Тема: Дифференциация П-Б (П’-Б’). Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Цели, задачи:
· учить дифференцировать звуки [п-б], [п’-б’] в слогах, словах, фразах;
· развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия;
· обогащать и активизировать словарный запас;
· упражнять в определении позиции звуков в словах;
· развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание;
· воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: картинный материал, карточки, тетради ручки, цветные карандаши.
Ход:
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята! У нас с вами сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте на них посмотрим, улыбнемся им, чтобы потом нам больше не отвлекаться. А сейчас, внимательно послушайте скороговорки, которую я произнесу и ответьте на мой вопрос:
Белые бараны били в барабан.
У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.
(дети слушают и повторяют скороговорки)
Логопед: Ребята, какой звук чаще других вы слышите?
(дети называют часто встречающиеся звуки)
II. Введение в тему урока.
Логопед: Сегодня мы будем закреплять звуки – [п-б], [п’-б’].
Итак, губки мы смыкаем, звук [п] без голоса называем
(дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи)
Логопед: Губки снова мы смыкаем, звук [б] с голосом называем
(дети выполняют по подражанию)
Логопед: Дети, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков [п] и [б]?
Дети: Звук [п] мы произносим без голоса, горло у нас не вибрирует, а на звук [б] — горлышко вибрирует и есть голос.
Логопед: Назовите мягкие пары для этих звуков? Для звука [п]? Для звука [б]?
(дети отвечают)
III. Основная часть
1) Повторение изученного. Характеристика звуков
Логопед: Дети, дайте характеристику звукам [п], [п’], [б], [б’]
(дети дают характеристику звукам)
Логопед: Чем отличаются звуки [п]-[п’]? Звуки [б]-[б’]?Звуки [п]-[б]? Звуки [п’]-[б’]?
(дети отвечают на вопросы)
2) Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в слогах
Логопед: Поиграем в игру “Внимательные ушки”. Я буду произносить слоги, а вы называйте: сколько звуков вы услышали; какой был первый звук; какой второй?
Слоги: ПУ, ПИ, ПЯ, БЕ, ОП, БА, УБ, БЫ, ПЮ
(дети проводят анализ слогов)
3) Зрительная гимнастика и использованием тренажера для глаз
Логопед: Давайте выполним с вами упражнения для глаз. Пройдите глазками сначала по черной линии, затем по синей и т.д.
(дети выполняют)
4) Игра “Звуковые дорожки”
Логопед: Поиграем в игру “Звуковые дорожки”. Слушаем, запоминаем и повторяем:
ПЯ – ПИ –ПЮ БЯ – БЮ – БИ БЯ – ПЕ – БИ - ПЮ
5) Пальчиковая гимнастика
(дети выполняют гимнастику для пальцев)
6) Письменные упражнения по дифференциации букв П – Б.
а) Логопед: Итак, ребята, вам нужно составить слова из слогов, и подобрать подходящую картинку.
Слова: по ми дор, ре па, пе рец, ба нан, ря би на
(дети выполняют у доски по два слова, а затем записывают в два столбика)
б) Логопед: А теперь выполняем задание на карточке №1. Вам необходимо зашифровать слова с помощью букв Б и П, а затем ответить на вопросы.
Образец: Ухо собаки б Чье ухо? собачье
Хатка бобра Чья хатка?
Мёд пчелы Чей мёд?
Нора барсука Чья нора?
Хвост павлина Чей хвост?
Гудок парохода Чей гудок?
Гроздья рябины Какие гроздья?
Шпоры петуха Чьи шпоры?
Лист капусты Какой лист?
Логопед: а сейчас устно придумайте предложение со словами: капустный, пчелиный.
(дети выполняют задание на карточке №1)
в) Логопед: а теперь возьмите карточку №2. Вам будет необходимо подобрать к словам-предметам слова-признаки. Соедините слова цветными линиями.
тёплая
бак
белый собака
яблочный шапка
крупная пирог
большой бант
пушистая Рыба
(дети выполняют задание на карточках)
Логопед: давайте проверим, что у вас получилось и запишем получившиеся слова в тетрадь, столбиком, не забудьте подчеркнуть буквы Б и П.
(дети пишут)
г) Ребята, а теперь переходим к последнему заданию, к карточке №3. Вам необходимо вставить пропущенные буквы Б и П в тексте, а затем прочитать его.
…елый ягнёнок остался сиротой. Овцу съел серый раз..ойник – волк. …етя …ожалел ягнёнка и выкормил малыша. Они …одружились. Скоро ягнёнок …одрос. Он стал …астись вместе с отарой овец. Каждый вечер отара …ри…лижалась к юрте. …елый ягнёнок …од…егал …лиже и искал мальчика. …етя …одкармливал лю…бимца молоком.
Логопед: а теперь давайте прочитаем все вместе, что у вас получилось и ответим на вопросы.
1.Как можно назвать этот текст?
2.Кто остался сиротой?
3.Кто такой серый разбойник? Кого он съел?
4. Кого выкормил Петя?
5.Где стал пастись ягнёнок?
6.Кого искал ягнёнок каждый вечер?
7.Чем Петя подкармливал любимца?
IV. Итог.
- С какими звуками мы работали сегодня?
-Вспомните характеристику этих звуков?
-Скажите какое задание было для вас самое трудное?
-Какое было самым интересным?
Логопед: Ребята, а сейчас на полях в тетради оцените как вы сегодня поработали, и сдайте мне тетради!
(дети оценивают и сдают тетради)
Логопед: Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и получаете вот такой приз. Дома выполните, и потом принесете и покажите что у вас получилось.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 332.