Коррекционно-образовательные цели: учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и уточнять словарь.
Коррекционно-воспитательные: развивать у детей наблюдательность;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал: костюмы для Мишки и Мышки, предметные картинки (мак, самолет, дом, мотоцикл, морковь, помидор, пирамида, мед, медведь, мяч), зеркала, камень небольшого размера, ватные шарики, мяч,индивидуальные конверты с фишками синего и зеленого цвета и счетными палочками, емкость с водой, салфетки, листы с домашним заданием для закрепления темы.
Ход занятия
Вводная часть
Дефектолог: Ребята сейчас к вам придут гости. А кто они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:
Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...(медведь). Молодцы! А теперь вторая загадка:
Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)
Дефектолог: Молодцы! К вам сегодня придут Мышка и Мишка. После стука в дверь входят Мышка и Мишка. Здороваются с детьми:
- Здравствуйте ребята. Мы принесли вам в подарок картинки.
Конверты с картинками отдают дефектологу (в конверте картинки с предметами в названии которых встречаются звуки М и МЬ)
Дефектолог: Спасибо Мышка и Мишка.
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- Мы знаем, что вам нужно спешить в лес, готовиться к зиме. Мы рады были вас видеть. До свидания Мышка и Мишка!
Основная часть
Дефектолог достает из конверта картинки от Мышки (картинки, в названии которых звук М твердый), затем картинки от Мишки (с мягким звуком М). Дети называют изображенные на них предметы. Дефектологом проговариваются словас утрированно произнесенными изучаемыми звуками.
Дефектолог: Ребята, вы называли разные картинки.Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, и тема нашего занятия “звуки М и МЬ”.
Дефектолог: Посмотритев зеркало, и произнесите звук М.Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Дефектолог: ЗвукМкакой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)
Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета)в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)
Дефектолог произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.
Дефектолог: Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!
Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.
Дефектолог бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.
МА - …(м я) АМ - …(амь)
Мо - …(м ё) ОМ - … (омь)
М у - …(мю) УМ - …(умь)
Мы -…(ми) ЫМ - …(ымь)
Мэ -… (ме) ЭМ - …(эмь)
Дефектолог: Молодцы ребята! Теперь давайте сядем и сделаем упражнения для наших ручек. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.Развитие межполушарного взаимодействия
|
Дефектолог: Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков (слайд №1). Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М” (слайд №2). Дефектолог зачитывает стихотворение: “Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали”, а двое детей в это время изображают букву М. Остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем пишут букву на воде.
Дефектолог: Сейчас мы поиграем в игру “Поле чудес”! Я загадала слово! Вы можете узнать, что я загадала, если составите слово по первым звукам названий картинок на доске.
На экране появляются одна за другой картинки (слайды №3-6). Дети последовательно выделяют первые звуки в словах и составляют слово мама.
Изображение угаданного слова появляются на экране монитора.
Получилось слово “МАМА”. Дети читают его.
Дефектолог: Ребята, я приготовила для вас домашнее задание. После сна с воспитателем вы его выполните, и закрепите пройденный материал.
Итоги
Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня. Какие звуки мы с вами изучали? Что было самым интересным на занятии? Что было самым трудным?
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Согласные звуки Н, Нь. Буква Н".
Цель: Воспитание навыка чёткого произнесение звуков "Н" "Нь" в слогах, словах и предложениях. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Развитие фонематического слуха, речи, мелкой моторики. Учить умению слушать друг друга и логопеда. Развитие ассоциативного мышления. Составление предложений по двум опорным картинкам. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Знакомство с буквой "Н". Чтение слогов с буквой "Н". Пополнение словарного запаса.
Оборудование: наборное полотно с буквами. Предметные картинки: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, луна, апельсин. Подносы с гречневой крупой. Наборы для звукового анализа. 4 пары картинок для составлений предложений. Таблицы слогов. Дидактическая игра "Слоговые домики".
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: - Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки - догадайтесь сами.
Игра "Немое кино" - логопед беззвучно артикулирует - дети называют звуки: у, о, и, а, ы.
- Дети, а какие это звуки?
- Какой согласный звук мы знаем? (м, ...)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
II. Знакомство со звуками "Н", "Нь". Характеристика звука.
- Какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но но но)
- Какой звук вам знаком в этом слове?
- А какой звук не знаете?
- Можно пропеть звук "Н" ?
- Что участвует в произнесении звука "Н"? (язык, зубы, губы)
Значит, звук "Н" согласный, твёрдый. А в слове конь - какой последний звук? (Нь).
Значит, звук "Н" бывает твёрдым и мягким.
III. Игра "Где звук?". Определить место звуков "Н", "Нь" в словах: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин.
У детей по две картинки.
Поднимите картинки те, у кого твёрдый звук "Н" в словах.
- Поднимите картинки те, у кого мягкий звук "Нь" в словах.
- У кого звуки "Н", "Нь" - в конце слова.
- в начале слова.
- в середине слова.
IV. Звуковой анализ слова луна. Составление схемы слова.
Дети составляют схему на столах, логопед на доске.
V. Игра "Найди пару". Составление предложений по двум опорным картинкам.
У детей по одной картинке: пианино, зонт, нос, бант.
На столе у логопеда картинки: ноты, дождь, мак, девочка.
Выйти к столу, подобрать картинку, подходящую по смыслу к своей картинке. Составить предложение.
Например: Зонт защищает людей от дождя.
VI. Знакомство с буквами "Н" "н". Показ буквы, рассматривание буквы.
На что похожа буква "Н" ?
"На букве "Н" я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки".
У детей подносы с гречневой крупой. Написать букву "Н" на крупе.
VII. Игра "Слоговой домик". Чтение слогов по строчкам и столбикам.
НО | НА | НУ | НЫ | НИ |
МО | МА | МУ | МЫ | МИ |
VIII. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа "Нос".
- Послушайте рассказ про разные носы.
"У Пиноккио, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А животным носы спасают жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу, как дятлы, которые носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц.
У Рыбы-меч есть страшное оружие - свой нос, которым она протыкает свою добычу.
А у свиньи как нос называется? (правильно –“пятачок”) своим носом-пятачком она выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы - трюфели.
А какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (Правильно – это слон), а что ещё может делать слон своим носом-хоботом? (Варианты ответов – у детей )
Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.
А в наших лесах живёт птичка – клёст. Он своим удивительным носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них вкусные семена.
В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв - это измеритель температуры песка, куда они закапывают яйца. Чтобы вылупились птенцы, у песка должна быть определенная температура
У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды – муравьев.
IX. Итог занятия.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 345.