ществовавших здесь арийских государств строго придерживалась брахманизма, основная часть населения этого района и областей, прилегавших к нему, была маргинальной по отношению к поздней арийской культуре и находилась под влиянием "еретических", по отношению к ортодоксальному брахманизму, верований. Здесь активно действовала секта вратьев - потомков ариев первых миграционных волн, чьим основным священным текстом, вероятно, была "Атхарваведа". Основные религиозные обряды этой секты были связаны с культом Рудры.

Эта область стала местом возникновения и развития и других религиозных направлений неортодоксального толка. Од­ним из них был аскетизм. Это учение, проповедовавшее достижение высвобождения духа путем крайних лишений и по­степенного умерщвления плоти, было крайним проявлением идеи "духовного отшельничества". "Тапас, как суровый аскетизм, заменил процессы размышления и созерцания, проповедуемые в упанишадах. Чтобы в мистическом видении воспринять бога, душа должна быть воспитана в тиши" (Радхакришнан С., "Индийская философия", t.i, М., 1956, с.232) Природа Южного Бихара - гористая местность, покрытая труднопроходимыми джунглями, служившими убежищем аскетам, представляла идеальные условия для развития отшельничества. Здесь, на востоке Северной Индии, где позиции брахманизма как "государственной" религии и идеологии, скреплявшей арийское общество и являвшейся гарантом институционально установленного иерархического порядка раннеклассовых арийских государств, не были сильны, где зрело недовольство брахманской моделью мира, насаждаемой "сверху" с ортодоксального запада, к середине I тыс. до н.э. появляются объективные условия для возникновения новых идей.

На рубеже VI-V вв. до н.э. наблюдался некий "духовный прорыв". К этому времени ("осевое время", по К-Ясперсу) в ос­новных "очагах цивилизации" остро ощущается необходимость появления нового морального закона, который бы коренным об­разом отличался от закона предков. Этот духовный прорыв, ве­роятно, соответствовал коренной ломке сознания людей, переходивших к новому этапу общественных отношений, соответствовавшему развитию классовых государств.

В это время на территории Северной Индии возникают такие нравственно-этические учения, впоследствии развившиеся в новые религии, как джайнизм и буддизм. Возникнув как религия оппозиционная брахманизму (хотя буддизм и оперировал многими характерными для упанишад категориями, наполнив их новьм идейным и моральным содержанием), буддизм выступал против обрядности, ритуализма, характерных для позднего брахманизма.

На этом этапе создаются серьезные мировоззренческие пред­посылки для функционирования кастовой системы, причем, ос­новными репирами являются положения о карме, дхарме и трансмиграции душ. Видимо, к концу этого периода относится фактическое оформление деревенских общин, ведущих практически натуральное хозяйство на основе функционирова­ния системы джаджмани.

III этап - 200 г.до н.э. - 500 г. н.э.

Где-то на рубеже новой эры на первый план индийской истории начинает выдвигаться жреческое сословие. Именно в такой обстановке появляются на свет "Законы Ману". В них брахманы пытаются установить "новую традицию" и закрепить в законодательном порядке свою власть как результат своего пре­восходства над остальными сословиями в обществе. В частности, в Главе 1 "Законов Ману" мы находим характерные для этого произведения утверждения:

 - «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы.» ("ЗМ", I, 96)

- «Все, что существует в мире, это собственность ( sva ) брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все.» ("ЗМ", I, 100)

Вероятно, именно в это время начинает выстраиваться шкала ритуальной чистоты каст, установленная по принципу вероятности ритуального осквернения брахмана. В это же время делаются попытки скорректировать эту шкалу по упорядоченной и несколько перестроенной, исходя из принципа институционального превосходства брахманов,  четырех-варновой шкале, в которой находится место и до-арийскому населению. С помощью этой же варновой модели делается попытка объяснить существование в обществе многочисленных этно-профессиональных групп, с этого момента постепенно все больше замыкающихся на себя.

С установлением новой традиции в Индии наступает новый период в развитии кастовой системы - этап преобразования дей­ствительности в соответствии с жесткой схемой, получившей божественное освящение, соответствующий господству брахманских представлений, и в этом смысле его можно назвать эпохой брахманского возрождения.

В религиозной сфере именно с этим периодом ассоциируется победа брахманизма над буддизмом и окончательное утверждение на субконтиненте индуизма как "национальной" религии. Окончательная "победа" брахманизма, утвердившегося в большей части Северной Индии к IV в.н.э., крылась как в стойкости верований прошлого, в кастовой организации индийского общества, идеологией которого выступал брахманизм, так и в изменениях, произошедших к тому времени в буддизме. Ранний буддизм стоял на позициях неприятия брахманизма, погрязшего в ритуализме. После смерти Будды учение раскололось на множество сект. К IV в.н.э. сформировалось направление буддизма - махаяна, в котором ритуализм играл большую роль, а Гаутама-будда был провозглашен одним из множества будд, почитавшихся святыми. Произошло смыкание буддизма с брахманизмом. Последователи буддизма, отвергавшие на ранних стадиях деление общества на касты, в результате фактически сами образовали одну, из эндогамных кастовых групп индийского общества.

На временном отрезке, охватывавшем 200-500 гг.н.э., та "втором" этапе синтеза арийской и дравидийской культур, вероятно, происходил процесс "вызревания" индуизма, основы которого были заложены ранее, в эпическую эпоху (с 600 г. до н.э.), когда в пантеон арийских богов вошли местные боги: Вишну, Кришна, Шива. Вероятно, территориально культурный синтез мог проистекать в области современного Бихара, поскольку именно здесь сохранялась необходимая пропорция арийских и до- арийских элементов. До-арийские культы были включены в практику индуизма, а местные боги постепенно вытеснили с первого плана главных арийских богов: Индру, Варуну, Митру и др. Подчинив местные культы основной брахманской идее, индуизм стал универсальной религией практически для всех народов, населявших индийский субконтинент. Система аватар фактически способствовала развитию монотеизма через поклонение множеств разнообразных богов, и не давала заблудиться политеистических дебрях. Кроме того, она позволял инкорпорировать в индуизм богов других религий, тем самым лишая их самостоятельности. Так, в индуистский пантеон была инкорпорированы Махавира и Будда, став аватарами бога Вишну. Как мы видим, помимо того, что индуизм сочетает в себе синтезированные представления, свойственные брахманизму и до-арийским верованиям, он значительно обогатился идеями, развитыми джайнизмом и буддизмом, Важной частью индуизма стали теория ненасилия, проповедуемая джайнизмом, и представления, связанные с исполнением дхармы как пути спасения, являющиеся основополагающими столпами буддизма, и многие другие положения обеих религий.

К четвертому веку нашей эры, в эпоху правления династии Гуптов, индуизм в Северной Индии достиг своего расцвета вступил в инерционную фазу развития, названную Л.Н.Гумилевым "цивилизация". К этому времени получил развитие ритуализм. Брахманская законодательная регламентирующая литература стала превалирующим типом литературы. Наивысшего расцвета достигло развитие кастовой системы ( в Северной Индии ).

IV этап-500-1100 гг. н.э.

Следующий, четвертый, этап развития кастовой можно характеризовать как этап экспансии индуизма на юг. Арианизация Юга относится, вероятно, к последним векам до н.э. - первым векам н.э. Вслед за волнами «индуинизированных» ариев на п-ов Индостан проникали их религиозные представления и жесткие идеологические кастовые установки. Формирование кастовой системы в Южной Индии может быть отнесено к средним векам, когда в конце VII - начале IX вв. здесь имел место процесс "брахманского возрождения", сопровождавшийся сменой буддизма как главенствующей религии индуизмом и переносом социальных институтов, сложившихся в условиях Северного общества, на Юг. Видимо, процессы, протекавшие на Юге, во многом повторяли процессы, протекавшие па Севере, но с запаздыванием во времени на несколько столетий.

В то время, как на Юге шел процесс становления развитой кастовой системы, на Севере, прошедшем этот этап несколькими столетиями ранее, отмечалось постепенное сужение общества в состояние "летаргического оцепенения".

V этап- 1100-1600 гг. н.э.

Начало нового этапа в формировании кастовой системы сов­падает с началом крупномасштабных мусульманских завоеваний, сопровождавшихся созданием на Севере Индии новых государственных образований имперского типа. Первым из таких образований был Делийский султанат, возникший в начале XIII в, и просуществовавший относительно недолго (распался в начале XV в.). Затем на смену ему в начале XVI в. пришла империя Великих Моголов. Если следовать теории этногенеза Л.Н.Гумилева, вероятно, оба мусульманских этноса (во всяком случае этнос тюрков, основавших династию Великих Моголов) можно определить как этносы, находившиеся на стадии "цивилизации" (инерционная фаза развития). Л.Н.Гумилев определяет эту стадию как "время, благоприятное для накопления материальной культуры, упорядочения быта, стирания локальных этнографических особенностей, наследованных от прошлых эпох." (Л.Н.Гумилев, "Этногенез и биосфера Земли", М., 1990, с.З66) Придя на территорию субконтинента, они уже не обладали тем варварским зарядом, который был бы способен коренным образом преобразовать местный индийский суперэтнос (по теории Л.Н.Гумилева, пассионарность данного этноса уже была относительно низка).

Несмотря на довольно высокую стадию развития мусульман­ской цивилизации, по отношению к индийской цивилизации она выступала в качестве "варварской" и, по законам общественного развития, должна была рано или поздно быть ассимилирована более древней и более "многолюдной" индийской цивилизацией. На протяжении нескольких веков тесного территориального сосуществования и общественного взаимодействия на территории Индийского субконтинента действительно происходила постепенная ассимиляция мусульманского этноса индуистским. В отличие от индуизма с его системой каст, ислам проповедовал привлекательную идею равенства всех людей перед Аллахом. Каждый человек мог стать мусульманином, пройдя относительно несложный обряд обращения. Для того, чтобы стать индусом, надо им родиться. Однако, несмотря на то, что во время мусульманского правления в Индии часть населения (хотя и незначительная) была обращена в мусульманскую веру (в основном низы индийского общества), ислам не стал главенствующей религией на Индийском субконтиненте. Более того, несмотря на "несмешиваемость" этих двух культур, вероятно, в силу огромных различий, существовавших между ними, индуистский суперэтнос постепенно начинал ассимилировать мусульманский, причем, эта "ассимиляция" осуществлялась изнутри, путем пос­тепенного "вползания" индуистских социальных институтов (касты!) в мусульманское общество. Мусульманские завоеватели изменили структуру своего общества, скорректировав ее по тра­диционной индийской модели. Индийскими мусульманами было принято кастовое деление. Фактически мусульманские и индуистские касты занимали место в единой иерархической шкале. В настоящее время у мусульман, проживающих на севере Индии и во внутренних областях п-ова Индостан, различается два типа каст: Ашраф и Аджлаф.

VI этап - с 1600 г. н.э.

Наступление последнего, шестого этапа в развитии кастовой системы совпало по времени с началом колониальных захватов в Индии. Это совпадение носило не чисто поверхностный характер (процессы, протекавшие в социальной сфере, были частично спровоцированы начавшимся этапом колониального развития).

В целом для всего этапа, в том числе и для его современной фазы, практически для всех каст сохраняется тенденция изме­нения своего статуса в сторону его повышения. В XIX веке произошел "взрыв традиционности", сопровождавшийся серьез­ными изменениям и в кастовых взаимоотношениях. Он был связан с активным внедрением привнесенных капиталисти­ческих отношений, сопровождавшимся развитием националь­ного капитализма в ряде районов самой Индии. К настоящему времени кастовая система подверглась значительной модерниза­ции.

 

 

В. Г. ЛЫСЕНКО

Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.