ЛЕКЦИЯ 5. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции

5.1.Понятие распределительной логистики.

5.2.Логистические каналы и логистические цепи.

5.3.Способы построения системы макрологистического материалодвижения.

 

Литература

1. Гаджинский А.М. Логистика.

2. Неруш Ю.М. Логистика.

5.1. Понятие распределительной логистики. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения производимой продукции и материалов.

Деятельность распределительной логистики на микро - и макроуровне различна. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

- планирование процесса реализации и организация заключения контрактов на поставку продукции;

- упаковка, комплектация и выполнение других транспортно-экспедиционных операций, а также организация отгрузки продукции;

- организация доставки и контроль за транспортированием продукции;

- организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:

- выбор схемы распределения материального потока;

- определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

- определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом движения материального потока до потребителя.

Границы распределительной логистики, определяются процессом воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии «деньги – товар - деньги» (рис. 5.1).

 

Д           Т           П            Т1          Д1

 

Рис. 5.1 – Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики

 

При этом, для воспроизводства капитала необходимо обеспечить условие Д′>Д. Современный маркетинг – это комплекс мероприятий по производству и сбыту продукции и услуг на основе предварительных исследований потребностей рынка, т.е. ориентация на потребителя.

Специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на участках закупки, производства и сбыта, а также внутри каждого из них, в «одних руках». Следовательно, распределительная логистика осуществляет последний этап управления материальными потоками в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами и направлена на планирование, контроль и управление комплексом операций, совершаемых в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, определяемые маркетингом.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

- подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

 - системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Таким образом, распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых при распределении материального потока, преимущественно готовой продукции, в процессе оптовой продажи товаров.

Объектом изучения в распределительной логистике является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения – рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

5.2. Логистические каналы и логистические цепи. Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо к конечному потребителю (рис. 5.2.).

 

Рис. 5.2 – Варианты поступления материального потока в систему потребления.

На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д. На стадии товародвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные между собой логистическим каналом, или иначе – каналом распределения. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь (рис.5.3).

          а)

                                       

                                    Т2           Д1                   Т1

                                                                                

                                                           Тn                Дm          Тn

 

           б)

 

 

                                        Тi              Дj               Tn    

Условные обозначения:

 

Т1, ... , Тп - множество транспортно-экспедиционных фирм;

Д1, ... , Дm - множество дистрибьюторов

 

Рис. 5.3 – Преобразование логистического канала, в логистическую цепь: а) логистический канал, б) логистическая цепь

Транспортно-экспедиционная фирма – самостоятельная посредническая фирма, оказывающая комплекс услуг по доставке продукции.

Дистрибьютор – самостоятельная оптовая посредническая фирма, обслуживающая различные отрасли промышленности и предлагающие предприятиям-изготовителям свои услуги в качестве посредника при реализации их продукции.

Принятие принципиального решения о реализации продукции через какую-либо агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и так далее – это выбор логистической цепи. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

Таким образом, при выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской. При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д.

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.

Рассмотрим каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление. На структурной схеме каналов распределения показан крупный металлургический комбинат, выпускающий значительные объемы различного вида листового и сортового металлопроката (рис. 5.4).

                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

Рис. 5.4 – Структурная схема каналов распределения готовой продукции металлургического комбината

 

Комбинат, по объему выпуска продукции, может обеспечить потребности рынка всего региона в металлопрокате. Но он выходит на рынок только с большими партиями продукции ограниченной номенклатуры.

Однако, потребителям поставки нужны в весьма различном количестве и в разнообразном ассортименте, а эти требования комбинат выполнить не может.

В регионе два распределительных центра, услугами которых комбинат воспользоваться.

Распределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и, как правило, закупает и продает достаточно большие партии однородной продукции. Эта категория посредников не формирует широкого ассортимента. Широкий ассортимент продукции формирует распределительный центр № 2, расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот посредник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю, но ему выгоднее закупать мелкие партии продукции.

В данной ситуации продукция комбината может быть доставлена потребителям по одному из следующих каналов распределения: 1; 2 – 3; 5 – 6; 2 – 4 – 6. При этом основным критерием использования канала становится объем реализации продукции и получение наибольшей прибыли.

Указанное означает также, что каждый распределительный центр может выбирать канал распределения с наиболее выгодными для себя условиями.

Если комбинат выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конечным потребителем (канал 1), то цена 1 тонны продукции (Цм) возрастает лишь на сумму расходов, связанных с доставкой продукции потребителю (Сд), так как посредники исключаются из цепи поставок. То есть, общие затраты (Собщ) составят:

Собщ = Цм + Сд, грн/т

Однако, в этим случае комбинат сможет реализовать свою продукцию лишь на сегменте рынка, не превышающем 10 – 15 % объема производства, поскольку число крупных потребителей ограничено. Естественно, что такой вариант для комбината неприемлем и он может использоваться только в комбинации с другими каналами.

Второй канал 2 – 3 в определенной мере может улучшить результат. Включение в канал распределительного центра (РЦ-1) позволяет повысить сервис обслуживания потребителя: сократится величина партии металла, разнообразнее станет номенклатура продукции.

В этом случае общие затраты на цепь поставок металла увеличатся на стоимость транспортировки металла до РЦ-1 (Ст) и составят

Собщ = Цм + Ст + Срц1 + Сд, грн/т

При этом, комбинат сможет реализовать свою продукцию уже на сегменте рынка, составляющем 25 – 30 % объема производства.

Использование канала 5 – 6 в системе распределения металлопродукции является проблематичным поскольку распределительный центр № 2 не приспособлен для приема крупных партий металла.

Однако, возможность этого центра формировать мелкие партии металла по количеству и номенклатуре потенциально позволит закрыть продукцией металлургического комбината значительный сегмент рынка (до 55 – 60 %).

Поэтому целесообразным является рассмотрение варианта развития и технического перевооружения распределительного центра № 2, учитывая общность производственных интересов всех участников.

В этом случае общие расходы составят

Собщ = Цм + Ст + Срц2 + Куд + Сд, грн/т

где Куд – удельные капиталовложения на развитие распределительного центра, грн/т.

Достаточно привлекательным для комбината выглядит канал 2 – 4 – 6. Он обеспечивает наибольший сервис потребителю как по партионности поставок, так и номенклатуре продукции и позволит в значительной мере (до 85 – 90 %) закрыть потребности рынка региона в металлопродукции.

Однако, он будет включать двух посредников, - распределительные центры № 1 и № 2, то есть общие расходы будут небольшими.

Общие расходы в этом случае составят

Собщ = Цм + Ст + Срц1 + Ст + Срц2 + Сд, грн/т

где Ст - стоимость транспортирования продукции между распределительными центрами, грн/т.

Комплексная оценка рассмотренных каналов распределения металлопродукции дает основание считать, что для комбината наиболее рациональной является использование гибкой логистической системы распределения. При этом целесообразно совместно использовать два или три канала распределения. Например: варианты 1; 2 – 3; 2 – 4 – 6, которые обеспечат реализацию всего объема производства металлопродукции.

В этом случае общие затраты по комплексу (Ском) составят

, грн/т

Таким образом, возникает необходимость выбора логистической цепи поставок на основе оптимизационных расчетов из условия наибольшего закрытия потребностей рынка в металлопродукции, выпускаемой комбинатом и получения доходов (Д), существенно превышающих расходы (Соб), то есть получение максимальной прибыли,

(Д - Соб)→максим.

 

Таким образом, необходимым условием оптимизации канала распределения, а также формирования цепи поставок логистического процесса на макроуровне является, наличие на рынке большого количества посредников, в частности, предприятий, осуществляющих функцию опта.

Актуальность создания сети оптовых посредников для стран СНГ очевидна. Данные по численности оптовых предприятий представлены в табл. 5.1.

 

Таблица 5.1 - Различия в обеспеченности оптовыми предприятиями

 

Государство Число оптовых предприятий на 1000 чел. населения
Япония 3,4
США 1,9
Страны СНГ 0,05

 

При этом, правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать формирование и реализацию хозяйственных связей, информационные сети – делать возможным быстрый обмен информацией, финансовая система – обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств.

Решение перечисленных задач должно создать условия, способствующие развитию и оптимизации систем распределения материальных потоков.

5.3. Способы функционального построения системы материалодвижения в макрологистике. В мировой практике пользуются следующими способами:

1 PL. Полностью автономная логистика. Компания самостоятельно создает службу логистики, которая занимается закупкой сырья и материалов и сбытом продукции от начала до конца. В этом случае строятся склады, создается автопарк, формируется штат сотрудников.

2 PL. Часть функций (складское хранение, перевозки) отдается сторонним фирмам (посредникам).

3 PL. Осуществляется аутсорсинг всей логистики, в том числе управления поставками сырья и отгрузки готовой продукции.

4 PL. Подразумевает более тесное сотрудничество с логистическим провайдером, когда последний обеспечивает не только доставку и отгрузку товара и координацию этих операций, но и осуществляет продвижение товара в розницу.

Аутсорсингом называется оптимизация деятельности предприятия за счет концентрации усилий на основном бизнесе и передачи непрофильных функций внешним специализированным организациям (посредникам-аутсорсорам) на договорной основе.

В США и Европе не осталось компаний с собственной службой логистики. Здесь около 40 % компаний отдают посредникам часть логистических функций (перевозку готовой продукции и координацию работы складов), а свыше 60 % фирм пользуются услугами специализированных логистических фирм работая с ними по схемам 3 PL и 4 PL.

В Украине до 10 % фирм работают по системе автономной логистики из-за отсутствия посредников, складских помещений, неразвитого рынка автоперевозок, а почти 90 % производителей используют логистическую систему 2 PL с собственным складом и транспортом.

Поэтому, в странах СНГ и, в частности, на Украине, ведется целенаправленная работа по формированию инфраструктуры товарного рынка. При этом особое внимание уделяется формированию следующих подсистем: торговых посредников и складского хозяйства; информационного обеспечения; тароупаковочной индустрии; транспортного обеспечения; финансово-кредитной; нормативно-правового обеспечения.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.