Конспект урока на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть»
Цели:
- упражнять детей в дифференциации звуков ч-ть на слух и в произношении
- учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуля-ционным признакам
- научить детей правильно употреблять глагол «хотеть» в настоящем времени
- упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений
- развивать словотворчество детей
- закрепить навыки чтения и печатания
- развивать слуховое внимание и фонематический слух
- воспитывать в детях доброе отношение друг к другу и к окружающим
Предварительная работа:
1. Работа по теме «Звук и буква Ч».
2. Звуко-слоговой анализ слов.
3. Заучивание скороговорок.
Оборудование:
1. Игрушки- телефон, Буратино, кукла Катя, черепаха Тортилла, кот Тим.
2. Набор предметов – ящик посылочный, тетрадь, ластик, пластилин, телевизор, тюльпан, беретик, мячик, кисточка, ключик, очки, чепчик, бантик, тесемка, полотенце.
3. Карандаши, карточки с пропущенными буквами, звуковые схемы слов, буквы Ч и Т, картинки с изображением кузнечика и часиков
Ход урока:
I. Орг. момент
1) Знакомство с гостями.
2) Отгадывание загадок
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик – в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)
II. Сообщение темы
- Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок?
- Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.
III. Изучение нового материала
1) Игра «Сравни»
- Произнесите звук Ч. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.
- Чья это песенка? Ч-ч-ч-ч
Правильно, песенка кузнечика.
- Произнесите звук ТЬ. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, мягкий.
- Чья это песенка? Ть-ть-ть
Правильно, песенка часиков.
Когда мы произносим звук Ч, где язычок, что делают губы, а зубы?
( язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты)
Когда произносим звук ТЬ, где язык, что делают губы и зубы
(язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты)
2) Игра «Поймай звук»
Послушайте звуки. Если услышите Ч, поднимите руку. Если слышите звук ТЬ, хлопните в ладоши.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б) в слогах: ча, тя ,чи ,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
В словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.
г) игра «Что раньше, что потом ч и ть или ть и ч»
учитель, птичка, течёт, лечить, печать, тянучий, течь, учить, аптечка.
3) Произошение звуков Ч и Т.
Ребята, давайте пригласим к нам на занятие гостей из Сказочной страны гостей. В их именах должны быть звуки Ч и ТЬ. Но сначала отгадайте загадки.
У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой.
Всюду ос совал он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(котенок)
С нею девочка играет:
Кормит, моет, одевает,
Спать укладывает в ночь,
Но не растет у мамы дочь.(кукла)
Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (Черепаха)
Он был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдет.
Теперь он (Чебурашка)
И каждая дворняшка
При встрече сразу лапу подает.
Ребята, давайте назовем куклу Катей.
4) Узнавание слов по звуко-слоговым схемам.
- Какое из имен длиннее Катя или Буратино?
- Назовите гласные звуки в слове Буратино. Сколько гласных звуков? (четыре) Сколько в этом слове слогов? (четыре) А как вы узнали?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
-Назовите 1 слог, 3тий слог, 2ой слог, 4 ый слог.
Детям предлагаются звуко-слоговые схемы слов Буратино, Катя, и дети узнают, где чье имя спряталось.
5) Практические усвоение глагола «хотеть»
-Кто хочет поиграть с игрушками?
Спроси у Насти и Саши. (Дети: Вы хотите поиграть с Чебурашкой?)
Спроси у Арины и Илюши.( Дети: Вы хотите поиграть с котенком?)
Спросите у меня. (Дети: Вы хотите поиграть с черепахой?)
IV. Физкульминутка
Логопед : Я хочу поиграть с Буратино.
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
V. Закрепление темы.
1) Игра «Подари гостям подарки»
(Раздается стук в дверь)
Логопед: Кто там?
Почтальон: Это я – почтальон Печкин, принес посылку для ваших гостей.
Логопед: Сколько много здесь подарков! Ребята, давайте так распределим подарки : гостям, в имени которых есть звук Ч или ТЬ – подарим соответст-вующие подарки.
(Дети дарят Буратино – тетрадь, ластик, пластилин.
Кукле Кате –телевизор, тюльпан, беретик.
Чебурашке – мячик, кисточку, значок.
Котенку Тиму- бантик, тесемку, полотенце.
2) Произношение Ч и ТЬ в словах, предложениях, чистоговорках.
а) Игра «Повтори, не ошибись»
Мяч- мять, печь- петь, честно – тесно, чёлка – тёлка, чётко – тётка,
Печка- Петька, речка – редька, вечер – ветер, зачем – затем.
б) Составление предложений с этими словами
в) договаривание чистоговорок
Ач-ач-ач, купим Танечке (калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты (могуч)
Ты гоняешь стаи (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет (пить)
г) проговаривание скороговорок от лица персонажей
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.
3) Игра «Буква потерялась»
-Какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ?
(Детям предлагаются карточки с пропущенными буквами в словах:
Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка. Дети вставляют пропущенные буквы)
4) Чтение слов по карточкам
-Сначала читаем слова с буквой Ч, затем с буквой Т
5) Практическое усвоение сложноподчиненных предложений.
-Загадайте желание
Дети: Я хочу, чтобы…..
VI. Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались.? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!
Игра «Эхо»
Я буду называть слоги, а вы правильно повторите. Во-фо, фо-во, ва-фа, фо - во - фо, во - во - фо, Фо - во - фо - во, вы - фы - фы -вы, ва-фа-ва-ва.
Послушай и назови, где находится звук В в словах, в начале, середине, конце:
Вася, павлин, морковь, верблюд, ворона, корова.
А теперь определим, где находиться звук Ф в слове.
Федор, жираф, фрукты, кофта, фонарик, флаг.
Физкультминутка
Вёз я вазу на возу, Загляделся на козу.
Ваза с воза звонко-звяк!
На глазах у всех зевак.
Давайте посчитаем сколько слов со звуком В встретилось в этом стихотворении.
Задание на карточках. Зачеркни букву В.
АВРИВОАРВДФВЖВКШВЗХВДВАВРИВОАРВДАВРИВОАРВДФВЖВКШВЗХЛОГРЬИВЦУКВДЛОВЩШГРВЗЩОВЩШГРВЗЩЩОВЩШГРВЗЩАИ
ГВИРНВОАПВХЗЩШВРОВПВКУВШВРОВПВКУАВРИВОАРВДФВЖВК
Обведи букву Ф.
ВАФИРЫФОРНАФИПАКВФДЖРАОРНАФИПАУАОРНАФИПАУ
ФИТРВВКФИКПФКРОЛФАЕНФПРПФКРОЛФАЕРПФКРОЛРОЛФ
ПАФХЗЕУКУФДЛОРИФПАФНРФЦПФКРОФМФФПАФНРФЕКА
А сейчас мы поиграем в игру, для этого разобьемся на пары, каждому нужно будет придумать как можно больше слов начинающихся на букву В,Ф. Мы посчитаем какая пара придумает больше слов, та и победит.
(Дети по очереди читают слова, которые они записали) ( Аналогично можно придумывать слова со звуками в середине слова и в конце)
Подведение итогов
Вспомните, что мы делали на сегодняшнем занятии? С какими звуками мы сегодня занимались. Давайте вспомним их характеристику(индивидуальная работа) На карточке перечислены характеристики звуков, ребенок должен соединить стрелочками подходящие. Проверка.
Конспект урока по теме «Дифференциация звуков [С], [Сь] - [З], [Зь]»
Цель:
1. Учить диффенцировать и правильно произносить звуки [С] , [Сь] - [З] , [Зь].
2. Закрепление навыка составление звуко- слоговых схем.
3. Звонкие и глухие согласные. Правописание парных согласных в конце слова.
4. Подобрать родственные слова к слову заяц.
5. Закрепление употребления предлогов за, из-за.
6. Развивать мелкую моторику и логическое мышление.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы научимся различать звуки [С] , [Сь] - [З] , [Зь].
- Чем похожи звуки [С] , [Сь] - [З] , [Зь]?
- Чем они отличаются?
Ответьте мне ещё раз на вопрос какие звуки мы будем сегодня
различать?
3. а) Дифференциация звуков [С] , [Сь] - [З] , [Зь] в слогах.
Дети встали в круг. В середене круга – логопед. Логопед бросает мяч и произносит слоги со
звуком с или з.
Ребёнок ловит мяч и повторяет слог, изменив в нём звонкий звук на глухой или наоборот.
са – за ста – зда ся – зя и т. д.
со – зо сто – здо
су – зу сту – зду
сы – зы сты – зды
сэ - зэ стэ - здэ
б) Дифференциация звуков [С] , [Сь] - [З] , [Зь] в словах.
Каждый ребёнок получает по 2 картинки.
Посмотрим вокруг – в группе много предметов с изучаемыми
звуками. Назовите предметы, о которых я думаю. В слове один слог,
первый звук с. ( Стол, стул.) В слове первый звук з, последний – а.
( занавеска.) Какой изучаемый сегодня звук вы услышали в середине
этого слова? ( звук с ).
3. Звуко-слоговой анализ.
Слова: замок, санки.
4. Родственные слова.
Назовите зверей, в названиях которых есть изучаемые звуки. ( заяц, зебра,
лось, лиса,)
Подбор родственных слов к слову заяц.
назовите зайца ласково – зайчик, зайка, заинька
волки любят лакомиться – зайчатиной
кого называют трусишкой – зайчишку
5. Закрепление употребления предлогов за, из –за:
добавление предлогов в предложения:
Зайка сидит… кустом.
Зайка выглядывает …куста.
Зоя сидит …сосной.
Дети сидят …столиком.
Дети встают…столика.
Зоя посадит незабудки …беседкой.
Соня вынимает бант …спины.
Лиза сидит на скамейке…домом.
Козлёнок пасётся на поляне…лесом.
6. Физкультминутка –логоритмическое упражнение.
7. Дифференциация С –З на письме.
а) «Какая буква потерялась С или З?»
Дети вписывают в слове недостающие буквы. Я вам принесла таблички с написанными словами, но в них не хватает по одной букве: _онт; ва_а, _ом, _ито.
б) Знакомство с написанием парных звонких и глухих согласных на конце
слова.
Логопед объясняет написание парных согласных в паре слов:
тазы – таз.
– какой звук слышится на конце слове таз? Ответ детей: на конце слова слышится
глухой звук [с]. Это звонкий согласный звук з на конце слова теряет голос, оглушается, и слышится звук с. Послушайте слово тазы. Когда после согласного З стоит гласный Ы, тогда точно слышится звук з. Посмотрите, в слове тазы пишется буква з. Значит и в слове таз пишется также буква З.
Логопед делает вывод.
8. Итог урока.
Конспект урока по теме « Автоматизировать звука [Р]»
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
· уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
· упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
· закрепить зрительный образ буквы [Р].
Коррекционно-развивающие:
· развивать мимическую мускулатуру детей;
· развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую , общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
· формирование положительной установки на участие в занятии;
· формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
· плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
· рисунок с изображением зонта;
· карточки с изображением эмоций (робот);
· звуковые дорожки;
· таблица с буквами;
· игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
· мольберт;
· таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
· карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.
А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков ,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.
Артикуляционная гимнастика
«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».
2. Изолированное произнесение звука «Р».
«Звуковые дорожки».
На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).
3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.
«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].
4. Автоматизация звука в слогах.
Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.
«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра « Поймай звук».
Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.
6. Автоматизация звука «Р» в словах.
«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.
«Увиденное в дороге».
Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.
Физкультминутка «Робот»
Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.
В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.
Описание игры.
Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.
Игра «Горная тропа».
Ход урока:
1. Огр. момент.
Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
Игра «Ответь на вопросы».
Брат сестру зовет домой. Кто дома? (брат).
Лена слушала Мишу. Кто говорил? (Миша).
Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним?(Петя).
Лес позади дома. Что впереди? (Дом).
Автобус едет впереди грузовика. Что позади? (Грузовик)
Кошка больше собаки. Кто меньше? (собака)
Мальчик выше девочки. Кто ниже? (Девочка)
Дедушка старше бабушки. Кто моложе? (Бабушка)
Дуб выше березы. Что ниже? (береза)
Игра «Поезд»
Определить количество слогов в слове. В первом вагоне картинки, в названии которых один слог. Во втором вагоне картинки, в названии которых два слога. В третьем вагоне картинки, в названии которых три слога.
(аист, скворец, цапля, журавль, лилия, подснежник, василек, дуб, клен, ель).
Например: Моя картинка поедет в первом вагоне потому, что в слове ель один слог.
Как можно назвать одним словом «пассажиров» в первом вагоне? Что это? (деревья).
Как можно назвать одним словом «пассажиров» во втором вагоне? Кто это? (птицы). Какие это птицы? (перелетные)
Как можно назвать одним словом «пассажиров» в третьем вагоне? Что это? (цветы).
На деревьях появляются молодые зеленые листочки.
Прилетают перелетные птицы из теплых стран.
Распускаются первые цветы.
В какое время года это происходит? (весной)
Вспомнить и назвать родственные слова к слову весна – весеннее, веснушки, веснянка,….
2. Введение в тему.
Появляется солнышко без лучиков.
Какой третий звук слышится в слове - солнышко (Л)
Сегодня вспомним звуки Л и Ль.
Напомнить артикуляцию звука Л:
· губы в легкой улыбке;
· зубки видны, сближены;
· узкий кончик языка поднят за верхние зубки, прижат;
· горлышко «работает».
(произносим)
Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки)
Характеристика звука. (согласный, твердый, звонкий). (дает ребенок)
Символ звук. Обозначение.
Артикуляция звука Ль:
· губы в легкой улыбке;
· зубки видны, сближены;
· кончик языка поднят за верхние зубки, прижат к бугоркам;
· горлышко «работает».
(произносим)
Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки)
Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий).
Символ звук. Обозначение.
3. Игра «Наоборот»
Ла – ля Ло – ле Лу – лю Лы – ли | ал – аль ол – оль ул – уль ил – иль | лук – люк угол – уголь юла - Юля ел - ель | галка - галька полка - полька |
4. Игра «Поймай звук».
(одна команда «ловит» звук л, другая – звук ль)
Ла, ля, ло, ле, ели, слу, шла, шли, лом, лед, калина, калитка, колос, полено,холод, полоса….
5. Игра «Закончи слово» (л или ль)
Сто…, сту…, по…, уго…, пена…, бо…, со…, мо…, ро….
6. Игра «Угадай-ка».
ла- пи, ка- пол, ла- шко, дыш- лан, ло- мо-ток, па- ло- та,
ла- кук, ка- лож, ка- бел, ба- клум, точ- лас- ка, шад- ка-ло.
7. Досказать словечко и выложить схему этого слова..
Динь- дон, динь-дон В переулке ходит (слон) | |
Часто к озеру напиться Ходит рыжая (лисица) | |
Елка, елка, елочка – Колкая (иголочка) | |
Пусть крыша течет, и сломалась калитка Свой дом ни за что не покинет (улитка). |
Придумать предложение с одним из слов (улитка, слон, лисица).
Сколько слов в предложении. Есть ли предлог.
8. Физкультминутка.
(вспомнить, где право, где лево)
Дотронуться правой рукой до левого уха.
Дотронуться левой рукой до левого колена.
Подпрыгнуть на правой ножке три раза.
Подпрыгнуть на левой ножке два раза.
Игра «Про что можно сказать» (белый, белая, белое, зеленый, зеленая, зеленое.)
9. Выделение звуков (Л, Ль) из рассказа.
«Лиса и гусята»
Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусенка. Лиса унесла гусенка своим голодным лисятам.
Сосчитать сколько предложений в рассказе.(8)
10. Солнышко продолжает улыбаться, но чего не хватает солнышку. (лучиков)
Придумать слова звуком л (длинные лучики), со звуком ль (короткие лучики).
11. Итог занятия.
Какие звуки мы сравнивали?
Дать характеристику звука л (ль).
Что понравилось на занятии?
План-конспект логопедического занятия “Звук “А”. Буква “А”.
Петренко О.Д., учитель-логопед,
Прокопенко Е.Ф., воспитатель,
Новокщенова Н.Г., воспитатель.
Цель: 1.Закрепить понятие о звуке.
2. Закрепить четкое произношение звуков.
3. Упражнять в выделение звука из начала слова и из конца слова.
4. Учить образовать относительные прилагательные от
существительных.
5.Учить составлять сложные предложения с союзом “а”.
6. Упражнять в звуковом анализе звукосочетания “ау”.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, “Азбуки”, символы,
разрезная касса.
Ход занятия:
IОргмомент: придумать слова со звуком “У”.
II Сообщение темы занятия:
а) закрепить понятия “звук”, “буква”;
б) работа по “Азбукам” стр.6, рис. 1,2, задания 1,2,3;
в) произношение звука, его характеристика; описание
произношения.
III Развитие фонематического восприятия:
а) присесть на звук “А” из ряда гласных звуков;
б) подпрыгнуть на слог со звуком “А”;
в) повторить только слова со звуком “А”:
= арбуз, ананас, утюг, индюк, окна……
=Аня, Оля, Антон, Ася, Алина, Уля……
IV Образование относительных прилагательных:
сок из ананаса – ананасовый;
сок из апельсин –
сок из айвы –
сок из арбуз –
сок из абрикос –
V Выделение звука “А” из конца слов в множественном числе, “Азбука”, стр.7, задание 4:
Дом, окно, блюдце, облако, колесо…
VI Звуковой анализ сочетаний [ау, уа];
VII Буква “А”. Работа по “Азбуке”, стр.6-7 и с разрезной кассой.
VIII Итог занятия.
IX Оценка детской деятельности.
Ход занятия
Вводная часть
Дефектолог: Ребята сейчас к вам придут гости. А кто они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:
Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...(медведь). Молодцы! А теперь вторая загадка:
Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)
Дефектолог: Молодцы! К вам сегодня придут Мышка и Мишка. После стука в дверь входят Мышка и Мишка. Здороваются с детьми:
- Здравствуйте ребята. Мы принесли вам в подарок картинки.
Конверты с картинками отдают дефектологу (в конверте картинки с предметами в названии которых встречаются звуки М и МЬ)
Дефектолог: Спасибо Мышка и Мишка.
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- Мы знаем, что вам нужно спешить в лес, готовиться к зиме. Мы рады были вас видеть. До свидания Мышка и Мишка!
Основная часть
Дефектолог достает из конверта картинки от Мышки (картинки, в названии которых звук М твердый), затем картинки от Мишки (с мягким звуком М). Дети называют изображенные на них предметы. Дефектологом проговариваются словас утрированно произнесенными изучаемыми звуками.
Дефектолог: Ребята, вы называли разные картинки.Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, и тема нашего занятия “звуки М и МЬ”.
Дефектолог: Посмотритев зеркало, и произнесите звук М.Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Дефектолог: ЗвукМкакой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)
Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета)в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)
Дефектолог произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.
Дефектолог: Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!
Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.
Дефектолог бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.
МА - …(м я) АМ - …(амь)
Мо - …(м ё) ОМ - … (омь)
М у - …(мю) УМ - …(умь)
Мы -…(ми) ЫМ - …(ымь)
Мэ -… (ме) ЭМ - …(эмь)
Дефектолог: Молодцы ребята! Теперь давайте сядем и сделаем упражнения для наших ручек. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.Развитие межполушарного взаимодействия
|
Дефектолог: Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков (слайд №1). Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М” (слайд №2). Дефектолог зачитывает стихотворение: “Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали”, а двое детей в это время изображают букву М. Остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем пишут букву на воде.
Дефектолог: Сейчас мы поиграем в игру “Поле чудес”! Я загадала слово! Вы можете узнать, что я загадала, если составите слово по первым звукам названий картинок на доске.
На экране появляются одна за другой картинки (слайды №3-6). Дети последовательно выделяют первые звуки в словах и составляют слово мама.
Изображение угаданного слова появляются на экране монитора.
Получилось слово “МАМА”. Дети читают его.
Дефектолог: Ребята, я приготовила для вас домашнее задание. После сна с воспитателем вы его выполните, и закрепите пройденный материал.
Итоги
Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня. Какие звуки мы с вами изучали? Что было самым интересным на занятии? Что было самым трудным?
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Согласные звуки Н, Нь. Буква Н".
Цель: Воспитание навыка чёткого произнесение звуков "Н" "Нь" в слогах, словах и предложениях. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Развитие фонематического слуха, речи, мелкой моторики. Учить умению слушать друг друга и логопеда. Развитие ассоциативного мышления. Составление предложений по двум опорным картинкам. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Знакомство с буквой "Н". Чтение слогов с буквой "Н". Пополнение словарного запаса.
Оборудование: наборное полотно с буквами. Предметные картинки: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, луна, апельсин. Подносы с гречневой крупой. Наборы для звукового анализа. 4 пары картинок для составлений предложений. Таблицы слогов. Дидактическая игра "Слоговые домики".
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: - Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки - догадайтесь сами.
Игра "Немое кино" - логопед беззвучно артикулирует - дети называют звуки: у, о, и, а, ы.
- Дети, а какие это звуки?
- Какой согласный звук мы знаем? (м, ...)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
II. Знакомство со звуками "Н", "Нь". Характеристика звука.
- Какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но но но)
- Какой звук вам знаком в этом слове?
- А какой звук не знаете?
- Можно пропеть звук "Н" ?
- Что участвует в произнесении звука "Н"? (язык, зубы, губы)
Значит, звук "Н" согласный, твёрдый. А в слове конь - какой последний звук? (Нь).
Значит, звук "Н" бывает твёрдым и мягким.
III. Игра "Где звук?". Определить место звуков "Н", "Нь" в словах: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин.
У детей по две картинки.
Поднимите картинки те, у кого твёрдый звук "Н" в словах.
- Поднимите картинки те, у кого мягкий звук "Нь" в словах.
- У кого звуки "Н", "Нь" - в конце слова.
- в начале слова.
- в середине слова.
IV. Звуковой анализ слова луна. Составление схемы слова.
Дети составляют схему на столах, логопед на доске.
V. Игра "Найди пару". Составление предложений по двум опорным картинкам.
У детей по одной картинке: пианино, зонт, нос, бант.
На столе у логопеда картинки: ноты, дождь, мак, девочка.
Выйти к столу, подобрать картинку, подходящую по смыслу к своей картинке. Составить предложение.
Например: Зонт защищает людей от дождя.
VI. Знакомство с буквами "Н" "н". Показ буквы, рассматривание буквы.
На что похожа буква "Н" ?
"На букве "Н" я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки".
У детей подносы с гречневой крупой. Написать букву "Н" на крупе.
VII. Игра "Слоговой домик". Чтение слогов по строчкам и столбикам.
НО | НА | НУ | НЫ | НИ |
МО | МА | МУ | МЫ | МИ |
VIII. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа "Нос".
- Послушайте рассказ про разные носы.
"У Пиноккио, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А животным носы спасают жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу, как дятлы, которые носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц.
У Рыбы-меч есть страшное оружие - свой нос, которым она протыкает свою добычу.
А у свиньи как нос называется? (правильно –“пятачок”) своим носом-пятачком она выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы - трюфели.
А какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (Правильно – это слон), а что ещё может делать слон своим носом-хоботом? (Варианты ответов – у детей )
Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.
А в наших лесах живёт птичка – клёст. Он своим удивительным носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них вкусные семена.
В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв - это измеритель температуры песка, куда они закапывают яйца. Чтобы вылупились птенцы, у песка должна быть определенная температура
У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды – муравьев.
IX. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма “Смешарики”. Как вы думаете, почему она звучит? Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?
Дети: К нам в гости придут Смешарики.
Логопед: Правильно, но не все. Сегодня мы будем заниматься вместе с Совуньей и Нюшей.
Появляются игрушки: Совунья и Нюша.
Логопед: Сейчас у Совуньи и Нюши каникулы: они любят отдыхать на природе, ходить на рыбалку. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?
Дети: Да! Хотим!
Логопед: Тогда прямо сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на лесную полянку.
II. Введение в тему
Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.
Дети: С-с-с.
Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?
Дети: Со звуками [С] и [Ш].
Логопед: Правильно. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?
Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].
Дети: В слове “Совунья” есть звук [С]. А в слове “Нюша” есть звук [Ш].
III. Изучение нового
1. Логопед: Ребята, на лесной полянке очень много места, поэтому “Нюша” и “Совунья” решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом “Скажи наоборот”.
Дети надевают на голову маски Совуньи и Нюши.
Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].
СА-ША АС-АШ СКА-ШКА
СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО
СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ
СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ
Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.
МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА
НАС – НАШ МИСКА – МИШКА
УСЫ – УШИ СОК – ШОК
МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ
Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.
2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей лесной полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей.
Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей.
Так же дети считают ландыши и листья.
3. Логопед: А сейчас вместе с Совуньей и Нюшей мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Совунья и Нюша захватили с собой удочки. Поможем им рыбачить?
Дети: Да!
Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками.
Игра “Рыбалка”.
С помощью удочек дети “ловят рыбу” и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают эту рыбу Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают рыбу Нюше.
Картинки со звуком [Ш]: шапка, машина, малыш, мишка, шуба.
Картинки со звуком [С]: санки, капуста, ананас, лиса, собака, автобус.
Логопед: Какие молодцы! Вы очень хорошо порыбачили. Наверное устали. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”. Ведь все Смешарики похожи на шарики.
4. Физминутка “Шарики”.
Дети слушают текст и выполняют движения.
Вот так шарик надуваем | Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх. |
И до облака взлетаем. | Встают на носочки. |
Шарик лопнул – выдыхаем, | Длительный выдох. |
Наши мышцы расслабляем. | Руки опускаем, наклоняем туловище вниз. |
Дышится легко, ровно, глубоко | Поднимаем туловище и свободно дышим. |
5. Логопед: Ребята, вы наверное заметили, что Нюша очень рассеянная, а Совунья, наоборот, сосредоточенная. Поэтому сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.
Игра “Самый внимательный”
Дети надевают маски Совуньи и Нюши.
Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:
Совунье – со звуком [С],
Нюше – со звуком [Ш].
Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.
Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.
Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.
Са-са-са – на носу оса;
Ша-ша-ша – мама моет малыша;
Су-су-су – я несу косу;
Шу-шу-шу – дам конфету малышу;
Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;
Ши-ши-ши – на поляне малыши;
Ас-ас-ас – дайте мне ананас;
Аш-аш-аш – где же наш шалаш;
Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;
Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.
6. Логопед: Даже на природе Нюша любит читать журналы. Но может быть вы заметили, что Нюша очень легкомысленная: она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.
Подскажите, какие слова перепутала Нюша?
Игра “Путаница”
Мама положила в тарелку манную “каску”.
Пожарный носит “кашку”.
Строитель строит “басню”.
Кошку зовут “маска”.
В Новый Год я надену “Машку”.
Дети вместе с логопедом заменяют “путаные” звуки и слова на правильные.
IV. Обобщение
Логопед: Ребята, вот и закончились наши каникулы со Смешариками. Вам понравилось с ними гулять?
Дети: Да!
Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.
Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.
V. Итог
Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались!
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание было самым сложным?
Главное, что мы научились различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении.
Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз?
Давайте их пригласим.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед приглашает детей пройти к доске, где находятся гласные звуки.
Логопед: Дети, давайте мы подружим наш звук [Р] с гласными звуками.
Дети подставляют свой синий магнит к красному магниту и произносит слог АР, УР, ИР.
Логопед: “А я вам принесла новый звук - показывает большой красный магнит, это звук [Ы], подставляет магнит к синему магниту и просит детей произнести, что получиться.
Дети: РЫ.
Логопед: Молодцы! Я предлагаю вам с этим слогом и поиграть, но сначала мы разомнем наши пальцы и сделаем артикуляционною гимнастику.
Характеристика
на студента – практиканта IV курса 741 группы
ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж» Николаеву Алису Олеговну.
Преддипломную практику студентка проходила в 3-11 классах МБОУ СОШ села Яныль Кукморского района Республики Татарстан с 19 января по 22 февраля 2010 года. Во время практики Алиса ответственно и добросовестно отнеслась к подготовке и проведению уроков и внеклассных мероприятий. Ею были подготовлены наглядные иллюстрации к урокам в 8-11 классах по следующим темам:
«Информационные модели и структуры данных», «Хранение и обработка информации в базах данных», «Текстовые редакторы», разработаны разноуровневые раздаточные материалы по информатике.
Практикантка хорошо владеет основными знаниями, умениями, навыками. Проведённые ею уроки отличались богатым содержанием теоретического и практического материала, научностью, актуальностью, связью теории и практики. Применение разнообразных методов и приемов работы на уроках (метод компетентных оценок, метод самовоспитания), правильность их выбора делали уроки занимательными, интересными, поучительными. Показала знания в применении разнообразных форм обучения (урок - лекция, диалог (обсуждение), урок проверки и оценки знаний, комбинированный урок, игра, КВН ).
Студенткой были проведены внеклассные мероприятия в 9 -11 классах на темы: «Работа в интернете», «Своя игра», «Любовь с первого взгляда к информатике». По тематике мероприятия были актуальными, соответствующими возрастным особенностям учащихся.
Алиса сумела установить дружеские и доброжелательные отношения с учениками. Коллектив школы оказывал методическую помощь в разработке уроков, мероприятий. Активно использовала ИКТ, наглядные пособия, раздаточные материалы. Во время проведения школьного родительского собрания практикантка выступила с докладом на тему «Мы - за здоровый образ жизни».
Работа с документацией велась ею аккуратно, грамотно и систематически. Своевременно проверялись тетради, самостоятельные и контрольные работы учащихся. Проводила индивидуальную работу по устранению ошибок по пройденным темам. Преддипломная практика студентки показала, что она проявила высокую степень самостоятельности при подготовке к урокам, хороший уровень самоанализа, знания фактического материала, владение стандартными методами и приемами обучения. У нее сформирован навык дифференцированного подхода к учащимся, добросовестного отношения к работе, который является хорошим стимулом выбранной ею профессии.
Рекомендации: студентке - практикантке обращать внимание на различия при постановке целей и задач уроков, на дифференцированный подход к работе с учащимися, на воспитательные моменты при проведении внеклассных мероприятий.
Рекомендуемая итоговая оценка за преддипломную практику 5 (отлично).
Директор школы: _________________ / Р.М.Зарипов/
Учитель: _______________ / Г.М.Мухарлямова/
Конспект урока на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть»
Цели:
- упражнять детей в дифференциации звуков ч-ть на слух и в произношении
- учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуля-ционным признакам
- научить детей правильно употреблять глагол «хотеть» в настоящем времени
- упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений
- развивать словотворчество детей
- закрепить навыки чтения и печатания
- развивать слуховое внимание и фонематический слух
- воспитывать в детях доброе отношение друг к другу и к окружающим
Предварительная работа:
1. Работа по теме «Звук и буква Ч».
2. Звуко-слоговой анализ слов.
3. Заучивание скороговорок.
Оборудование:
1. Игрушки- телефон, Буратино, кукла Катя, черепаха Тортилла, кот Тим.
2. Набор предметов – ящик посылочный, тетрадь, ластик, пластилин, телевизор, тюльпан, беретик, мячик, кисточка, ключик, очки, чепчик, бантик, тесемка, полотенце.
3. Карандаши, карточки с пропущенными буквами, звуковые схемы слов, буквы Ч и Т, картинки с изображением кузнечика и часиков
Ход урока:
I. Орг. момент
1) Знакомство с гостями.
2) Отгадывание загадок
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик – в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)
II. Сообщение темы
- Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок?
- Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.
III. Изучение нового материала
1) Игра «Сравни»
- Произнесите звук Ч. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.
- Чья это песенка? Ч-ч-ч-ч
Правильно, песенка кузнечика.
- Произнесите звук ТЬ. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, мягкий.
- Чья это песенка? Ть-ть-ть
Правильно, песенка часиков.
Когда мы произносим звук Ч, где язычок, что делают губы, а зубы?
( язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты)
Когда произносим звук ТЬ, где язык, что делают губы и зубы
(язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты)
2) Игра «Поймай звук»
Послушайте звуки. Если услышите Ч, поднимите руку. Если слышите звук ТЬ, хлопните в ладоши.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б) в слогах: ча, тя ,чи ,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
В словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.
г) игра «Что раньше, что потом ч и ть или ть и ч»
учитель, птичка, течёт, лечить, печать, тянучий, течь, учить, аптечка.
3) Произошение звуков Ч и Т.
Ребята, давайте пригласим к нам на занятие гостей из Сказочной страны гостей. В их именах должны быть звуки Ч и ТЬ. Но сначала отгадайте загадки.
У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой.
Всюду ос совал он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(котенок)
С нею девочка играет:
Кормит, моет, одевает,
Спать укладывает в ночь,
Но не растет у мамы дочь.(кукла)
Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (Черепаха)
Он был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдет.
Теперь он (Чебурашка)
И каждая дворняшка
При встрече сразу лапу подает.
Ребята, давайте назовем куклу Катей.
4) Узнавание слов по звуко-слоговым схемам.
- Какое из имен длиннее Катя или Буратино?
- Назовите гласные звуки в слове Буратино. Сколько гласных звуков? (четыре) Сколько в этом слове слогов? (четыре) А как вы узнали?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
-Назовите 1 слог, 3тий слог, 2ой слог, 4 ый слог.
Детям предлагаются звуко-слоговые схемы слов Буратино, Катя, и дети узнают, где чье имя спряталось.
5) Практические усвоение глагола «хотеть»
-Кто хочет поиграть с игрушками?
Спроси у Насти и Саши. (Дети: Вы хотите поиграть с Чебурашкой?)
Спроси у Арины и Илюши.( Дети: Вы хотите поиграть с котенком?)
Спросите у меня. (Дети: Вы хотите поиграть с черепахой?)
IV. Физкульминутка
Логопед : Я хочу поиграть с Буратино.
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
V. Закрепление темы.
1) Игра «Подари гостям подарки»
(Раздается стук в дверь)
Логопед: Кто там?
Почтальон: Это я – почтальон Печкин, принес посылку для ваших гостей.
Логопед: Сколько много здесь подарков! Ребята, давайте так распределим подарки : гостям, в имени которых есть звук Ч или ТЬ – подарим соответст-вующие подарки.
(Дети дарят Буратино – тетрадь, ластик, пластилин.
Кукле Кате –телевизор, тюльпан, беретик.
Чебурашке – мячик, кисточку, значок.
Котенку Тиму- бантик, тесемку, полотенце.
2) Произношение Ч и ТЬ в словах, предложениях, чистоговорках.
а) Игра «Повтори, не ошибись»
Мяч- мять, печь- петь, честно – тесно, чёлка – тёлка, чётко – тётка,
Печка- Петька, речка – редька, вечер – ветер, зачем – затем.
б) Составление предложений с этими словами
в) договаривание чистоговорок
Ач-ач-ач, купим Танечке (калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты (могуч)
Ты гоняешь стаи (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет (пить)
г) проговаривание скороговорок от лица персонажей
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.
3) Игра «Буква потерялась»
-Какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ?
(Детям предлагаются карточки с пропущенными буквами в словах:
Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка. Дети вставляют пропущенные буквы)
4) Чтение слов по карточкам
-Сначала читаем слова с буквой Ч, затем с буквой Т
5) Практическое усвоение сложноподчиненных предложений.
-Загадайте желание
Дети: Я хочу, чтобы…..
VI. Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались.? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!
Дата: 2018-12-28, просмотров: 613.