Реализация задач закупочной логистики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.3.1. Задача «Сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений – делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. Ее решение зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации. В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске.

Отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи.

Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях действуют факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и против собственного производства должно быть принято в случае, если:

а) потребность в комплектующем изделии не велика;

б) отсутствуют необходимые для производства мощности;

в) отсутствуют квалифицированные кадры.

Решение организовать собственное производство принимается в том случае, когда:

а) потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

б) комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Экономическую основу решения вопроса «сделать или купить» составляет соотношение: минимума стоимости приобретения изделий (Спи) и минимума приведенных затрат на собственное изготовление изделий (Зп)

Спи =пи  + Стр + Сск + Схр   , тыс. грн.

 

З = Эт + Рпф Ксп , тыс.грн.

где Эт   - текущие расходы, тыс.грн.;

Рпф - рентабельность производственных фондов;

Ксп  - затраты на создание производственно-технической базы предприятия;

Стр ск , Схр – издержки логистической системы (транспорт, складирование, хранение);

При условии:

Спн<З – изделие выгоднее приобретать;

Спн>З – изделие выгоднее изготавливать.

При Спн≈З выбор осуществляется по объему производства изделий.

 

3.3.2. Задача выбора поставщика. После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.

Основные этапы решения этой задачи:

1) Поиск потенциальных поставщиков.

Осуществляется следующими методами:

- объявление конкурса;

- изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);

- посещение выставок и ярмарок;

- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате проведения перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2) Анализ потенциальных поставщиков производится на основе подготовленного списка по специальным критериям, позволяющим осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество критериев может быть достаточно большим. Однако, как правило, ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок. Под надежностью понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят в основном:

- удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- наличие резервных мощностей;

- финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3) Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок.

3.3.3. Выбор критерия для расчета рейтинга поставщика.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса.

1) Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

2) Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Приведем пример расчета рейтинга поставщика (табл.3.1). Допустим, что предприятию необходимо закупать комплектующие изделия, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев установленная, так же как и значимость первого, экспертным путем, приведена в табл. 3.1.

 

Таблица 3.1 - Пример расчета рейтинга поставщика

п/п

Критерий

выбора

поставщика

Удельный

вес

критерия

Оценка значения критерия по десятибальной шкале у данного поставщика

Произведение

удельного

веса критерия

на оценку

А Б В А Б В  
1 Надежность поставки 0,30 9 7 5 2,7 2,1 1,5
2 Цена 0,25 5 6 8 1,25 1,5 2,0
3 Качество товара 0,15 8 8 6 1,2 1,2 0,9
4 Условия платежа 0,15 3 4 6 0,45 0,6 0,9  
5 Возможность внеплановых поставок 0,10 5 7 6 0,5 0,7 0,6  
6 Финансовое состояние поставщика 0,05 8 4 2 0,4 0,2 0,1  
  Итого: 1,00       6,5 6,3 6,0  

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг, для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков в том случае наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия применяют различные способы по выявлению ненадежных поставщиков. Например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, которые готовят подробную информацию о финансовом состоянии поставщика, в том числе с использованием неформальных каналов.

Отечественные предприятия при выборе поставщика в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, формируется список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, предварительная оплата намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с неизвестным поставщиком, процедура оплаты усложняется проведением дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 330.