Отрасль на этапе спада имеет следующие характерные черты: спрос снижается, конкуренция ужесточается, усложняются ее формы. В конкурентной борьбе возрастает роль цены и качества, усложняется процесс создания товарных инноваций, снижается среднеотраслевая прибыльность, в отрасли увеличивается количество покупок компаний, слияний, вхождений и выходов из отрасли.
На данной стадии показаны следующие стратегии:
- поиска рыночных ниш или сегментов сохранившегося устойчивого спроса (в которых спрос будет стабильным, медленно сокращаться или даже расти);
- дезинформации конкурентов, способствование их массовому выходу из отрасли, чтобы остаться одной из немногих отраслевых организаций и занять лидирующие позиции;
- «сбора урожая» (управляемого сокращения инвестиций с целью максимизации потоков доходов);
- выхода на международные рынки;
- сужения номенклатуры производимой продукции, чтобы максимально использовать эффект масштабов;
- внедрения технологических и организационных инноваций, Чтобы поднять эффективность производства;
- выхода из данной отрасли (распродажа части или всех активов).
Портфельные стратегии
Для предприятий, которые имеют многономенклатурное производство и обслуживают много рынков, задачи стратегического выбора усложняются. Дело в том, что одни товары могут занимать сильные позиции по сравнению с конкурентами, а другие – слабые. Кроме того, одним товарам могут понадобиться инвестиции для поддержки их конкурентоспособности, другие же, наоборот, могут давать больше прибыли, чем это требуется для их перспективного развития.
Подобные проблемы решают с помощью портфельных матриц, которые определяют стратегическую роль каждого товара и портфельную стратегию их развития.
Портфельная стратегия - это стратегия, которая описывает общее направление развития предприятия с различными видами бизнеса и направлена на обеспечение баланса портфеля товаров и услуг.
Портфелем в теории финансов называют набор ценных бумаг различных компаний, принадлежащих некоторому субъекту. По аналогии также называется совокупность стратегических хозяйственных единиц (СХЕ), которые данные субъект контролирует или которыми полностью владеет.
СХЕ – это специализированная структура, которая может быть предприятием, цехом и другим подразделением. Если СХЕ самостоятельно реализует свою продукцию, то она фактически имеет статус центра прибыли. Если самостоятельно не реализует продукцию, то речь идет о центре издержек производства.
Признаками СХЕ являются:
- наличие самостоятельного направления деятельности, специфических целей и возможности реализации долгосрочных стратегий на основе долгосрочной производственно-сбытовой программы. Это главный признак;
- специализация на выпуске определенной продукции, автономность в отношении модификации;
- возможность самостоятельного распоряжения ресурсами, принятия в рамках общего стратегического плана независимых управленческих решений в области производства, сбыта и материально-технического обеспечения, выбора поставщиков;
- обладание собственным рыночным сегментом, кругом потребителей и конкурентов;
- измерение и оценка результатов в финансовых показателях (прибыль, экономия затрат).
СХЕ действуют на территории стратегических хозяйственных зон (СХЗ), то есть стратегических сфер бизнеса, выделение которых дает возможность повысить эффективность производства и прибыль.
Портфельные стратегии часто называют инвестиционными, так как определяют те СХЕ, в которые следует направлять инвестиции и как распределять ресурсы.
Последовательность выработки портфельных стратегий заключается в следующем:
1) все виды деятельности (или ассортимент продукции) разбиваются на стратегические хозяйственные единицы бизнеса;
2) определяется относительная конкурентоспособность данных бизнес-единиц, показатели их деятельности (темпы роста продаж, доля рынка, конкурентная позиция, стадия жизненного цикла и др.), а также перспективы развития соответствующих рынков;
3) разрабатывается стратегия каждой бизнес-единицы;
4) руководством производится оценка всех бизнес-стратегий и разрабатывается общая (портфельная) стратегия.
Достоинствами портфельного анализа является:
- возможность логического структурирования и наглядного отражения стратегических проблем многопродуктового предприятия;
- относительная простота представления результатов;
- акцент на качественные стороны анализа.
- К недостаткам портфельного анализа относятся:
- в портфельной матрице различные виды деятельности оцениваются только по двум критериям, остальные факторы остаются без внимания;
- необходимость проведения большой работы по сегментированию рынков;
- используются данные о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать на будущее.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 286.