Понятие логистической системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Продвижение материальных потоков осуществляется с помощью транспортных средств, погрузочно-разгрузочных и других устройств, с использованием различных сооружений и складов.

Следовательно, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-либо материалопроводящая система. Эти системы возникают как результат деятельности самых различных предприятий или же подразделений одного предприятия.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных и согласованных материалопроводящих (логистических) систем с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил, которая обеспечивается управлением сквозными материальными потоками.

Охарактеризуем свойства логистических систем в рамках свойств, присущих любой системе.

 

Первое свойство (целостности и членимости) – система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы осуществляют на макро- и микро уровнях. На макро уровне, при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов рассматриваются сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 2.1).

 

 


Рис. 2.1 – Принципиальная схема макрологистической системы

 

На микро уровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем, обеспечивающих материалодвижение (рис. 2.2):

 


Рис. 2.2 – Принципиальная схема микрологистической системы

 

Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

Производство – это подсистема принимает материальный поток и в производственном процессе превращает предмет труда в продукт труда.

Сбыт – подсистема, которая обеспечивает движение продукта труда к потребителю.

Следовательно, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые сильнее их связей с внешней средой.

Третье свойство - (организации): связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система характеризуется организацией.

Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить товар потребителю своевременно, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги и др.).

Таким образом, логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая определенные логистические функции, состоящая из нескольких взаимодействующих подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.

Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, максимально подготовленных к производственному потреблению, при заданном уровне издержек. Отсюда вытекают шесть правил логистики:

 

ГРУЗ - нужный товар
КАЧЕСТВО - необходимость качества
КОЛИЧЕСТВО - в необходимом количестве
ВРЕМЯ - должен быть доставлен в нужное время
МЕСТО - в нужное место
ЗАТРАТЫ - с минимальными затратами

 

2.2. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис.2.3).

Вначале закупается сырье для производства. Оно в виде материального потока поступает в логистическую систему, складируется, обрабатывается и вновь, в виде продукции, уходит из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

 


   

                                                                     ЛСЛ            

 

 

Условные обозначения: 

            Материальный поток;         Финансовый поток

 

Рис.2.3 - Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства

 

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег – получения денег» (см. рис.2.4).


 

Ф1- финансовые средства,                                             Ф2 – финансовые сред-

  которые ЛС платит                                                          ства, которые

     за входящих материаль-                                              потребитель платит за

Логистическая ситема
ный поток                                                                  материальный поток,

                                                                                                         выходящий из ЛС

 

 

     

 


МП1- материальный поток, входящий в ЛС   МП2 – материальный поток, выходящий из ЛС

 

Логистическая система функционирует эффективно если, качественные показатели МП2 выше качественных показателей МП1, а Ф2 Ф1, то есть доходы превышают расходы.

 

Рис. 2.4 – Выделение границ логистической системы на основе принципа «уплата денег - получение денег»

 

2.3. Виды логистических систем. Логистические системы делят на макро и микрологистические.

Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Формирование макрологистических систем требует создания единого экономического пространства, единого рынка без границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации и трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия.

Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой целью и инфраструктурой (в первую очередь транспортом). Иначе говоря это микропотоковые материалопроводящие системы, в которых осуществляется взаимодействие производства и транспорта.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы подсистемы не вступают в товарно-денежные отношения. Это отдельные подразделения внутри предприятия, работающие в соответствии с планом производства на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три разновидности логистических систем. Логистические системы с прямыми связями, в которых материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 2.5 (а)). Эшелонированные логистические системы, в которых на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 2.5 (б)). Гибкие логистические системы, в которых движение материального потока от производителя продукции к потребителю осуществляется как напрямую, так и через посредников (рис. 2.5 (в)).

 

а)

 


                                                                     

 

 

б)

 

                                                                                    

 

в)

 

 


                                                       

 

Рис. 2.5 - Принципиальные схемы логистических систем различных видов: а – с прямыми связями; б – эшелонированная; в - гибкая

 

2.4. Функциональные области логистики. Объектом логистики является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление этим потоком имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную (рис. 2.6).

а) В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются специфические задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются контракты и контролируется их исполнение. Логистический подход требует, чтобы закупочная логистика, формирующая параметры сквозного материального потока от склада поставщика до склада потребителя, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления всем потоком.


           Производственное предприятие

 

     
П О Т Р Е Б И Т Е Л Ь

П О С Т А В Щ И К
ЗЛ   Снабжение      Производство        Сбыт   РЛ    

    

 

                                             ПЛ

 

 


               ТЛ                            ТЛ              ТЛ    

 


                            

                                             ИЛ

 

Рис. 2.6 - Функциональные области микрологистики: ЗЛ – закупочная; ПЛ – производственная; РЛ – распределительная; ТЛ – транспортная; ИЛ – информационная логистика

 


б) В процессе управления материальным потоком внутри предприятия в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что материалодвижение осуществляется в пределах территории одного предприятия, а участники логистического процесса не связаны товароденежными отношениями. Основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе производства продукции.

Сфера производственной логистики тесно взаимосвязана со сферами закупок сырья и распределения готовой продукции.

в) Управление материальными потоками в процессе реализации готовой продукции заключается в решении задачи распределительной логистики. Эти функции осуществляют обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия-посредники.

В сферу внимания распределительной логистики материальный поток попадает, еще находясь в производственных цехах, когда решаются вопросы упаковки и тары, размера изготавливаемость партии изделий и сроков, в которые партия должна быть поставлена потребителю.

г) При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Объем транспортной работы, выполняемой в процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, делится на работу, осуществляемую:

- транспортом общего пользования (магистральным).

- собственным транспортом предприятий (ведомственном).

Объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, в процессе перевозок грузов магистральным и промышленным транспортом, а также вопросы взаимодействия производства и транспорта в микропотоковых процессах предприятий.

д) Информационная логистика. Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с организацией движения информационных потоков. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики - информационной логистики. Объект исследования здесь - организация информационных потоков внутри предприятия, а также оперативный обмен информацией между различными участниками логистических процессов находящимися на значительных расстояниях.

 

 














Дата: 2018-12-28, просмотров: 334.