Цель: развитие звуковой культуры речи; связной речи.
Коррекционная цель: формирование внимания, памяти, мыслительных операций; фонематического восприятия, анализа и синтеза; согласование числительного с именем существительным; развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: красочные книги из серии “Азбука”, “Азбука в картинках”; домики с гласными и согласными звуками; куклы – бибабо: Щенок, Котёнок, маска, сарафан для Кисоньки – мурысоньки, весёлый человечек: Карандаш; предметные картинки; схемы: “Определение позиции звука в слове”, “Чтение слогов по схеме”: “Домашние животные”.
Содержание занятия:
Учитель – дефектолог: “Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране звуков и букв. Звуки живут вокруг нас. Мы говорим их и слышим.
-Закрыли глаза и прислушались. Что вы услышали?” (Разговор, хлопанье дверью, шум самолёта)
-Звуки образуют слова: длинные и короткие, тихие и громкие, добрые и ласковые. Больше всего слов живёт в домиках, которые называются книгами. Посмотрите, какие они яркие и красивые. В книгах живут буквы и слова. Из слов рождаются рассказы, сказки, стихи. А чтобы вы смогли их прочитать, я приглашаю вас в чудесную страну, которая называется Страной звуков и букв. В этой стране мы будем с вами слушать и произносить звуки, придумывать слова, играть, рассказывать о домашних животных.
-Вы умеете играть с куклами и машинами? (Ответы детей).
-А знаете ли вы, что и со словами тоже можно играть? Хотите, я научу вас?
-Тогда будьте внимательны.
В группе звучит тихая музыка.
1. Сначала давайте поможем нашему язычку правильно и красиво говорить.
-Упражнение “Чашечка”.
Положили широкий язык на нижнюю губу. Края языка загибаются вверх, образуя углубление – донышко чашечки. Переводим язык за верхние зубы.
-Упражнение “Лес шумит”: ш – ш- -ш.
Голосок проснулся и запел: ж – ж – ж – упр. “Жук жужжит”.
2. Игровое упражнение “ Повтори слова”:
Называем слова со звуком Ж в начале слова: жаба, жало, жаворонок, жасмин.
Ж |
Жо – жёлудь, жёлтый, железо, желудок.
Жи – жить, жир, живот, жираф.
Жу – жук, журнал, журавль, жужжать.
Ж |
Повторяем слова со звуком Ж в конце слова: морж, корж.
Звук Ж в средине слова: однажды, важно, нужно, ножи, ужи, ежи.
Ж |
3.Игра “Придумай слова со звуком Ж”.
За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
4. Физкультминутка.
-Приняли “позу покоя”, закрыли глаза:
Солнце спит, небо спит
Даже ветер не шумит…
Рано утром солнце встало, (Руки вверх, поднимаемся на носочки);
Всем лучи оно послало. (Движения руками снизу – вверх);
Вдруг повеял ветерок, (Движения руками вправо – влево);
Небо тучей заволок. (Вращательные движения туловищем);
Барабанит дождь по крыше… (Пальчиками дети стучат по столу);
Солнце спряталось за тучей, (Дети прячутся за стул, под стол…).
Ни один не виден лучик.
5. Весёлый человечек Карандаш приготовил вам задание.
-Как жук жужжит? (Ж – ж – ж).
-У звука [ж] есть сестрица буква Ж.
-Давайте повторим с вами символы гласных звуков: рот широко открыт – А, губы трубочкой - У, губы в улыбке – И, губы округлены – О.
6. Чтение слогов: ЖА, ЖУ, ЖИ, ЖО.
Произносим Ж и продвигаемся по дорожке, читаем слоги.
7. Ребята, посмотрите, какие Карандаш со своими друзьями построил домики. В них уже кто – то поселился. (Предлагаю постучать в домики и позвать хозяина). Дети стучат, появляются буквы.
Дошкольники называют буквы: Ш, Ж, А, О, У, И.
-Как вы думаете, почему у одних домиков крыша и окна синего цвета, а у других – красного? (Ответы детей: живут гласные и согласные звуки).
-Буквы дружат между собой, ходят друг к другу в гости.
Участники делятся на 3 подгруппы. Первая подгруппа получает карточки с согласными буквами, вторая с гласными. Дети сходятся попарно, поднимая вверх карточки с буквами. Ребята из третьей подгруппы читают слоги.
-Поиграем в игру: (Показываю картинку).
-Кто это? (Кот).
На обратной стороне картинок написаны слова. Чтение слов: КОТ, КОЗА, ОВЦА.
Дети закрывают глаза. Педагог убирает одну картинку, на которой написано слово. Кого не стало?
Задание повторяется.
Упражнение “Коготки” - сгибание и разгибание пальцев.
Рассказ по схеме.
Выставляются картинки. Дети считают предметы (обращается внимание на правильное согласование числительного с именем существительным).
Игра “Сколько”.
букв позовёт нас к себе в гости.
Понравилось вам, ребята, это путешествие? Тогда поблагодарим нашего друга Карандаша за то, что он помог нам побывать в такой замечательной стране, где можно знакомиться с буквами и играть одновременно.
Каникулы со Смешариками. Дифференциация звуков [С]-[Ш].
Тип занятия: подгрупповое.
Вид занятия: фонетическое.
Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Ресурсы: магнитофон, аудиозапись, игрушки и маски Совуньи и Нюши из мультфильма “Смешарики”, предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (осы, шмели, ландыши, листья, шапка, машина, малыш, шуба, мишка, санки, капуста, собака, ананас, автобус); игра “Рыбалка” (рыбки с картинками и скрепками, удочка с магнитом).
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма “Смешарики”. Как вы думаете, почему она звучит? Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?
Дети: К нам в гости придут Смешарики.
Логопед: Правильно, но не все. Сегодня мы будем заниматься вместе с Совуньей и Нюшей.
Появляются игрушки: Совунья и Нюша.
Логопед: Сейчас у Совуньи и Нюши каникулы: они любят отдыхать на природе, ходить на рыбалку. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?
Дети: Да! Хотим!
Логопед: Тогда прямо сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на лесную полянку.
II. Введение в тему
Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.
Дети: С-с-с.
Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?
Дети: Со звуками [С] и [Ш].
Логопед: Правильно. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?
Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].
Дети: В слове “Совунья” есть звук [С]. А в слове “Нюша” есть звук [Ш].
III. Изучение нового
1. Логопед: Ребята, на лесной полянке очень много места, поэтому “Нюша” и “Совунья” решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом “Скажи наоборот”.
Дети надевают на голову маски Совуньи и Нюши.
Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].
СА-ША АС-АШ СКА-ШКА
СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО
СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ
СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ
Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.
МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА
НАС – НАШ МИСКА – МИШКА
УСЫ – УШИ СОК – ШОК
МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ
Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.
2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей лесной полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей.
Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей.
Так же дети считают ландыши и листья.
3. Логопед: А сейчас вместе с Совуньей и Нюшей мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Совунья и Нюша захватили с собой удочки. Поможем им рыбачить?
Дети: Да!
Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками.
Игра “Рыбалка”.
С помощью удочек дети “ловят рыбу” и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают эту рыбу Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают рыбу Нюше.
Картинки со звуком [Ш]: шапка, машина, малыш, мишка, шуба.
Картинки со звуком [С]: санки, капуста, ананас, лиса, собака, автобус.
Логопед: Какие молодцы! Вы очень хорошо порыбачили. Наверное устали. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”. Ведь все Смешарики похожи на шарики.
4. Физминутка “Шарики”.
Дети слушают текст и выполняют движения.
Вот так шарик надуваем | Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх. |
И до облака взлетаем. | Встают на носочки. |
Шарик лопнул – выдыхаем, | Длительный выдох. |
Наши мышцы расслабляем. | Руки опускаем, наклоняем туловище вниз. |
Дышится легко, ровно, глубоко | Поднимаем туловище и свободно дышим. |
5. Логопед: Ребята, вы наверное заметили, что Нюша очень рассеянная, а Совунья, наоборот, сосредоточенная. Поэтому сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.
Игра “Самый внимательный”
Дети надевают маски Совуньи и Нюши.
Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:
Совунье – со звуком [С],
Нюше – со звуком [Ш].
Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.
Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.
Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.
Са-са-са – на носу оса;
Ша-ша-ша – мама моет малыша;
Су-су-су – я несу косу;
Шу-шу-шу – дам конфету малышу;
Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;
Ши-ши-ши – на поляне малыши;
Ас-ас-ас – дайте мне ананас;
Аш-аш-аш – где же наш шалаш;
Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;
Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.
6. Логопед: Даже на природе Нюша любит читать журналы. Но может быть вы заметили, что Нюша очень легкомысленная: она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.
Подскажите, какие слова перепутала Нюша?
Игра “Путаница”
Мама положила в тарелку манную “каску”.
Пожарный носит “кашку”.
Строитель строит “басню”.
Кошку зовут “маска”.
В Новый Год я надену “Машку”.
Дети вместе с логопедом заменяют “путаные” звуки и слова на правильные.
IV. Обобщение
Логопед: Ребята, вот и закончились наши каникулы со Смешариками. Вам понравилось с ними гулять?
Дети: Да!
Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.
Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.
V. Итог
Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались!
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание было самым сложным?
Главное, что мы научились различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении.
Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз?
Давайте их пригласим.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.