Стратегические альтернативы — это набор вариантов стратегического развития организации, позволяющих достичь стратегических целей организации во всем их многообразии. Другими словами, это возможные стратегические направления движения организации.
Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами, что в конечном итоге и предопределяет необходимость стратегического выбора.
Стратегические альтернативы можно условно подразделить на три типа:
1) альтернативы постепенного совершенствования;
2)альтернативы обновления;
3)инновационные альтернативы.
Альтернативы постепенного совершенствования — это варианты продолжения, корректировки действующих, ранее принятых стратегий организации. Практически подавляющее большинство разрабатываемых стратегических альтернатив относится к этой категории.
Альтернативы обновления, отталкиваясь от текущей стратегии организации, в то же время существенно меняют направление деятельности, предусматривая крупные изменения в масштабах, облике и целях стратегии, критическое отношение к доминирующим представлениям о рынке и существующим способам ведения бизнеса.
Инновационные альтернативы всегда ведут к радикальным изменениям в стратегии организации, используют совершенно новые продукты прорывного характера или новые способы ведения конкурентной борьбы, требуют нового подхода к мышлению и анализу.
В любом случае важно наличие широкого диапазона указанных типов альтернатив, поскольку достоинства или недостатки отдельных альтернатив иногда можно выявить, только сопоставив их с другими вариантами. Это также позволяет не «зацикливаться» на каком-то отдельном варианте, исключать излишний консерватизм в своем направлении развития, не давать конкурентам возможности быстро определять стратегические приоритеты данной организации.
Практика показывает, что при описании альтернатив удобнее всего использовать сочетание текста и таблиц. В текстовую часть выносятся основные сообщения: описание бизнес-идеи, а также ключевые моменты, требующие пояснений. Содержание текстовой части может включать:
1) стратегические цели. Они могут в определенной степени корректироваться от одной альтернативы к другой;
2) бизнес-идею. При описании бизнес-идеи указываются ключевые компетенции, сильные слабые стороны. Что из них станет базой для развития предприятия, что не является принципиальным, влияние каких негативных факторов необходимо ослабить. Кроме этого указываются внешние возможности и угрозы, инвестиционный, организационный и кадровый потенциал.
Например, бизнес-идея одной из альтернатив может быть сформулирована следующим образом: главное направление развития компании — организация сборочных бизнесов с зарубежными партнерами. Планируется, что реализацией выпущенной продукции также будет заниматься компания.
В рамках данной бизнес-идеи предлагается сформировать три бизнес-направления, которые должны стать независимыми, прозрачными, управляемыми бизнесами, понятными и интересными для иностранных партнеров.
Другой вариант формулировки: компания планирует занять не менее 30-40% рынка Северо-Западного Федерального округа. Для достижения этой цели компания должна стать поставщиком комплексной услуги, начиная от проектирования и заканчивая сдачей объектов под ключ и получения необходимых согласований в государственных органах;
3) продукты и конкурентные преимущества. Указываются продукты, их ценность, предполагаемые географические рынки или сегменты рынка. Рассматриваются устойчивые конкурентные преимущества, то есть те преимущества, которые обеспечивают существенные преимущества над действующими и будущими конкурентами;
4) проекты развития и инвестиции. Указываются основные проекты развития, за счет которых будут достигнуты стратегические цели, рентабельность проектов. Указываются направления вложения инвестиций, определяются источники инвестиций;
5) кадровый потенциал, система управления, корпоративная культура. Указывается, достаточен ли кадровый потенциал для реализации стратегических планов. Если нет, то какие меры необходимо предпринять. Указываются факторы, определяющие организационную структуру, а также мероприятия по налаживанию отношений с управляющей компанией.
В отношении корпоративной культуры указывается необходимость ее изменения с введением новой стратегии.
В качестве примера ниже приведена текстовая часть по конкретному предприятию:
Стратегическая цель. В 20хх году компания станет клиентоориентированным холдингом, входящим в десятку лучших (крупнейших) европейских компаний в своей отрасли.
Бизнес-идея. Компания стремится продавать услуги с высокой добавленной стоимостью на рынках фокусировки. В период 2009-2010 годов традиционные услуги останутся базовыми для компании.
Однако в 20хх году не менее 10 % оборота компании должно приходиться на услуги с высокой добавленной стоимостью. Бизнес-модель компании подразумевает отсутствие или минимальное количество активов. Но возможны точечные инвестиции в активы «под проекты»: в случае стратегичности проектов или IRR не менее установленного уровня.
Продукты и конкурентные преимущества. Компания концентрируется на традиционных сегментах. Выход на прочие сегменты осуществляется только под конкретные проекты, прежде всего связанные с предоставлением услуг с высокой добавленной стоимостью. Стратегия ценообразования — дифференциация при жестком контроле цены.
Географическая фокусировка на рынках СНГ и ЕС.
Проекты развития. Развитие филиалов ведется в странах, которые могут помочь серьезно увеличить оборот в странах фокусировки. Приоритетным направлением является развитие услуг с высокой добавленной стоимостью.
Инвестиции. Развитие будет осуществляться за счет собственных инвестиционных ресурсов, без привлечения инвестора..
Персонал. Навыки и компетенции компании позволят самостоятельно обеспечить проект роста необходимым управленческим персоналом. Найм топ-менеджеров со стороны не планируется.
Система управления. Компания сохраняет принятую в ней систему управления. Для реализации наиболее перспективных проектов создаются специальные рабочие группы.
Корпоративная культура. Компания рассматривает свою корпоративную культуру как основу долговременной конкурентоспособности и планирует поддерживать и развивать ее.
Текстовая часть достаточно подробно описывает качественную составляющую альтернативы, но для принятия окончательного решения этого недостаточно. Поэтому с целью отражения количественных характеристик используется таблица. Формат ее подобран так, чтобы все альтернативы могли быть сведены в единую таблицу и рассмотрены одновременно. Пока так и не удалось найти адекватную замену табличным данным. В зависимости от специфики вашего бизнеса таблица может изменяться и дополняться.
В результате табличная часть описания альтернативы может выглядеть следующим образом.
Таблица 7.1 - Пример сравнения стратегических альтернатив
Альтерна-тивы | Размер оборота | Емкость целево-го рынка | Рыночная стоимость бизнеса | Потреб-ность в инвести-циях в основные фонды | Потреб-ность в инвести-циях в оборотные фонды | Срок окупа-емости инвести-ций, лет | IRR проекта | Рентабель-ность бизнеса | Основные риски |
Альтернатива 1 | 1270 | 6300 | 1020 | 100 | 140 | 2,5 года | 20 % | 15 % | Неразвитая сеть сбыта, узкие сегменты |
Альтернатива 2 | 2000 | 10000 | 1900 | 200 | 130 | 3 года | 18 % | 20 % | Сильные конкуренты из КНР |
Табличные и таблично-матричные данные могут включать не только количественную информацию, но и качественную оценку (риски, персонал и т.д.).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 313.