Тема: “Звук и буква Ж”, “Домашние животные”
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: развитие звуковой культуры речи; связной речи.

Коррекционная цель: формирование внимания, памяти, мыслительных операций; фонематического восприятия, анализа и синтеза; согласование числительного с именем существительным; развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование: красочные книги из серии “Азбука”, “Азбука в картинках”; домики с гласными и согласными звуками; куклы – бибабо: Щенок, Котёнок, маска, сарафан для Кисоньки – мурысоньки, весёлый человечек: Карандаш; предметные картинки; схемы: “Определение позиции звука в слове”, “Чтение слогов по схеме”: “Домашние животные”.

Содержание занятия:

Учитель – дефектолог: “Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране звуков и букв. Звуки живут вокруг нас. Мы говорим их и слышим.

-Закрыли глаза и прислушались. Что вы услышали?” (Разговор, хлопанье дверью, шум самолёта)

-Звуки образуют слова: длинные и короткие, тихие и громкие, добрые и ласковые. Больше всего слов живёт в домиках, которые называются книгами. Посмотрите, какие они яркие и красивые. В книгах живут буквы и слова. Из слов рождаются рассказы, сказки, стихи. А чтобы вы смогли их прочитать, я приглашаю вас в чудесную страну, которая называется Страной звуков и букв. В этой стране мы будем с вами слушать и произносить звуки, придумывать слова, играть, рассказывать о домашних животных.

-Вы умеете играть с куклами и машинами? (Ответы детей).

-А знаете ли вы, что и со словами тоже можно играть? Хотите, я научу вас?

-Тогда будьте внимательны.

В группе звучит тихая музыка.

1. Сначала давайте поможем нашему язычку правильно и красиво говорить.

-Упражнение “Чашечка”.

Положили широкий язык на нижнюю губу. Края языка загибаются вверх, образуя углубление – донышко чашечки. Переводим язык за верхние зубы.

-Упражнение “Лес шумит”: ш – ш- -ш.

Голосок проснулся и запел: ж – ж – ж – упр. “Жук жужжит”.

2. Игровое упражнение “ Повтори слова”:

Называем слова со звуком Ж в начале слова: жаба, жало, жаворонок, жасмин.

Ж    

 

 

Жо – жёлудь, жёлтый, железо, желудок.

Жи – жить, жир, живот, жираф.

Жу – жук, журнал, журавль, жужжать.

    Ж

Повторяем слова со звуком Ж в конце слова: морж, корж.

Звук Ж в средине слова: однажды, важно, нужно, ножи, ужи, ежи.

  Ж  

3.Игра “Придумай слова со звуком Ж”.

За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

4. Физкультминутка.

-Приняли “позу покоя”, закрыли глаза:

Солнце спит, небо спит

Даже ветер не шумит…

Рано утром солнце встало, (Руки вверх, поднимаемся на носочки);

Всем лучи оно послало. (Движения руками снизу – вверх);

Вдруг повеял ветерок, (Движения руками вправо – влево);

Небо тучей заволок. (Вращательные движения туловищем);

Барабанит дождь по крыше… (Пальчиками дети стучат по столу);

Солнце спряталось за тучей, (Дети прячутся за стул, под стол…).

Ни один не виден лучик.

5. Весёлый человечек Карандаш приготовил вам задание.

-Как жук жужжит? (Ж – ж – ж).

-У звука [ж] есть сестрица буква Ж.

-Давайте повторим с вами символы гласных звуков: рот широко открыт – А, губы трубочкой - У, губы в улыбке – И, губы округлены – О.

6. Чтение слогов: ЖА, ЖУ, ЖИ, ЖО.

Произносим Ж и продвигаемся по дорожке, читаем слоги.

7. Ребята, посмотрите, какие Карандаш со своими друзьями построил домики. В них уже кто – то поселился. (Предлагаю постучать в домики и позвать хозяина). Дети стучат, появляются буквы.

Дошкольники называют буквы: Ш, Ж, А, О, У, И.

-Как вы думаете, почему у одних домиков крыша и окна синего цвета, а у других – красного? (Ответы детей: живут гласные и согласные звуки).

-Буквы дружат между собой, ходят друг к другу в гости.

  1. Игра “Живые слоги - чтение прямых слогов.

Участники делятся на 3 подгруппы. Первая подгруппа получает карточки с согласными буквами, вторая с гласными. Дети сходятся попарно, поднимая вверх карточки с буквами. Ребята из третьей подгруппы читают слоги.

  1. “Глобальное чтение”.

-Поиграем в игру: (Показываю картинку).

-Кто это? (Кот).

На обратной стороне картинок написаны слова. Чтение слов: КОТ, КОЗА, ОВЦА.

  1. Игра “Кого не стало?” ..

Дети закрывают глаза. Педагог убирает одну картинку, на которой написано слово. Кого не стало?

Задание повторяется.

  1. Физкультминутка.

Упражнение “Коготки” - сгибание и разгибание пальцев.

  1. Карандаш очень любит рисовать. Он нарисовал схемы. Нужно по этим схемам составить рассказ. Кто хочет рассказать о домашнем животном.

Рассказ по схеме.

    1. Название животного.
    2. Описание внешнего вида.
    3. Чем питается?
    4. Где живёт животное?
    5. Детёныши.
    6. Почему тебе нравится это животное?
    1. Предлагаю поиграть ещё в одну игру.

Выставляются картинки. Дети считают предметы (обращается внимание на правильное согласование числительного с именем существительным).

Игра “Сколько”.

    1. Вот и закончилось наше путешествие, но ещё не раз Страна звуков и

букв позовёт нас к себе в гости.

Понравилось вам, ребята, это путешествие? Тогда поблагодарим нашего друга Карандаша за то, что он помог нам побывать в такой замечательной стране, где можно знакомиться с буквами и играть одновременно.

Каникулы со Смешариками. Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: фонетическое.

Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. Формировать слухо-произносительную дифференциацию фонем, путём различения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  2. Формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах и предложениях.
  3. Закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш].
  4. Упражнять в правильном произношении звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  5. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения по преобразованию слов с помощью звуков [С] и [Ш].
  6. Упражнять в согласовании числительных с существительными.
  7. Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуками [С] и [Ш].
  8. Формировать слоговую структуру слов через развитие чувства ритма.
  9. Развивать речевое дыхание.
  10. Осуществлять коррекцию общей моторики через развитие динамической организации движений.
  11. Развивать внимание и логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занятиям через игру со “Смешариками”.
  2. Воспитывать внимание к обращённой речи.

Ресурсы: магнитофон, аудиозапись, игрушки и маски Совуньи и Нюши из мультфильма “Смешарики”, предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (осы, шмели, ландыши, листья, шапка, машина, малыш, шуба, мишка, санки, капуста, собака, ананас, автобус); игра “Рыбалка” (рыбки с картинками и скрепками, удочка с магнитом).

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма “Смешарики”. Как вы думаете, почему она звучит? Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?

Дети: К нам в гости придут Смешарики.

Логопед: Правильно, но не все. Сегодня мы будем заниматься вместе с Совуньей и Нюшей.

Появляются игрушки: Совунья и Нюша.

Логопед: Сейчас у Совуньи и Нюши каникулы: они любят отдыхать на природе, ходить на рыбалку. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?

Дети: Да! Хотим!

Логопед: Тогда прямо сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на лесную полянку.

II. Введение в тему

Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.

Дети: С-с-с.

Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.

Дети: Ш-ш-ш.

Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?

Дети: Со звуками [С] и [Ш].

Логопед: Правильно. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?

Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].

Дети: В слове “Совунья” есть звук [С]. А в слове “Нюша” есть звук [Ш].

III. Изучение нового

1. Логопед: Ребята, на лесной полянке очень много места, поэтому “Нюша” и “Совунья” решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом “Скажи наоборот”.

Дети надевают на голову маски Совуньи и Нюши.

Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].

СА-ША АС-АШ СКА-ШКА

СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО

СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ

СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ

Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.

МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА

НАС – НАШ МИСКА – МИШКА

УСЫ – УШИ СОК – ШОК

МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ

Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.

2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей лесной полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей.

Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей.

Так же дети считают ландыши и листья.

3. Логопед: А сейчас вместе с Совуньей и Нюшей мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Совунья и Нюша захватили с собой удочки. Поможем им рыбачить?

Дети: Да!

Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками.

Игра “Рыбалка”.

С помощью удочек дети “ловят рыбу” и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают эту рыбу Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают рыбу Нюше.

Картинки со звуком [Ш]: шапка, машина, малыш, мишка, шуба.

Картинки со звуком [С]: санки, капуста, ананас, лиса, собака, автобус.

Логопед: Какие молодцы! Вы очень хорошо порыбачили. Наверное устали. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”. Ведь все Смешарики похожи на шарики.

4. Физминутка “Шарики”.

Дети слушают текст и выполняют движения.

Вот так шарик надуваем Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх.
И до облака взлетаем. Встают на носочки.
Шарик лопнул – выдыхаем, Длительный выдох.
Наши мышцы расслабляем. Руки опускаем, наклоняем туловище вниз.
Дышится легко, ровно, глубоко Поднимаем туловище и свободно дышим.

5. Логопед: Ребята, вы наверное заметили, что Нюша очень рассеянная, а Совунья, наоборот, сосредоточенная. Поэтому сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.

Игра “Самый внимательный”

Дети надевают маски Совуньи и Нюши.

Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:

Совунье – со звуком [С],

Нюше – со звуком [Ш].

Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.

Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.

Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.

Са-са-са – на носу оса;

Ша-ша-ша – мама моет малыша;

Су-су-су – я несу косу;

Шу-шу-шу – дам конфету малышу;

Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;

Ши-ши-ши – на поляне малыши;

Ас-ас-ас – дайте мне ананас;

Аш-аш-аш – где же наш шалаш;

Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;

Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.

6. Логопед: Даже на природе Нюша любит читать журналы. Но может быть вы заметили, что Нюша очень легкомысленная: она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.

Подскажите, какие слова перепутала Нюша?

Игра “Путаница”

Мама положила в тарелку манную “каску”.

Пожарный носит “кашку”.

Строитель строит “басню”.

Кошку зовут “маска”.

В Новый Год я надену “Машку”.

Дети вместе с логопедом заменяют “путаные” звуки и слова на правильные.

IV. Обобщение

Логопед: Ребята, вот и закончились наши каникулы со Смешариками. Вам понравилось с ними гулять?

Дети: Да!

Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.

Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.

V. Итог

Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались!

Какое задание вам больше всего понравилось?

А какое задание было самым сложным?

Главное, что мы научились различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении.

Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз?

Давайте их пригласим.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.