Сложности с методами оценки стоимости инноваций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    В силу того, что инновации являются нематериальными, интел­лектуальными ресурсами организации, определение их стоимости представляет собой сложную задачу как в теоретическом, так и в практическом плане. Особенно эта проблема остро стоит, когда речь идет не только об использовании инноваций как интеллекту­альных активов во внутренней деятельности организации, но и об их коммерциализации, т.е. купле-продаже путем лицензирова­ния.

Не зря существует шутка, что инновационная разработка стоит столько, за сколько удалось ее продать. Это подчеркивает отсутствие универсальной, стандартной методики расчета цены лицензии.

Обычно цена лицензии устанавливается на договорной основе с учетом интересов продавца и покупателя. Обычно лицензиар проводит предварительный расчет стоимости лицензии. А лицензиат после консультаций с экономистами, маркетологами, патентоведами, технологами согласовывает с продавцом окончательную цену.

В настоящее время разработан в теории и применяется на прак­тике не один десяток методов оценки стоимости лицензии. С целью их систематизации обычно выделяется три основных под­хода к определению стоимости инноваций как объектов интеллекту­альной собственности, нематериальных активов:

- доходный;

- сравнительный;

- затратный.

В основе оценки стоимости инно­вации с помощью методов доходного подхода лежит прогноз величины дохода, который может быть получен в результате использования опре­деленного результата инновационной деятельности. При этом в качестве дохода от инновации рассматривается разница за определенный период вре­мени между денежными поступлениями и денежными выплатами, получаемая правообладателем за предоставленное право исполь­зования интеллектуальной собственности. Основными формами денежных поступлений являются платежи за предоставленное пра­во использования интеллектуальной собственности, например роялти, паушальные платежи.

Возможными формами выгод от использования инновации как объекта интеллектуальной собственности являются экономия затрат на производство и реализацию продукции, увеличение объ­ема продаж продукции; улучшение временной структуры денежного потока от использования результата инновационной деятельности и др.

Оценивание денежного потока с учетом рис­ков и временной структуры при использовании инновации осу­ществляется обычно путем дисконтирования.

Использование сравнительного подхода для оценки стоимости инновации возможно при наличии доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условиях сделок с ними.

При этом определение рыночной стоимости объекта интеллек­туальной собственности осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемой интеллекту­альной собственности.

         Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки (под замещением понимается при­обретение объекта эквивалентной полезности).

Другими словами, методы оценки рыночной стоимости инно­вации в рамках затратного подхода предполагают определение сум­мы затрат на создание нового объекта, аналогичного объекту оцен­ки.

Прибыль инвестора может быть рассчитана исходя из ставок отдачи на капитал (при его инвестировании с аналогичным уровнем риска) и с учетом периода времени, необходимого для создания оцениваемой интеллектуальной собственности.

 

 

Инвестиционная стратегия

 

    Реализация любой стратегии, как правило, связана с инвестициями, особенно, если речь идет о стратегиях роста. Процесс принятия инвестиционных решений является неотъемлемой частью стратегического планирования и должен обеспечить согласование долгосрочных целей и использование ресурсов, направляемых на достижение этих целей.

    Инвестиционная стратегия предприятий представляет собой процесс формирования системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения на базе прогнозирования инвестиционного климата, конъюнктуры инвестиционного рынка в целом и его сегментов. Быстро меняющиеся рыночные условия, несовершенство и изменчивость законодательной базы, инфляционные процессы требуют гибкого подхода к инвестиционной стратегии.

    Инвестиции – это вложения финансовых средств (денежные средства, ценные бумаги), а также имущества и всех имущественных прав в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличения капитала, для получения прибыли или социального эффекта.

    В зависимости от объекта инвестирования различают:

- реальные инвестиции. Это долгосрочные вложения средств в физический капитал предприятий в отраслях материального производства, например в создание основных фондов, техническое перевооружение и т.д.;

- финансовые инвестиции. Это вложения в покупку акций и других ценных бумаг и использование иных финансовых инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора. Другой разновидность финансовых инвестиций является покупка недвижимости, имущественных прав, лицензий, патентов, товарных знаков и других форм нематериальных активов.

    Инвестиции в физические и финансовые активы тесно связаны между собой. Для развивающихся стран более характерны инвестиции в физические активы. В странах с развитой экономикой преобладают финансовые инвестиции над физическими. Данное преобладание во многом объясняется тем, что на Западе специально давно созданы и непрерывно совершенствуются условия для свободного обращения ценных бумаг. Во-первых, это специальная инвестиционная среда, а, во-вторых, это финансовые посредники. Для

эффективной работы с ценными бумагами сформировалась целая индустрия инвестиций, включающая финансовые институты, страховые компании, инвестиционные фонды и т.д. 

    Инвестиционная стратегия в физические активы может быть направлена на:

- техническое перевооружение. Под ним понимают такую форму обновления, когда происходит замена старой производственной техники и технологии на новую без расширения производственных площадей;

- расширение действующих предприятий. Это инвестирование с целью увеличения объема производства путем строительства новых цехов и подразделений, часто на территории действующего предприятия или на примыкающей территории;

- реконструкцию и модернизацию. Связана как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с перестройкой зданий и сооружений;

- новое строительство. Целесообразно для ускорения внедрения наиболее перспективной продукции и развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также для освоения принципиально новой техники и технологии.

Инвестиционные стратегии находят свое выражение в Инвестиционных планах или Инвестиционных проектах. Именно в форме инвестиционных проектов осуществляется большая часть реальных инвестиций.

Инвестиционный проект – это планируемая и осуществляемая система мероприятий по вложению капитала в создаваемые материальные объекты, технологические процессы, а также в различные виды предпринимательской деятельности в целях ее сохранения и расширения. Инвестиционный проект предполагает:

- проведение анализа рынка, инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности отдельных регионов;

- определение жизненного цикла предприятия; определение его размера и назначения в соответствии с поставленными стратегическими задачами;

- разработку проектной документации и технико-экономического обоснования предлагаемого инвестиционного проекта с указанием необходимых ресурсов, финансирования, результатов, этапов и сроков ввода объектов в эксплуатацию;

- заключение контрактов с потенциальными инвесторами;

- пути и мероприятия по реализации инвестиционного проекта.

Очевидно, что инвестор даже при высокой доходности инвестиционного проекта заинтересуется им лишь в том случае, если инвестиционный климат страны или региона благоприятный.

Инвестиционный климат — это совокупность полити­ческих, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капита­ловложений и возможность их эффективного использования.

Существуют специальные методики оценки рейтинга стран и регионов по степени привлекательности вложения инвестиций. Среди стран мира наиболее высокий рейтинг прямых иностранных инвестиций у Китая, США, Индии, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Гонконга, Италии, Японии.

В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для полномасштабно­го привлечения инвестиций. В связи с этим российское руководство стремится к про­ведению более активной политики по привлечению инвес­тиций.

    Инвестиции в Россию привлекают следующие факторы:

- богатые природные ресурсы (нефть, газ, лес, метал­лы, алмазы);

- достаточно квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

- относительная дешевизна квалифицированной рабо­чей силы;

- огромный внутренний рынок;

- возможность участия иностранных инвесторов в при­ватизации государственной собственности.

Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

- отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны;

- правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;

- неэффективное земельное законодательство;

- высокий уровень инфляции, нестабильность обменно­го курса рубля;

- низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;

- изношенность производственной и транспортной инф­раструктуры;

- непрогнозируемость таможенного режима;

- слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования.

Важное влияние на инвестиционный климат оказывает государственная политика в отношении иностранных и нацио­нальных инвесторов, участие страны в системе международ­ных договоров и традиции их соблюдения, степень и методы государственного вмешательства в экономику, эффективности работы государственного аппарата и др.

В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов в России в настоящее время приняты два комплексных показателя: инвестиционный риск и социально-экономический потенциал. Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Социально-экономический потенциал учитывает такие показатели, как потребительский спрос, насыщенность региона производственными мощностями и трудовыми ресурсами

Наиболее привлекательными инвестиционными регионами в России являются Центральная европейская часть, Ямало- Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Краснодарский край.

        

Тема 10. Бизнес-планирование. Разработка Стратегического плана предприятия

 

10.1 Сущность бизнес-планирования.

 

Существует множество определений бизнес-планов. Более полно отражается его назначение и цели в следующее формулировке: бизнес-план основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или развития действующего производства (деятельности).

Основными объектами бизнес-планирования в рыночных отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Бизнес-план - это план развития предприятия (деловой единицы), необходимый для освоения новых сфер деятельности или расширения, развития предприятия, а также для создания новых видов бизнеса. Бизнес-планы получили наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.

В современных условиях бизнес-план служит для производителей инструментом хозяйствования, а для инвесторов – основным ориентиром при кредитовании и финансировании предстоящего проекта. Прежде чем принять решение о выделении инвестиций, любой инвестор требует предоставление материала по инвестиционному проекту в виде взаимосвязанных разделов, содержащих текстовое описание и расчеты, которые отражают все аспекты будущего коммерческого предприятия, возможные проблемы и способы их разрешения.

    Бизнес-план - это оформленное по типовым международным методикам инвестиционное предложение. Наибольшее распространение при его составлении получили типовые методики ЮНИДО (Организации ООН по проблема промышленного развития), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Различие этих методик состоит лишь в степени детализации бизнес-плана, но наиболее высокие требования предъявляются в методике ЮНИДО.

    Инвестиционное предложение должно содержать достаточную информацию о проекте, чтобы потенциальный инвестор мог решить, входит ли данный проект в сферу его интересов. При составлении инвестиционных предложений используются программные продукты PROJEKT EXPERT, COMRAR, Альт-инвест и другие.

Бизнес – план разрабатывается для обоснования:

- текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;

- возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также для возврата заемных средств;

- целесообразности получения государственной поддержки;

- предложений по созданию новых производств.

    На вновь создаваемые или открываемые предприятия и фирмы разрабатывается комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства продукции (услуг). На действующих предприятиях бизнес-планы создаются с целью достижения соответствующих стратегических, оперативных направлений и задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, с реструктуризацией производства и т.п. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление производственных фондов, развитие технологий, поиск новых рынков. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других – локальных бизнес-планов.

Бизнес-план является составной частью стратегического плана. Но бизнес-планирование и стратегическое планирование – нетождественные понятия.

От стратегического плана бизнес-план отличается тем, что:

1) бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только некоторые из них. Бизнес-план направлен только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие виды стратегий, например, стратегию сокращения;

2) бизнес-план разрабатывается на инновационные и инвестиционные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечение которых работа над бизнес- планом завершается. Стратегические планы – это планы с растущим горизонтом времени;

3) в бизнес–плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес – плана.

Близким по сути к бизнес-плану выступает технико-эксплуатационное обоснование или ТЭО. ТЭО содержит проработку инженерно-конструкторских, строительных и технологических решений. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО – это специфический документ, в котором акцент делается на производственно-техническую часть, в то время как рыночные проблемы остаются менее раскрытыми. ТЭО более глубоко детализировано в техническом отношении и предназначено для узких специалистов. Бизнес-план предназначен для более широкого использования.

10.2 Краткая характеристика бизнес-плана

 

Зарубежная и отечественная практика показывает, что нет единой структуры бизнес-плана, так как различаются сферы, объемы и исходные условия предпринимательской деятельности.

Из всех вариантов на сегодняшний момент более конкретизированным является утвержденный Правительством РФ «Макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки на конкурс для получении средств из бюджета РФ». Он является приложением к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1470).

Ориентировочный объем бизнес-плана составляет не более 40 страниц при стоимости проекта 500 тыс. долларов США и не более 80 страниц – при стоимости проекта свыше 500 тыс. долларов.

Наиболее предпочтительна следующая структура бизнес-плана:

1) резюме (или цель и основное содержание проекта);

2) характеристика предприятия и стратегия его развития;

3) описание продукции (услуг);

4) анализ рынков сбыта (отраслевого, регионального, международного), стратегия маркетинга;

5) производственный план;

6) организационный план;

7) инвестиционный план (план капитальных вложений);

8) финансовый план;

9) оценка эффективности инвестиционного проекта;

10) оценка риска;

11) юридический план;

12) приложения.

Помимо перечисленных разделов бизнес-плана необходимо оформить титульный лист, который включает в себя следующую информацию: заголовок бизнес-плана, дату его подготовки, краткую информацию о предприятии и о разработчике бизнес-плана (название фирмы, адрес, лицензия и т.д.).

Срок планирования в бизнес-плане чаще всего составляет от трех до пяти лет. При этом показатели первого года иногда делают в помесячной разбивке, второго года – в поквартальной разбивке, начиная с третьего года – в годовой разбивке.

Резюме

    Резюме – это сжатый обзор, выражающий основную идею проекта обобщенные выводы по разделам бизнес-плана. Работа над подготовкой резюме является очень важной, поскольку если оно сразу не произведет благоприятного впечатления на будущих инвесторов и кредиторов, трудно будет рассчитывать на их поддержку.

    Раздел фактически готовится в два этапа. Сначала устанавливаются предварительные данные, а после выполнения всех разделов, они уточняются, и завершается работа над первым разделом. Объем не должен превышать 2-4 страниц.

    Резюме состоит их трех подразделов:

1)введение, в котором обосновывается главная цель проекта, раскрывается сущность и новизна, показываются его созидательность, конкурентоспособность;

2) основное содержание, где в концентрированной форме излагаются основные преимущества данного проекта и приводятся важнейшие производственно-экономические показатели – прогноз сбыта, стоимость проекта, издержки производства, доходы предприятия, источники финансирования;

3) заключение, в котором обобщаются конечные результаты деятельности предприятия, социально-экономическая значимость проекта.

 

 Характеристика предприятия и стратегия его производства

    В данном разделе дается характеристика предприятия в целом (особенно, если это уже действующее предприятие), его роль и место в отраслевой иерархии.

    При описании предприятия кратко отражается его история, основные достижения и слабые стороны, приводятся характеристика имеющихся производственных фондов, загрузка производственных мощностей, основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия за предшествующий период.

    При описании стратегии развития предприятия раскрываются главные цели и задачи перспективного стратегического развития (выпуск новой продукции, увеличение объемов производства, экономия ресурсов, внедрение новых технологий и т.д.), а также конкретные мероприятия по достижению заданных целей.

        

 Описание продукции (услуг)

    Описание продукции (услуг) заключается в подробном и полном представлении в бизнес-плане основных характеристик будущей продукции (услуг), предлагаемых к поставке на соответствующий рынок.

    В данном разделе приводится следующая информация:

- область применения;

- основные характеристики (потребительские, сбытовые и функциональные);

- соответствие международным и национальным стандартам;

- новизна технических и технологических решений;

- наличие патентов, лицензий, сертификатов;

- требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

- . контроль качества;

- Данные об экологической безопасности.

При описании продукции необходимо ответить на вопросы:

1) в чем особенность или уникальность данной продукции и почему потребители должны отдавать ей предпочтение перед другими товарами-конкурентами;

2) если продукция не имеет особенностей, то почему потребители будут покупать продукцию у вас (из-за удобства расположения, из-за ассортимента и т.д.).

        

    Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга и сбыта

    В данном разделе излагаются основные моменты обоснования плана продаж продукции, основанные на анализе рынков и стратегии маркетинга.

    Анализ рынков должен включать:

- общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции (услуг), оценку их размера;

- данные о доле предприятия на рынках;

- прогнозируемую динамику развития рынка;

- основные факторы, влияющие на изменение рынка;

- оценку возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции (технический уровень, цена, качество продукции);

- технологическое и финансовое состояние предприятий-конкурентов (по возможности);

- преимущества данного предприятия перед конкурентами;

-  основные требования потребителей продукции.

    Для продукции, предполагаемой к сбыту на внешних рынках, указываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения, выдвигаемые страной-импортером.

    Стратегия маркетинга и сбыта  приводится обычно в отдельном подразделе, в котором отражается:

- стратегия сбыта. Необходимо указать, на что она нацелена (на увеличение доли рынка, продвижение на новые рынки и т.д.);

- прогнозируемые данные о цене на продукцию с обоснованием правильности выбора политики ценообразования (сравнение с ценой, качеством конкурентов. Какова величина доходов предприятия при стабильных ценах и их изменении?);

- тактика реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы и т.д.);

- политика по послепродажному обслуживанию (ремонтными или сервисными мастерскими, центрами) с указанием затрат на организацию обслуживания;

- обоснование затрат на маркетинг и рекламу;

- план мероприятий по продвижению продукции на рынки.

    Подраздел «Стратегия маркетинга» необходим не только для организации внутренней деятельности предприятия, но и для установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесторами.

 

Производственный план

    Данный раздел составляется на срок реализации проекта (горизонт расчета). В него включается следующая информация:

- программа производства и реализации продукции (услуг);

- производственные мощности (здания, сооружения, технологическое оборудование);

- материально-техническое обеспечение;

- план по издержкам производства и сбыту продукции.

    Программа производства и реализации продукции составляется на основании маркетинговых исследований и оформляется в виде отдельной таблицы.

    Информация о производственных мощностях зависит от того, является ли объектом инвестирования действующее предприятие или это вновь создаваемое, строящееся предприятие.

    Если предприятие действующее, то приводится:

- анализ соответствия производственных мощностей объемам производственной программы;

- обоснование потребности в дополнительных мощностях, способ их создания (строительство, аренда, покупка);

- оценка обеспеченности создаваемых мощностей инженерными коммуникациями;

- перечень и обоснование необходимого оборудования и технологий;

- обоснование выбора поставщиков оборудования;

- экологическая оценка проекта.

    В случае нового строительства обычно разрабатывается отдельная проектно-сметная документация соответствующими организациями, имеющими право на данный вид деятельности. В таком случае в данном разделе приводятся только основные выкладки относительно выбранного места строительства, сметной стоимости строительства, наличия трудовых ресурсов, инженерных коммуникаций, связи, жилья и т.п.

    В подразделе о материально-техническом обеспечении излагаются перспективы обеспечения проекта требуемыми сырьем, материалами, энергетическими ресурсами. В этом подразделе приводятся:

- перечень наиболее значимых для предприятия поставщиков материальных ресурсов;

- риски ресурсного обеспечения;

- расчет потребности в материальных ресурсах.

    В подразделе по издержкам производства и сбыту продукции даются обоснования по каждой статье затрат. Приводится в табличной форме расчет потребности трудовых ресурсов, амортизационных отчислений, общепроизводственных и общехозяйственных расходов. В данном разделе указываются мероприятия по минимизации затрат.

 

 Организационный план

Центральное место в данном разделе отводится обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством и сбытом продукции, персоналом и предприятием в целом.

Указываются способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяется квалификация специалистов, необходимость их подготовки и переподготовки.

Данный раздел особо актуален при развертывании нового бизнеса.

 

    Инвестиционный план

    Инвестиционные издержки определяются как сумма основного капитала (капитальные затраты) и чистого оборотного капитала. При этом основной капитал представляет собой ресурсы, требуемые для сооружения и оснащения предприятий, а чистый оборотный капитал соответствует ресурсам, необходимым для полной или частичной его эксплуатации. В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду издержек.

Сводные данные по источникам финансирования проекта (собственных, заемных, государственных средств и т.д.) представляются обычно в виде таблицы.

    Представляется справка о намерениях коммерческих банков, потенциальных инвесторов по вложению средств в реализацию проекта (если таковые имеются).

    Осуществляется расчет погашения долговых обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам, бюджетным ссудам.

    Все таблицы по данному разделу представляются обычно в виде отдельного приложения к бизнес-плану.

 

 Финансовый план

    Финансовый план представляет особую ценность для инвесторов, так позволяет судить о том, насколько предлагаемый план приемлем с экономической и инвестиционной позиции. При составлении этого плана основное внимание уделяется расчетам планируемых доходов и расходов, выбору оптимальных экономических решений, определению безубыточности и другим финансовым показателям.

    Как и любой финансовый документ, данный раздел включает в себя следующие главные показатели:

- план доходов и расходов;

- расчет чистой прибыли;

- расчет потока денежных средств;

- баланс предприятия.

    Указанные сведения оформляются в виде таблиц и входят в приложение к бизнес-плану.

В случае реализации проекта на действующем предприятии расчет денежных потоков выполняется в двух вариантах: до реализации проекта и после его осуществления. При таком подходе учитываются предполагаемые изменения выручки, чистой прибыли и затрат.

 

 Оценка эффективности инвестиционных вложений

    Важным элементом бизнес-плана является оценка эффективности инвестиционного проекта с учетом дисконтирования, позволяющая судить об эффективности проекта для всех сторон, принимающих участие в проекте.

    Оценка рисков

    Цель данного раздела – оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Существует классификация рисков по месту их возникновения (производственные, инвестиционные, инфляционные, организационные, коммерческие), а также предусматриваются меры по их снижению или предотвращению.

    С целью выявления и снижения риска вложений должен производиться анализ устойчивости (чувствительности) проекта в отношении его параметров и внешних факторов.

 

 

Юридический план

В юридическом плане описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности

 

 Приложения к бизнес-плану

    Это не регламентируемый по объему раздел, в который включаются все дополняющие основные разделы материалы.

 

10.3 Составление  Стратегического плана

 

Принятая стратегия является основой для разработки Стратегического плана предприятия. Не всегда план стратегии формализован в конкретных документах. Как правило, такая ситуация наблюдается в мелком бизнесе, когда у индивидуального предпринимателя сформирован долгосрочный план реализации стратегии своего дела, но он не зафиксирован на бумаге. Чем крупнее бизнес-структура, глобальнее ее замыслы и многообразнее цели, тем более детализированные стратегические планы составляются.

Стратегическими планами являются те планы, горизонт которых совпадает с горизонтом самой стратегии, и которые рассчитаны на то, чтобы определить с определенной вероятностью параметры ее реализации.

Изучение опыта работы отечественных организаций свидетель­ствует об отсутствии официально принятых рекомендаций по по­рядку и форме представления планов.

    В отличие от тактических и оперативных планов Стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждое предприятие подходит с собственных позиций.    Тем не менее, общие подходы к составлению Стратегического плана имеются.

Составной частью Стратегического плана может являться бизнес-план. На практике для мелких и средних предприятий бизнес-план заменяет собой стратегический план. В отличие от стратегического планирования, бизнес-план содержит в себе не весь комплекс общих целей фирмы, а только некоторые из них. Кроме того, в отличие от стратегических планов, бизнес-планы имеют четко очерченные временные границы, обусловленные сроками реализации планируемого мероприятия, в том числе сроками возврата инвестиционных кредитов.

В принципе, с помощью бизнес-планов можно обосновать каждое мероприятие Стратегического плана, требующего инвестиционных ресурсов для своей реализации.

 

Содержание разделов Стратегического плана включает следующие вопросы:

1) м иссия и стратегические цели предприятия:

- наименования предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;

- миссия предприятия;

- стратегические цели предприятия;

- основные виды деятельности;

- краткая экономико-географическая и историческая справ­ка;

- уставный капитал предприятия, учредители и распределение капитала между ними;

- краткие сведения о персонале предприятия (его численность, структура);

- структура активов (основных и оборотных);

- основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия;

- краткое описание текущего финансового состояния.

2) о писание и характеристика продукции:

- описание продукции услуг, стоимость, технологичность, универсальность, уровень качества и их соответствие требованиям стан­дартов;

- оценка конкурентоспособности продукции;

- основные отличия предлагаемой продукции от аналогичных, их преимущества;

3) краткий стратегический анализ;

4) базовая стратегия (по результатам стратегического анализа).

5) стратегический план маркетинга:

- концепция стратегического маркетинга;

- направления совершенствования продукции (услуг) с учетом сроков прохождения этапов ее жизненного цикла;

- стратегия ценообразования, ценовая политика предприятия;

- планирование сбыта и товародвижения продукции (услуг);

- планирование рекламной компании и стимулирования сбыта;

- планирование сервиса;

- система маркетингового контроля;

6) стратегический инновационный план:

- инновационная стратегия;

- стратегия создания, освоения новой продукции и повыше­ния ее качества;

- стратегия внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;

- стратегия развития системы менеджмента;

- стратегия ресурсосбережения по предприятию;

- технико-экономическое обоснование инновационных проектов, их согласование.

7) с тратегический план производства :

- объемы производства общий и по видам продукции (объем доходов, объем производства продукции в натуральном выражении);

- ассортимент продукции;

8) стратегический план материального обеспечения производства:

- стратегия материального обеспечения производства;

- анализ потребностей предприятия в основных материальных ресурсах и выявление новых требований производства;

- налаживание оптимальных связей с поставщиками ресурсов;

- стратегия обеспечения производства материальными ресурсами;

9) с тратегический организационный план:

- организационная стратегия;

- организационная структура;

- управленческий персонал;

- персонал предприятия, не связанный с управлением (потребность в кадрах по профессиям, квалификационные требования, формы привлечения к труду, режим труда и т.д.);

- оплата труда;

- кадровая политика;

- стратегия повышения производительности труда;

10) стратегический инвестиционный план:

- инвестиционная стратегия;

- прирост производственных мощностей;

- ввод в действие производственных мощностей за счет расширения действующих и строительства новых объектов;

- ввод в действие производственных и непроизводственных фондов (включая объекты охраны природы);

- объем требуемых инвестиций, возврат кредитных средств;

- технико-экономическое обоснование и согласование инвес­тиционного плана;

11) стратегический социальный план:

- социальная стратегия;

- мероприятия по изменению социально-демографической структуры работников;

- мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреп­лению здоровья работающих;

- мероприятия по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей.

12) стратегический экологический план:

- экологическая стратегия;

- рациональное использование природных ресурсов;

13) стратегический финансовый план:

- планирование себестоимости продукции (услуг);

- планирование доходов от различных видов деятельности;

- планирование прибыли предприятия и ее использование;

- планирование рентабельности предприятия;

- планирование баланса доходов и расходов предприятия;

- составление финансовых бюджетов;

- налоговое планирование;

     14) оценка рисков.

Приложения.

 

Стратегический план выступает инструментом прогрессивного развития предприятия, поскольку поощряет руководителей посто­янно мыслить перспективно, ведет к более четкой координации предпринимаемых усилий, заставляет более четко определить задачи и рыночные установки и делает предприятие более подготов­ленным к внезапным переменам.

Стратегический план обязательно должен содержать набор основных показателей как конкретных ориентиров будущей деятельности. Степень точности предполагаемых значений, по опыту зарубежных стран,  может колебаться в пределах 25—40 %. Это связано с длительным горизонтом планирования, характерным для стратеги­ческого плана.

 

Библиографический список

 

1. Стратегический менеджмент : Учебник /Ред. А.Н. Петров. - М. : Питер, 2005.

2. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Н. Лапыгин. - М. : ИНФРА-М, 2007.

3. Баринов В.А. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко ; Ин-т экономики и финансов "Синергия". - М. : ИНФРА-М, 2005.

4. Примшиц В.В. Стратегический менеджмент : пособие для студентов эконом. спец. / В. В. Примшиц ; Белорус. нац. техн. ун-т. - Минск : БНТУ, 2007.

5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент : Учебник, изд испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Веснин В.Р. Стратегическое планирование : Учебник. – М.: изд-во «Проспект», 2004.

7. Горемыкин В.А. Экономическая стратегия предприятия : учебное пособие. - М: изд-во «Альфа-пресс», 2007.

8. Лемке Генрих. Нелинейный стратегический менеджмент или искусство конкуренции. - М.:Издательство «Дело и Сервис», 2006.

9.  Горемыкин В.А. Планирование на предприятии : Учебник.- М: изд-во «Высшее образование», 2007.

10.  Дэвид Аакер. Стратегическое рыночное управление/Пер. с англ. – СПб: Питер, 2007.

11.  Ильин А.И. Планирование на предприятии : учебное пособие. - Минск: ООО «Новое знание», 2006.

12.  Кристофер Мейер, Стэн Дэвис. Живая организация/Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2007.

13.  Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия : учебное пособие для ВУЗов.- М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

14.  Международный менеджмент//Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И Барканова, Л.С, Тарасевича, А.И. Майзеля.- СПб. : Питер, 2000.

15.  Горемыкин В.А. Бизнес-план : учебное пособие. - М: изд-во «Ось-89», 2005.

16. Черняк В.З., Ахлевдиани Ю.Т., Амаглобели Н.Д., Артемьев Н.В. Бизнес-планирование : учебное пособие. - М: изд-во «Юнити», 2007.

17.  Петров К.Н. Как разработать бизнес-план : учебное пособие. - Москва-Санкт-Петербург-Киев: «Вильямс», 2007.

18.  Стратегическое планирование/Под. ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКСМОС», 1998.

19.  Пинковская С.В., Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие.- СПб. : СПбГУТ, 2001.

20.  Пригожин А.И. Методы развития организации.- М:МЦФЭР, 2003.

21.  Орлова Е.Р. Инвестиции : учебное пособие. - Москва: изд-во «Омега-Л», 2007.

22.  Янковский К.П. Инвестиции : учебное пособие. – СПб: «Издательский дом «Питер», 2007.

23.  Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лемпел Дж. Школы стратегий/Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

24.  Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий/Пер. с англ. – М.: Наука, 1986.

25.  Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. - СПб: Наука, 1991.

26.  Периодические издания: журнал «Управление компанией» (ЖУК), «Экономический журнал Высшей школы экономики», журнал «Управление персоналом».

27.  Сайт компании «ИНТАЛЕВ», одного из российских лидеров, занимающейся постановкой системы стратегического управления в отечественных компаниях и фирмах. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.intalev.ru/agregator/ssp/id_3682/ - Загл. с экрана.

28.  Журнал «Стратегический менеджмент». [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.grebennikoff.ru/product/36/- Загл. с экрана.

29.  Стратегический менеджмент организации: курс лекций/В.А. Бандурин, Б.А. Чуб.[Электронный ресурс]: режим доступа:http://www.cfin.ru. – Загл с экрана.

30.  Федеральный образовательный портал ЭСМ (экономика, социология, менеджмент). [Электронный ресурс]: режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/economics/ - Загл. с экрана.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Тема 1. Стратегическое планирование и управление: общие понятия………..3

         История становления и развития стратегического планирования

и управления……………………………………………………………….3

1.2. Особенности стратегического планирования и управления

 на современном  этапе в России……………………………………………7

1.3. Понятие стратегии предприятия………………………………………...10

1.4.  Роль и место стратегического планирования в стратегическом

  управлении………………………………………………………………….13

1.5. Взаимосвязь и основные отличия стратегического и тактического 

планирования……………………………………………………………….15

Тема 2. Этапы стратегического планирования. Миссия и стратегические

         цели предприятия…………………………………………………………..18

2.1. Организация процесса стратегического планирования………………..18

2.2. Этапы стратегического планирования…………………………………20

2.3. Цикличность стратегического планирования и управления………….22

2.4. Миссия предприятия, ее значение и структура………………………..22

2.5. Определение стратегических целей, ключевые пространства и

приоритеты………………………………………………………………….27

2.6. Требования к стратегическим целям и их структуризация по

функциональной  принадлежности………………………………………..31

Тема 3. Стратегический анализ внешней среды предприятия……………….35

3.1. Основные методы стратегического анализа……………………………..35

3.2. Стратегический анализ макросреды……………………………………...40

3.3. Стратегический анализ микросреды……………………………………..42

3.4. Понятие конкурентных преимуществ товара, предприятия,

региона…………………………………………………………………….. 43

3.5. Стратегический отраслевой анализ………………………………………47

3.6. Стратегический анализ структуры рынка………………………………..50

3.7. Структурный анализ конкурентного окружения (по М. Портеру)……..58

3.8. Анализ структурных групп………………………………………………..64

3.9. Оценка конкурентной позиции предприятия……………………………67

3.10 Влияние на формирование стратегии жизненного цикла товара……...69

Тема 4. Стратегический анализ внутреннего потенциала предприятия…….72

    4.1 Выявление и анализ слабых сторон внутреннего потенциала………….73

    4.2 Методологические подходы к стратегическому потенциалу российских

          предприятий…………………………………………………………………75

Тема 5. Методы многостороннего ситуационного моделирования, применяемые  в стратегическом анализе……………………………………….....84

       5.1 Анализ внешней и внутренней среды с помощью матрицы SWOT-анализа...84

       5.2 Составление профиля среды…………………………………………………87

       5.3 Стратегический стоимостной анализ………………………………………...88

Тема 6. Стратегии предприятия, их классификация и характеристика………….90

    6.1. Общая схема выработки стратегии предприятия………………………..90

    6.2. Классификация стратегий…………………………………………………91

    6.3. Базовые стратегии…………………………………………………………91

    6.4. Основные механизмы реструктуризации бизнеса, закладываемые в

           стратегии роста……………………………………………………………..96

    6.5. Конкурентные стратегии………………………………………………...100

    6.6. Отраслевые стратегии, основанные на модели жизненного цикла

            отрасли…………………………………………………………………….106    6.7. Портфельные стратегии………………………………………………….108

Тема 7. Анализ стратегических альтернатив и стратегический выбор…….115

    7.1. Понятие и типы стратегических альтернатив…………………………..115

7.2. Разработка стратегических альтернатив и стратегический выбор……118

7.3. Анализ эффективности вероятных портфелей стратегии……………..123

Тема 8 Функциональные стратегии……………………………………………..124

    8.1. Стратегия маркетинга……………………………………………………124

    8.2. Стратегия производства………………………………………………….127

    8.3. Инновационная стратегия………………………………………………..128

    8.4. Социальная стратегия……………………………………………………129

    8.5. Стратегия организационных изменений………………………………..130

    8.6. Стратегия внешнеэкономической деятельности……………………….133

    8.7. Финансовая стратегия……………………………………………………133

Тема 9. Стратегия инноваций и инвестиций…………………………………..136

    9.1. Стратегия инноваций……………………………………………………136

    9.2. Особенности современного этапа развития инновационных

           стратегий…………………………………………………………………..142

    9.3. Инвестиционная стратегия………………………………………………148

Тема 10. Бизнес-планирование. Составление Стратегического плана…….152

    10.1. Сущность бизнес-планирования……………………………….………152

    10.2. Краткая характеристика бизнес-плана………………………………...153

    10.3. Составление Стратегического плана…………………………………..159

Библиографический список …………..…………………………………………….163

 

 

Учебное издание

 

Подготовлено к публикации редакционно-издательским

отделом БИК СФУ

 

Подписано в свет 21 сентября 2012 г. Заказ 9377

Тиражируется на машиночитаемых носителях.

 

Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.