Стратегия компаний состоит из множества ответов на вопрос «как?». В таблице 1 представлен примерный перечень наиболее актуальных вопросов, на которые должна отвечать стратегия и в общем виде характеристика действий, составляющих стратегию.
Таблица 1. Вопросы, на которые в общем виде должна отвечать стратегия и характеристика действий, составляющих стратегию.
Вопросы | Стратегии |
как развивать дело? | Действия по использованию новых возможностей (новые технологии, новые товары, шанс приобрести компанию конкурента, новые торговые соглашения, которые открывают зарубежные рынки) |
как удовлетворить своих клиентов? | Усилия по расширению или прекращению ассортимента выпускаемой продукции, изменению качества товара или модификации обслуживания покупателей |
как обогнать конкурентов? | Шаги по диверсификации доходной базы компании и совместное вхождение в новые отрасли или сферы деятельности Защитные меры против действий конкурентов и защита от внешних угроз Новые наступательные действия по усилению долгосрочных конкурентных позиций и сохранение конкурентного \ преимущества Ответные действия на изменение условий в отрасли (изменение требований к товару, внегосударственные ограничения, глобализация конкуренции, изменение установленных ставок, приход и уход новых конкурентов) |
как ответить на изменяющиеся рыночные условия? | Усилия по интеграции вперед и назад Усилия по изменению географического распространения |
как управлять отдельным функциональным звеном предприятия? | Действия по улучшению краткосрочной/ долгосрочной доходности |
как достичь стратегических и финансовых целей? | Шаги и подходы, определяющие, как управлять ключевыми функциями и действиями |
Стратегия и стратегические планы.
Развитие компании осуществляется на основе стратегических планов.
Стратегический план – это комплексный организационный инструмент, который разрабатывается на основе последовательного уточнения и декомпозиции стратегического видения и миссии компании, установления стратегических и финансовых целей и задач, определения стратегий для различных уровней управления.
Стратегический план может быть представлен в разных формах, например:
· годовой стратегический план в форме бюджетного плана, распространяемый среди менеджеров и персонала компании (хотя некоторые положения могут быть опушены или представлены в общем виде, чтобы не раскрывать некоторые шаги до того как они будут сделаны);
· В виде согласованных в общем виде обязательств компании перед клиентами, поставщиками и коллективом компании;
· В виде набора целей компании, которые зачастую подробно расшифровываются и доводятся до работников и менеджеров.
Особенности стратегических планов:
1)В стратегических планах отсутствуют непредвиденные события, неожиданные возможности или угрозы, а также постоянный поток новых предложений. Это заставляет является причиной того, что стратегические планы имеют индикативный, рекомендательный характер.
2)Нельзя откладывать изменения стратегии до тех пор, пока не придет время работать над стратегическим планом следующего года. Стратегические планы, принятые с запозданием и вовремя не скорректированные, не имеют никакого смысла.
Задача реализации стратегии
Реализация стратегии осуществляется на основе стратегического плана.
Задача реализации стратегии состоит в понимании того, что необходимо сделать, чтобы стратегия работала и были соблюдены намеченные сроки ее исполнения. |
Ключевые моменты задачи реализации стратегии:
· правильная оценка условий применения стратегии,
· привлечение необходимых организационных ресурсов к реализации стратегии: вступление в необходимые альянсы, подбор кадров необходимой квалификации, эффективное взаимодействие с институтами государства и права
· профессиональное исполнение мероприятий стратегии и получение хороших результатов
Реализация стратегического плана, с точки зрения адмистрирования[1], включает следующие управленческие функции:
1. управление бюджетом и инвестиционными средствами;
2. определение и реализация экономической политики фирмы на основе стратегического плана,
3. управление мотивацией работников компании и ее менеджмента;
4. организация увязывания размеров вознаграждения работников и менеджмента с достижением намеченных финансовых и стратегических результатов деятельности компании;
5. создание и управление организационной культурой, консолидирующей коллектив вокруг стратегии фирмы
6. создание внутренних условий, обеспечивающих персоналу компании условия для ежедневного эффективного исполнения своих стратегических ролей;
7. управление использованием передового опыта для постоянного улучшения работы;
8. обеспечение внутреннего руководства, необходимого для продвижения по пути реализации стратегии и контроля за тем, как стратегия должна быть выполнена..
Корпоративная стратегия
Корпоративная стратегия диверсифицированной компании состоит в совокупности деловых принципов и подходов к управлению, которыми руководствуется компания в тех различных отраслях, в которых она функционирует, а также в принципах и подходах к управлению деятельностью своих основных подразделений и предприятий. |
Разработка корпоративной стратегии для диверсифицированной компании разрабатывается по следующим основным направлениям (предусматривает четыре вида действий).
Действия по достижению диверсификации. | определяет, будет ли диверсификация ограничиваться несколькими отраслями промышленности или распространится на многие, что и будет определять позицию компании в каждой из целевых отраслей. |
Шаги по улучшению общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует фирма | Материнские компании могут помочь дочерним фирмам быть более успешными, финансируя дополнительные мощности и мероприятия по повышению эффективности производства, предоставляя недостающие управленческие технологии и ноу-хау, приобретая другую компанию, действующую в той же отрасли, и объединяя два направления в одно, более эффективное, и/или приобретая компанию, которая уже имеет сильные позиции на рынке. |
Нахождение путей получения синергического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное пре1шущест | При родственной диверсификации компания имеет возможность осуществлять передачу навыков опыта, совместно использовать мощности, тем самым снижая общие издержки, повышая конкурентоспособность некоторых изделий компании, улучшая возможности определенных подразделений, которые могут обеспечить конкурентное преимущество. Чем сильнее связь между различными направлениями деятельности компании, тем больше возможность для совместных усилий и достижения конкурентных преимуществ. |
Создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективные обл | Руководителю компании необходимо ранжировать привлекательность инвестирования в различные сферы деятельности для распределения средств в наиболее перспективные направления. Корпоративная стратегия может включать самые разнообразные хозяйственные подразделения, например, постоянно имеющие низкую прибыль или находящиеся в непривлекательных отраслях. Ограничение свободы на инвестирование в непродуктивное производство позволяет передислоцировать средства в наиболее обещающие хозяйственные подразделения или выделить их на финансирование приобретения новых привлекательных со всех точек зрения компаний. |
Таблица 2. Вопросы, на которые в общем виде должна отвечать корпоративная стратегия диверсифицированной компании.
Вопросы | В чем должен состоять ответ |
Как широко должна быть диверсифицирована компания? | Возможна узкая диверсификация или широкая диверсификация. Должно быть объяснено – почему? |
В чем особенности размещения инвестиций между сферами деятельности? | Чем обусловлены пропорции инвестиций в различные направления развития бизнеса? |
При каких условиях следует отказываться от бизнеса ? | Каковы критерии отказа от бизнеса: убыточный бизнес на протяжении определенного времени, или непривлекательный с точки зрения стратегического развития? |
Каковы принципы выбора направления расширения хозяйственного портфеля и создания новых позиций в привлекательных отраслях? | |
На каких принципах основываются действия по усилению конкурентных позиций и прибыльности существующих сфер деятельности? | |
На каких принципах должны основываться усилия по созданию на корпоративном уровне конкурентных преимуществ ? | |
На чем основывается корпоративная индивидуальность? | Что отличает корпорацию от других? |
Какой вид диверсификации и почему предпочтителен для корпорации? | Родственная или непрофильная, или оба вида? |
Деловая стратегия
Деловая стратегия (или бизнес-стратегия, или план действий для управления одним видом бизнеса): состоит из плана действий по определенным направлениям, основной целью которых является достижение наилучших показателей работы по конкретным видам бизнеса. Основная задача деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как можно завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции в конкретном виде бизнеса. |
Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции компании на рынке.
Эффективная деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:
основные направления разработки деловой стратегии | Характеристика |
Реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах. | Меры, связанные с изменениями в отрасли и другими факторами внешней среды в цепом |
Разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами. | 1)Основной конкурентный подход : • низкие издержки/низкая цена • дифференциация (какого рода) • фокусирование на специфических рыночных нишах 2) Подход к вертикальной интеграции: полная, частичная, нулевая и другие; шаги по созданию конкурентной позиции компании внутри отрасли. 3) Действия по сохранению конкурентных преимуществ |
Объединение стратегических инициатив функциональных отделов (функциональные стратегии) | · Производство и операции · Маркетинг, продвижение, сбыт · НИОКР / технологии · Персонал/ трудовые отношения · Финансы |
Решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент. | Текущие мероприятия по усилению конкурентных позиций и улучшению показателей работы |
Функциональная стратегия
«Функциональная стратегия»представляет собой управленческий план действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Например: НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т. д. Функциональная стратегия является более узкой по сравнению с деловой стратегией. Она: - конкретизирует отдельные детали в общем плане развития компании - определяет общие подходы и необходимые алгоритмы действий и практических шагов по управлению отдельными подразделениями, функциями компании, ее бизнес-процессами. |
Корпорации необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности.
Роль функциональной стратегии в стратегическом управлении:
- поддержка общей деловой стратегии и конкурентоспособности
компании.
- создание управленческих ориентиров для достижения намеченных функциональных целей фирмы. Таким
образом,
По форме функциональная стратегия в производственном бизнесе представляет собой план, содержащий необходимые мероприятия в области производства, маркетинга , финансов и т.д., который направлен на достижение стратегических и финансовых целей и обеспечивает выполнение миссии компании.
Операционная стратегия
Основное понятие. Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, центрами распределения), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, управление запасами, ремонт, транспортировка, рекламные кампании). |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 328.