ЛЕКЦИЯ 6. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции

1. Основные положения формирования системы распределения.

2. Определение оптимального количества складов в системе распределения.

3. Выбор местоположения распределительного центра на обслуживаемой территории.

 

Литература

1. Гаджинский А.М. Логистика.

2. Губенко В.К. Логистическая централизация материальных потоков.

6.1. Основные положения формирования системы распределения. Складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является весьма значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.

Формирование системы распределения осуществляется в следующей последовательности:

- изучается конъюнктура рынка, и определяются стратегические цели системы распределения.

- разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через систему распределения.

- составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе, а также на отдельных участках материалопроводящей цепи.

- изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема материальных потоков в пределах системы распределения.

- разрабатываются различные варианты построения системы распределения: с одним или несколькими распределительными центрами, расположенными в различных местах обслуживаемой территории и т.д. Оцениваются транспортные и иные расходы для каждого из вариантов и осуществляется выбор оптимального.

Для того, чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов. Таким критерием, как правило, является минимум приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:

              грн./год

 

где Пi – приведенные затраты по варианту;

  Сэ – годовые эксплуатационные расходы;

  Ст – годовые затраты на транспортирование;

   К - капитальные вложения в строительство распределительных центров;

   Т - срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

6.2. Определение оптимального количества складов в системе распределения является одной из важнейших задач распределительной логистики.

Функционирование складов или распределительных центров, через которые осуществляется снабжение потребителей, характеризуется следующими видами издержек:

- транспортными расходами;

- расходами на содержание запасов готовой продукции;

- расходами, связанными с эксплуатацией складского хозяйства (помещений, механизов и др.);

- расходами, связанными с управлением складской системой.

При изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, будет возрастать, а часть снижаться. Для определения этих тенденций рассмотрим модель системы распределения материального потока.

На территории региона имеется некоторое количество потребителей материального потока (рис.6.1).

 

    

 

         
а)
 
б)
 
в)

 


Условные обозначения:
                                                       

 

- распределительные центры (склады);

- потребители материального потока;

→ - материальные потоки.

Рис. 6.1 – Варианты организации распределения материального потока: а) с одним распределительным центром; б) с двумя распределительными центрами; в) с шестью распределительными центрами.

Рассматривается три варианта организации распределения: с помощью одного, двух и шести складов (соответственно схемы: а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы: затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям. Поэтому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслуживается двумя складами. Следовательно, при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом материалодвижения возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов.

Целевую функцию определения оптимального количества складов (N) можно записать в следующем виде:

                         N = ƒ (П i )→min

где:

ƒ (П i ) – общие затраты при Nскладах.

Для каждого варианта приведенные затраты определяются по формуле:

 

Пi = Птр i + Псз i + Пэс i + Пусс i  min , грн/год

где:

Пi – приведенные затраты по i –му варианту, грн./год;

Ni – число складов;

Птр, Псз, Пэс, Пусс – приведенные затраты связанные соответственно с транспортировкой, содержанием запасов продукции, эксплуатацией складского хозяйства, с управлением складской системой, грн/год.

Оценим затраты по каждой из указанных составляющих.

а) Затраты на транспортировку.

Весь объем транспортной работы делят на две группы:

- расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения (назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);

- расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки).

Зависимость затрат на транспортировку от числа складов рассмотрим для каждой группы.

При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количество ездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Но поскольку здесь имеются условно-постоянная и условно- переменная составляющие, расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние. Например, при увеличении расстояния с 20 до 60 километров (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.

Другая часть транспортных расходов – стоимость доставки товаров со складов потребителям (ближние перевозки), с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.

Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, снижаются.

б) Затраты на содержание запасов.

Увеличение числа складов приводит к сокращению зоны обслуживания каждого из них. Так, при переходе от модели обслуживания с одним складом к схеме с шестью складами, зона, обслуживаемая одним складом, уменьшается примерно в шесть раз, что влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания.

В первую очередь это связано с необходимостью содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение числа складов влечет за собой тиражирование страхового запаса, то есть необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный страховой запас в шести складах возрастает.

в) Затраты на эксплуатацию складского хозяйства.

При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются. Например, при уменьшении площади склада с 10,5 тыс. кв. м до 1,5 тыс. кв. м, то есть в 7 раз, эксплуатационные затраты уменьшаются всего лишь в 5,2 раза. Замена одного склада семью (общая площадь остается той же – 10,5 тыс. кв. м) повлечет за собой увеличение эксплуатационных расходов в 1,4 раза. Зависимость эксплуатационных затрат, в расчете на 1 квадратный метр площади склада, от размера складской площади приведена в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Складская площадь Эксплуатационные затраты, в расчете на 1 кв. м склада, условных денежных единиц
1500 60
3000 53
5750 49
10500 45
13000 39

г) Затраты, связанные с управлением распределительной системы.

С увеличением числа складов эти затраты также будут расти. Однако и здесь действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов расходы по системе управления растут менее интенсивно.

Вместе с этим, обязательным условием эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления. Отсутствие средств вычислительной техники влечет за собой резкое увеличение затрат на систему управления складским хозяйством в связи с ростом информационных потоков.

 

6.3. Оптимизация расположения распределительного центра на обслуживаемой территории. Величина транспортных расходов, которые имеют определяющее значение при формировании распределительной системы, зависит не только от количества складов, но и от места расположения этих складов на обслуживаемой территории (рис. 6.2).

Задача размещения распределительного центра при наличии развитой транспортной сети связана с необходимостью выбора оптимальных маршрутов движения транспорта для дальних и ближних перевозок.

      

б)
              а)                      б)

- распределительные центры (склады);
Условные обозначения:

                     

 

 

 


Рис. 6.2 – Варианты размещения распределительного центра на обслуживаемой территории: а) рациональный; б) нерациональный (пробег транспорта увеличен в 1,75 раза)

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения, или же, как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. Кратко рассмотрим методы решения задач обоих видов.

Задача выбора оптимального местарасположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического моделирования.

Математическая модель оптимизации при решении задачи имеет следующий вид:

          Стр. =  

где: Стр – общие транспортные расходы, грн.

Q1 и Q11 - объемы перевозок продукции соответственно от производителя до РЦ и от РЦ до потребителя, тыс. тонн;

l1 и l11 - расстояние перевозок продукции соответственно от производителя до РЦ и от РЦ, до потребителя, км;

k1 и k11 - тарифы на перевозку продукции, грн/т

 

Метод дает возможность выбрать оптимальный вариант, но требует выполнения большого объема расчетов на ЭВМ.

Менее трудоемок субоптимальный или эвристический метод определения места размещения распределительных центров. Этот метод рекомендуется применять при большом числе возможных вариантов мест размещения.

Сущность метода заключается в том, что на первом этапе в диалоговом режиме с ЭВМ анализируется, транспортная сеть района и непригодные варианты исключаются из сравнения. Это позволяет сократить число вариантов до 2-3 конкурирующих.

На втором этапе эти варианты сравниваются на ЭВМ по полной программе, и выбирается оптимальный.

6.4.Факторы, учитываемые при выборе участка размещения распределительного центра. После принятия решения о географическом местоположении распределительного центра производится выбор участка для его размещения. При выборе такого участка необходимо учитывать следующие факторы.

а) Размер и конфигурация участка. Любой распределительный центр, являясь элементом некоторой логистической системы, представляет собой достаточно сложную систему. Складские помещения распределительного центра – главный элемент этой системы. Для эффективного функционирования распределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование всех остальных элементов. В частности, на отводимой территории необходимо разместить:

- административно-бытовые помещения, включающие в себя центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для персонала центра;

- пост охраны;

- устройства для сбора и обработки отходов.

Кроме того, большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует значительной площади для парковки, маневрирования и проезда автопоездов и машин.

Необходимо учитывать также требования противопожарной безопасности по обеспечению проездов ко всем объектам центра.

б) Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить имеющуюся сеть дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах.

Кроме того, требует изучения оснащенности территории другими видами транспорта, в частности железнодорожным, предусмотрев (при благоприятных условиях) подачу части крупных партий грузов, этим видом транспорта. Важное значение имеет также обслуживание распределительного центра общественным транспортом, от которого существенно зависит доступность центра, как для собственного персонала, так и для клиентуры.

в) Возможность перспективного развития распределительного центра и освоения для этой цели прилегающих территорий.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 267.