На стадии стратегического планирования составляются еще как бы два относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций.
Планирование инноваций органически связано со стратегическим планированием. Планирование инноваций рассматривается как промежуточный этап между планированием стратегии и детальным планированием инвестиций. План инноваций должен содержать информацию, необходимую для планирования инвестиций.
Как самостоятельная процедура в экономике российских предприятий, инновационная деятельность встречается преимущественно на уровне крупных и средних предприятий. В стратегическом планировании встречаются лишь отдельные элементы инновационной политики.
Стратегия инноваций направлена на разработку и внедрение инноваций.
Инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности.
Другими словами, инновация — это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Это значит, что если разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной сфере, и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея не является инновацией.
Отсюда следует, что основными критериями инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей.
Объектами инноваций могут стать: товары (их виды и качество), сырье и материалы, оборудование методы и технология производства, человеческий потенциал, организация труда, менеджмент, финансы, информационные технологии и иные сферы деятельности.
Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения инноваций.
В общем виде основные составляющие инновационного процесса могут быть представлены в виде этапов (таблица 9.1).
Таблица 9.1 -Основные составляющие инновационного процесса
Составляющие инновационного процесса | Характеристика |
Новация - новая идея, новое знание | Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности |
Инновация или нововведение | Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей |
Диффузия инновации | Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях |
Инновация, будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама является товаром. Необходимо подчеркнуть, что купить инновацию — значит купить не сам предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация — это интеллектуальный товар.
Характер третьего компонента инновационного процесса - диффузии инноваций — зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п. При этом диффузию рассматривают гораздо шире, чем обычный маркетинг.
Часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса - новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом. Эти вопросы в настоящее время очень важны, поскольку от скорости воплощения нового знания в практическую деятельность существенно зависит успех стратегии инноваций. Поэтому эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров, вызывающих задержки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества в результате быстрого выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.