ЛЕКЦИЯ 1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Логистические системы транспорта промышленных предприятий»

 

 

 

 

Мариуполь 2007 г.


Приазовский государственный технический университет

Факультет транспортных технологий

Кафедра «Промышленный транспорт»

 

 

В.Э. Парунакян

 


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Логистические системы транспорта промышленных предприятий»

 

 

Мариуполь 2007 г.

 



УДК 656.076:004 (072)

Конспект лекций для изучения курса дисциплины “Логистические системы транспорта промышленных предприятий” для студентов специальности 7.100.403 “Организация перевозок и управление на транспорте” / Сост. Парунакян В.Э. – Мариуполь: ПГТУ, 2007. – 64 с.

 

 

Рецензент:                                    Ю.В. Гусев, к.т.н., доц.

                                              

 

Составитель:                                В.Э. Парунакян, д.т.н., проф.

                                                          

 

Ответственный за выпуск:

Зав. кафедрой

“Промышленный транспорт”            В.Э. Парунакян, д. т. н., проф.

                                       

 

 

Утверждено на заседании кафедры «Промышленный транспорт»

 

протокол № 2 от 17.10. 2007 г.

 

Рекомендовано методической комиссией

факультета транспортных технологий

 

протокол № 9 от  24.10. 2007 г.

 

 


Вводная лекция

 

1. В первой половине XX века основной потенциал конкурентоспособности продукции фирм создавался за счет расширения и совершенствования технологии производства.

Однако к началу 60-х годов резервы повышения этого потенциала были в значительной мере исчерпаны. Положение обострялось усилением конкуренции, вызванным переходом от рынка продавца к рынку покупателя (переходом к рыночным отношениям). Это потребовало ускоренного поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ.

Поток сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, идущих на обеспечение производственного процесса предприятия-изготовителя прежде, чем превратиться в готовую продукцию, проходит сложный путь. Он включает многократное проведение погрузочно-разгрузочных транспортных и складских операций по выполнению функций отгрузки, перевозки и хранения исходных компонентов производства и распределению готовой продукции (схема).

Проведенные исследования показали, что на эти функции расходуется до 30 % общих затрат на производство продукции.

В начале 60-х годов в странах с рыночной экономикой возникли идеи системной интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем при производстве продукции, их хранения, распределения и транспортировании.

Необходимость снижения затрат на рассматриваемых операциях привело к трансформации идей интеграции в новую форму хозяйственной деятельности и самостоятельное направление научных исследований – логистику.

2. Каждая из указанных функций уже была подробно изучена и описана. Сущность интеграции, которая определяет концепцию логистики, можно сформулировать следующими положениями:



· новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных функций в единую материалопроводящую систему с учетом общности производственных интересов;

· целью логистического подхода является достижение желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов;

· основой логистического подхода является сквозное оптимальное управление материальным и информационным потоками.

 

Главное заключается в том, что логистика работает прежде всего на потребителя и стремиться максимально удовлетворить его запросы. Поэтому лидерство в конкурентной борьбе сегодня приобретает тот, кто конкурентен в области логистики и владеет ее методами.

3. В современной экономике выделяют три этапа развития логистики:

I этап (60 – 80 годы) – интегрирование транспортно-складского процесса;

II этап (80 – 90 годы) – интегрируется производственно-транспортно-складской процесс;

III этап (начало XXI века) – снабжение, производство, транспорт и складирование интегрируются в единый материалопроводящий поток. При этом, современные коммуникационные технологии обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.

В настоящее время существует целый ряд определений понятия логистики. Приведем определение логистики как науки и как бизнес – деятельности.

Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков и, связанных с ними, информационных и финансовых потоков в определенной микро- или макро- экономической системе для достижения поставленной перед ней цели. Профессор В.И. Сергеев (Россия).

Логистика – это, перекрывающая отдельные области хозяйственной деятельности, стратегия оптимизации материальных и информационных потоков в зависимости от ситуации на рынках и постоянного обеспечения конкурентоспособности продукции. Следовательно, она является частью общей стратегии хозяйственной (или инвестиционной) деятельности с целью получения максимальной прибыли. Профессор Х. Крампе (ФРГ).

 






Виды материальных потоков

Материальные потоки характеризуют несколькими признаками (рис. 1.2).

 

 

 

 


Рис. 1.2 – Классификация материальных потоков

 

1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. К ним относятся только те потоки, к организации которых предприятие имеет отношение. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления производственных и логистических операций с грузом внутри логистической системы. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду.

При поддержании запасов оптовой базы на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

 

2. По натурально- вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, поскольку ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на рынке металлургии с многономенклатурной продукцией будет существенно отличаться от логистического процесса на рынке угля, который работает с одним наименованием груза.

3. По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние. Массовым считается поток, при транспортировке больших партий груза железнодорожными маршрутами. Крупные потоки – грузовые перевозки группами вагонов. Средние потоки образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями. Мелким потоком является количество груза, не позволяющее полностью использовать грузоподъемность транспортного средства.

4. По удельному весу грузы, образующие материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные грузы обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, они требуют для хранения меньшего складского объема, и имеют массу одного места более 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом).

Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Объемная плотность такого груза составляет 0,5 т/м3.

5. По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

6. По физико-механическим свойствам материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

 

1.3. Логистические операции представляют собой совокупность действий, направленных на преобразование материального потока при его движении от производителя к потребителю (рис.1.3).

 

 

 


Рис. 1.3 – Классификация логистических операций

 

К логистическим операциям с материальным потоком относятся погрузка, транспортировка, разгрузка, складирование, комплектация, упаковка и другие.

Логистические операции с материальным потоком, поступающим в логистическую системы или покидающим ее, выполняются в процессе снабжения предприятия сырьем или сбыта готовой продукции и являются внешними логистическими операциями. Неопределенность окружающей среды и риски, в первую очередь, проявляются на характеристике внешних операций.

Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называются внутренними. Некоторые из этих операций являются по существу продолжением производственного процесса (например, расфасовка и упаковка продукции).

Принципиальным отличием выполнения внешних операций от внутренних является переход права собственности на товар и переход страховых рисков с одного юридического лица на другое.

В то же время внутренние операции часто изменяют потребительские свойства товара и увеличивают его стоимость.

Понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо обладать значительным объемом информации, сопровождающей материалодвижение. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

Логистические операции с информационным потоком – это сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

 





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Логистические системы транспорта промышленных предприятий»

 

 

 

 

Мариуполь 2007 г.


Приазовский государственный технический университет

Факультет транспортных технологий

Кафедра «Промышленный транспорт»

 

 

В.Э. Парунакян

 


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Логистические системы транспорта промышленных предприятий»

 

 

Мариуполь 2007 г.

 



УДК 656.076:004 (072)

Конспект лекций для изучения курса дисциплины “Логистические системы транспорта промышленных предприятий” для студентов специальности 7.100.403 “Организация перевозок и управление на транспорте” / Сост. Парунакян В.Э. – Мариуполь: ПГТУ, 2007. – 64 с.

 

 

Рецензент:                                    Ю.В. Гусев, к.т.н., доц.

                                              

 

Составитель:                                В.Э. Парунакян, д.т.н., проф.

                                                          

 

Ответственный за выпуск:

Зав. кафедрой

“Промышленный транспорт”            В.Э. Парунакян, д. т. н., проф.

                                       

 

 

Утверждено на заседании кафедры «Промышленный транспорт»

 

протокол № 2 от 17.10. 2007 г.

 

Рекомендовано методической комиссией

факультета транспортных технологий

 

протокол № 9 от  24.10. 2007 г.

 

 


Вводная лекция

 

1. В первой половине XX века основной потенциал конкурентоспособности продукции фирм создавался за счет расширения и совершенствования технологии производства.

Однако к началу 60-х годов резервы повышения этого потенциала были в значительной мере исчерпаны. Положение обострялось усилением конкуренции, вызванным переходом от рынка продавца к рынку покупателя (переходом к рыночным отношениям). Это потребовало ускоренного поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ.

Поток сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, идущих на обеспечение производственного процесса предприятия-изготовителя прежде, чем превратиться в готовую продукцию, проходит сложный путь. Он включает многократное проведение погрузочно-разгрузочных транспортных и складских операций по выполнению функций отгрузки, перевозки и хранения исходных компонентов производства и распределению готовой продукции (схема).

Проведенные исследования показали, что на эти функции расходуется до 30 % общих затрат на производство продукции.

В начале 60-х годов в странах с рыночной экономикой возникли идеи системной интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем при производстве продукции, их хранения, распределения и транспортировании.

Необходимость снижения затрат на рассматриваемых операциях привело к трансформации идей интеграции в новую форму хозяйственной деятельности и самостоятельное направление научных исследований – логистику.

2. Каждая из указанных функций уже была подробно изучена и описана. Сущность интеграции, которая определяет концепцию логистики, можно сформулировать следующими положениями:



· новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных функций в единую материалопроводящую систему с учетом общности производственных интересов;

· целью логистического подхода является достижение желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов;

· основой логистического подхода является сквозное оптимальное управление материальным и информационным потоками.

 

Главное заключается в том, что логистика работает прежде всего на потребителя и стремиться максимально удовлетворить его запросы. Поэтому лидерство в конкурентной борьбе сегодня приобретает тот, кто конкурентен в области логистики и владеет ее методами.

3. В современной экономике выделяют три этапа развития логистики:

I этап (60 – 80 годы) – интегрирование транспортно-складского процесса;

II этап (80 – 90 годы) – интегрируется производственно-транспортно-складской процесс;

III этап (начало XXI века) – снабжение, производство, транспорт и складирование интегрируются в единый материалопроводящий поток. При этом, современные коммуникационные технологии обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.

В настоящее время существует целый ряд определений понятия логистики. Приведем определение логистики как науки и как бизнес – деятельности.

Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков и, связанных с ними, информационных и финансовых потоков в определенной микро- или макро- экономической системе для достижения поставленной перед ней цели. Профессор В.И. Сергеев (Россия).

Логистика – это, перекрывающая отдельные области хозяйственной деятельности, стратегия оптимизации материальных и информационных потоков в зависимости от ситуации на рынках и постоянного обеспечения конкурентоспособности продукции. Следовательно, она является частью общей стратегии хозяйственной (или инвестиционной) деятельности с целью получения максимальной прибыли. Профессор Х. Крампе (ФРГ).

 






ЛЕКЦИЯ 1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

План лекции

1. Понятие материального потока.

2. Виды материальных потоков.

3. Логистические операции.

 

Литература

1. Гаджинский А.М. Логистика.

2. Неруш Ю.М. Логистика.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.