Транспортные характеристики грузов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Транспорт продолжает и завершает процесс производства материальных ценностей (товаров). Все товары по степени производственной обработки подразделяются на три группы:

· сырье — исходный материал, предназначенный для дальнейшей переработки и превращения в полуфабрикат (руды, зерновые культуры и пр.);

· полуфабрикаты — материалы, не доведенные в процессе технологической обработки до состояния, в котором они пригодны к потреблению, и подлежащие дальнейшей обработке в других областях производства (металл, чугун, мука и пр.);

· фабрикаты — товары, готовые для непосредственного потребления (промышленное оборудование, кондитерские изделия и пр.).

Сырье, полуфабрикаты и фабрикаты, поступающие на транспорт, именуются грузом с момента сдачи их транспортным организациям и до момента выдачи их получателям в пунктах назначения.

Изучением свойств товаров, исследованием проблем формирования, сохранения и оценки потребительных свойств и качества товаров занимается товароведение. Грузоведение в отличие от товароведения изучает те свойства товара — груза, которые связаны с процессом его транспортирования и обеспечением качественной доставки грузополучателю.

Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. Понятие транспортной характеристики включает следующие элементы:

· вид тары и упаковки грузов,

· параметры отдельных мест,

· физико-химические свойства,

· объемно-массовые характеристики,

· режимы перевозки и хранения.

Все составные элементы транспортной характеристики грузов, включая режимы перевозки, перегрузки и хранения, регламентируются соответствующими условиями перевозки и хранения груза. Груз считается транспортабельным, если его тара и упаковка соответствуют требованиям государственных стандартов, и сам груз сохраняет свойства, определенные при изготовлении поставщиком. Водный транспорт перевозит большое количество грузов с различными транспортными характеристиками, обусловливающими требования к особенностям подвижного состава, специфике перегрузочного оборудования и складской площади в портах.

Для определения оптимальных условий транспортирования грузов, обеспечивающих их сохранность на транспорте, правильного регулирования планирования и учета грузооборота, специализации причалов, складов и перегрузочного оборудования вводится транспортная классификация грузов.

Построение научно обоснованной системы транспортной классификации грузов возможно при соблюдении следующих основных правил: признаки классификации должны быть четко сформулированы; начинать классификацию нужно с более общих признаков, постепенно переходя к делению на более узкие (подчиненные) признаки: на каждой ступени классификации необходимо пользоваться только одним классификационным признаком (назначение, свойства и др.).

К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие:

Угол естественного откоса, или угол покоя. Это угол между плоскостью основания штабеля и образующей, который зависит от рода и кондиционного состояния груза. Рыхлые и пористые навалочные грузы имеют больший угол покоя, чем твердые кусковые грузы. С увеличением влажности угол покоя растет. При длительном хранении многих навалочных грузов угол покоя за счет уплотнения и слеживаемости возрастает. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. В покое угол естественного откоса на 10-18° больше, чем в движении (например, на ленте транспортера).

Гранулометрический состав для навалочных грузов указывается в запродажных контрактах и перевозочных документах. Ряд рудных грузов и углей делится на классы в зависимости от гранулометрического состава. Гранулометрический состав груза определяет возможность применения различных схем механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Усадка - уплотнение навалочных грузов вследствие перераспределения частиц груза в массе насыпи и сдавливания нижних слоев верхними. На усадку грузов оказывают влияние свойства груза, способ нагрузки, встряхивание судна на волне, вибрация корпуса судна, длительность и условия плавания. Усадка зерна в рейсе происходит от 2,5 и 8%, но иногда достигает 11%.

Сыпучесть свойства навалочных грузов, которые при наличии свободной поверхности под воздействием качки пересыпаются с одного борта на другой. В результате этого грузовое судно может получить опасный крен и перевернуться. Проведенные опыты показали, что пересыпание грузов происходит по законам, отличным от законов перетекания жидкости. В начальный момент крена в результате действия сил сцепления частиц поверхность груза остается неподвижной, но если крен достигает такого значения, при котором угол между поверхностью насыпки и горизонтом будет больше угла покоя на 8-10°, то масса груза быстро перемещается в сторону крена. Обратного перемещения может не быть, так как крен в противоположную сторону уменьшается за счет смещения центра тяжести судна в сторону пересыпающегося груза.

Погрузочный объем - объем, занимаемый 1 тонн груза в грузовом помещении. При морской перевозке зерновых грузов погрузочный объем является критерием, по которому грузы делятся на «тяжелые» - рожь, ячмень, пшеница, горох, рис и «легкие» - овес, арахис, льняное семя и подсолнух.

Влажность - важнейший показатель состояния груза, поскольку от нее зависит самонагревание, возможность и вероятность разжижения. Влажность гигроскопических грузов находится в прямой зависимости от относительной влажности воздуха. Повышенная влажность навалочных грузов приводит к потере провозной способности флота из-за увеличения их массы, а при перевозке зерна - к его порче. Нормальная влажность экспортного зерна - 11-14%. Зерно с влажностью 16% принимать к перевозке запрещено.

Самонагревание грузов растительного происхождения резко ухудшает их качество и, как правило, вызывается тремя причинами: биологическим процессом «дыхания», жизнедеятельностью микроорганизмов и вредителей. При перевозке зерна и ряда других продуктов сельского хозяйства (хлопка, льна, сена) температура груза в результате самонагревания может достигать 85-90 °С, что приводит к потере товарных качеств груза.

Самовозгорание - действие внутренних источников тепла (биологических и химических процессов), которые протекают в грузе. Самовозгоранию подвержены многие грузы растительного происхождения, зерновые, волокнистые, жиры, торф, каменные и бурые угли, древесный уголь, а также некоторые руды и рудные концентраты. При «дыхании» зерна, семян, овощей и фруктов поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Энергия «дыхания» зависит от свойства груза, но особенно увеличивается с ростом температуры и влажности. Повышение температуры и влажности способствует развитию бактерий, а наличие бактерий в растительных грузах вызывает не только самонагревание, но и самовозгорание. Жизнедеятельность микроорганизмов приводит к дальнейшему нагреванию груза. Если груз обладает малой теплопроводностью, то выделяющаяся теплота накапливается и температура повышается. Микроорганизмы гибнут при температуре груза 70° и выше, но химические реакции между кислородом, воздухом и разлагающимися растительными грузами продолжаются. Это приводит к самовозгоранию или обугливанию груза. Для предотвращения самовозгорания зерновых грузов следует удалять выделяющиеся газы и тепло, что достигается постоянной вентиляцией трюмов. В процессе хранения и перевозки ископаемых углей происходит постоянное окисление углерода, что приводит к потере качества и уменьшению количества груза. Величина этих потерь зависит от марки, сорта угля и температуры хранения.

Самовозгоранию углей способствует аэрация штабеля, наличие внешних источников тепла, таких как солнечная радиация, нагревающиеся переборки и трубы, наличие посторонних примесей, смешение разных марок, сортов и партий груза. Очень малая и чрезмерно высокая влажность углей снижает их способность к самовозгоранию. В практике морских перевозок температура углей 40-45 °С считается уже опасной.

Слеживаемость - характеризуется прочным сцеплением частиц груза и максимальной плотностью. Это приводит к потере грузом свойств сыпучести. Слеживаемости подвержены в наибольшей мере концентраты руд, руды, селитра, соль поваренная, калийные и азотные удобрения, сульфат. Причинами слеживаемости являются: сцепление частиц груза от сдавливания при большой высоте укладки; кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одних модификаций в другие; химические реакции в грузах.

Степень слеживаемости зависит от размера, формы и характера поверхности частиц груза, наличия и свойств примесей, условий хранения груза, его влажности, гигроскопичности, характера воздействия внешней среды, длительности морской перевозки и высоты укладки. Грузы, подверженные слеживаемости, следует хранить в условиях, исключающих или уменьшающих влагопоглощение. Для защиты от взаимодействия с окружающей средой эти грузы следует упаковывать в плотную воздухо- и влагонепроницаемую тару. Таким свойством обладают полимерные пленки.

Смерзаемость - свойство груза при отрицательной температуре превращаться в сплошную массу и терять свою сыпучесть. Это свойство аналогично слеживаемости груза, и по результатам они идентичны. При смерзании также происходит слипание частиц груза и тем больше и сильнее, чем мельче и более шероховата поверхность частиц груза, больше его влажность и пористость. В наибольшей степени смерзаемости подвержены полезные ископаемые - рыхлые, пористые и мелкозернистые руды, серные и медные колчеданы, влажные угли, песок, соль, апатиты, фосфориты, бокситы, медные, железные, марганцевые, свинцовые, цинковые концентраты руд и ряд других грузов. Восстановление сыпучести грузов в портах производится рыхлением при помощи вибрационных машин и пневматических молотков.

Спекаемость - слипание частиц груза под воздействием изменения температуры. Спекаемости подвержены перевозящиеся навалом материалы, такие как пек, гудрон, асфальт, а также агломераты руд, поступающие в трюмы судов в горячем состоянии. Процесс спекания схож с процессом слеживаемости. Спекаемость грузов при перевозке их навалом на обычных судах предотвратить нельзя, поэтому их следует перевозить в таре или на специализированных судах. Так, например, агломерат, который при морской перевозке спекается и покрывается коркой, перевозят в горячем состоянии. Для уменьшения влияния процесса спекаемости груза строятся специальные конструкции судов, позволяющие замедлить или предотвратить охлаждение груза в пути.

Транспортная маркировка

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

1. Манипуляционные знаки - изображения, указывающие на способы обращения с грузом,

2. Основные надписи должны содержать:

· полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;

· наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения;

· количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе - порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии. Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов: разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);однородных грузов в разнотипной таре; однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии; комплектов оборудования; грузов в одном вагоне мелкими отправками.

3. Дополнительные надписи должны содержать:

· полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;

· наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;

· надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).

4. Информационные надписи должны содержать:

· массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;

· габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высока или диаметр и высота).Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при транспортировании груза па открытом подвижном составе, 1,2 м - в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом.

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:

· в числителе - общее количество пакетов в партии;

· в знаменателе - количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета, например:  (2).

Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет.

На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативном документе на конкретные виды продукции.

Номер и наименование знака Изображение знака Назначение знака
1 Хрупкое. Осторожно Пример расположения Хрупкость груза. Осторожное обращение с грузом
2 Беречь от солнечных лучей Груз следует защищать от солнечных лучей*
3 Беречь от влаги Необходимость защиты груза от воздействия влаги
4 Беречь от излучения Любой из видов излучения может влиять на свойства груза или изменять их (например, непроявленные пленки)
5 Ограничение температуры Примеры расположения…С Диапазон температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им
6 Скоропортящийся груз Груз при транспортировании и хранении не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для защиты груза требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, проветривание и др.). Знак наносят на грузы, которые транспортируют в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов, установленными транспортными министерствами
7 Герметичная упаковка При транспортировании.перегрузке и хранении открывать упаковку запрещается
8 Крюками не брать Запрещение применения крюков при поднятии груза
9 Место строповки Пример расположения Указывает место расположения канатов или цепей для подъема груза
10 Здесь поднимать тележкой запрещается Указывает места, где нельзя применять тележку при подъеме груза
11 Верх Пример расположения Указывает правильное вертикальное положение груза
12 Центр тяжести Пример расположения Место центра тяжести груза Примечание - Пример расположения знака указывает место тяжести груза. Знак наносят, если центр тяжести не совпадает с геометрическим центром тяжести
13 Тропическая упаковка Знак наносят на груз, когда повреждения упаковки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании или хранении могут принести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействии тропического климата. Обозначения: Т - знак тропической упаковки; 00-00 - месяц и год упаковывания
14 Штабелировать запрещается Не допускается штабелировать груз. На груз с этим знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы
15 Поднимать непосредственно за груз Подъем осуществляется только непосредственно за груз, т.е. поднимать груз за упаковку запрещается
16 Открывать здесь Упаковку открывают только в указанном месте
17 Защищать от радиоактивных источников Проникание излучения может снизить или уничтожить ценность груза
18 Не катить Груз не следует подвергать качению
19 Штабелирование ограничено Ограничена возможность штабелирования груза
20 Зажимать здесь Указывает места, где следует брать груз зажимами
21 Не зажимать Упаковка не должна зажиматься по указанным сторонам груза
22 Предел по количеству ярусов в штабеле Максимальное количество одинаковых грузов, которые можно штабелировать один на другой, где n - предельное количество
23 Вилочные погрузчики не использовать Запрещено применение вилочных погрузчиков

Место и способ нанесения транспортной маркировки

Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и другие ярлыки, или непосредственно на тару.

При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими и малотоннажными отправками при хранении груза более одного года маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки.

Основные, дополнительные и информационные надписи располагают:

· на ящиках - на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.). При транспортировании в открытом железнодорожном подвижном составе малотоннажными и мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение «Верх», транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки;

· на бочках и барабанах - на одном из днищ. Допускается наносить маркировку на корпусе;

· на мешках - в верхней части у шва;

· на тюках - на одной из боковых поверхностей;

· на кипах - на торцовой поверхности. Допускается наносить маркировку на боковую поверхность;

· на других видах тары и грузах, не упакованных в транспортную тару, - в наиболее удобных хорошо просматриваемых местах.

При нанесении маркировки непосредственно на тару (5.2), если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой стенке, допускается располагать маркировку на боковой, торцовой стенках и (или) на крышке.

Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на изделие.

Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары (см. приложении Б и Д).

На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках - на одной из сторон.

Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз.

Знак № 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности.

На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки.

На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцовую поверхности.

На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах.

Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами.

Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре - количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.

Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур.

Манипуляционные знаки, надписи, экологические знаки должны быть черного цвета. Если цвет поверхности тары (упаковки) такой, что черный цвет не виден, целесообразно применять светлый фон, предпочтительно белый.

Не рекомендуется при маркировании использовать цвета, которые совпадают с цветами маркировки опасных грузов.

Не рекомендуется применять красный, оранжевый и желтый цвета, кроме случаев, если их применение предусмотрено национальными нормативными или техническими документами

Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге.

Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне.

Знак № 13 выполняют красным цветом.

Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель.

Допускается наносить манипуляционные знаки с просветами.

Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна быть установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию.

Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место.

Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.

Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Перечислить основные надписи транспортной маркировки.

2. Назначение манипуляционных знаков.

3. Что входит в основную надпись.

4. Перечислить основные виды грузов разделяющихся по физико-химическим свойствам.

5. Перечислить основные виды транспортных характеристик грузов.

6. На какие типы подразделяются грузы по общности способов транспортирования.

 

Вернуться в содержание.

 


тема 3. Грузовая и тоннажная марка.

Современные морские суда представляют собой сложные инженерные сооружения. Данные, определяющие производительность и возможности использования судна как транспортного средства, являются его технико-эксплуатационными характеристиками.

Основными технико-эксплуатационными характеристиками судна являются: линейные, объемные, массовые характеристики, скорость, нормы расхода топлива, воды, смазки.

К линейным характеристикам судна относятся:

· Lmax— максимальная или наибольшая длина судна (м), замеренная между крайними точками носовой и кормовой оконечностей судна;

· L— длина судна (м) или расстоя­ние, измеренное на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштев­ня до оси баллера руля, или 96% длины судна, измеренной на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна, смотря по тому, что больше;

· Bmax — наибольшая ширина судна (м), измеренная на ми­дель-шпангоуте между наружными кромками шпангоутов,

· В— ширина судна по ва­терлинии (м), измеренная на мидель-шпангоуте, в плоскости летней грузовой ватерли­нии, между наружными кромками шпангоутов,

· D (F )— высота борта (м). Вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верх­ней кромки бимса верхней палубы у борта. На судах, имеющих закругленное соедине­ние верхней палубы с бортом, высота борта судна измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней палубы и борта, как если бы это соедине­ние было угловым;

· d (Т) — осадка судна (м). Расстояние, измеренное по вертикали на ми­деле от верхней кромки горизонтального киля до соответствующей ватерлинии.

· Помимо указанной выше осадки судна на миделе, различают осадку судна носом и кормой , которые обычно замеряют по маркам углубления, нанесенным на бортах судна в его оконечностях. Марки углубления (рис. 1, а) наносят на правом борту в дециметрах и обозначают арабскими цифрами, на левом борту — в футах и обознача­ют римскими цифрами. Высота цифр на левом борту и расстояние между ними по вер­тикали равно 1 фут[1].Высота цифр на правом борту и расстояние между ними равно 10см. Замеренные осадки судна по маркам углубления дают расстояния по вертикали между нижней кромкой горизонтального киля и линией ватерлинии, по которую плавает судно, в тех местах по его длине, где нанесены марки.

Осадку на миделе или среднюю осадку рассчитывают как полусумму носовой и кормовой осадок:

d= (1)

Рис. 1. Марки углубления, грузовая шкала и грузовая марка: а — марка углубления в метрах и футах; б — грузовая шкала; в — грузовая марка: г — обозначение палубной линии

Разность осадок носом и кормой называется дифферентом судна. Если нос судна погружен в воду больше, чем корма, то говорят, что судно имеет дифферент на нос, и наоборот.

Линейные характеристики определяют возможность захода судна в порты, прохода каналами, плавания в тех или иных районах.

Основной величиной, характеризующей безопасность плавания судна в данных условиях, является наименьшая допустимая высота надводного борта. Эта величина определяет достаточный запас плавучести судна. Для контроля за величиной надводного борта на всех судах имеются грузовые марки. Порядок нанесения грузовых марок оговорен «Правилами о грузовой марке морских судов» Регистра России. Эти правила распространяются на суда, которые:

· совершают международные рейсы;

· не совершают международные рейсы, т.е. суда каботажного и внутреннего плавания.

Правила Регистра России не распространяются на суда длиной менее 24 м, суда валовой вместимостью менее 80 бр. рег. т, прогулочные яхты.


Скоростные характеристики.

Скорость судна — одна из главных эксплуатационных характеристик, измеряемая в узлах (1 уз = 1 миля/ч[2]).Различают следующие понятия скорости:

· техническая скорость судна — средняя скорость судна относительно воды за длительный интервал времени при установлен­ном режиме работы машины, ветре и волнении не более 3 баллов и при чистом корпу­се;

· паспортная скорость судна — скорость, полученная на ходовых испытаниях и яв­ляющаяся нормативной величиной на определенный срок эксплуатации судна;

· валовая эксплуатационная скорость судна, вычисленная как отношение расстояния, пройденного судном между двумя или несколькими географическими пунктами, к ходовому времени при средних гидрометеорологических условиях и осадке судна с полным гру­зом;

· чистая эксплуатационная скорость — средняя скорость судна, вычисляемая как отношение расстояния, пройденного между двумя или несколькими пунктами, к ходо­вому времени за вычетом времени задержек в пути.

Дальность и автономность плавания.

Большое значение в эксплуатации судна имеет дальность и автономность плавания. Дальность плавания в милях вычисляют по результатам замера расхода топлива на 1 милю в час. Ее рассчитывают для технической скорости, исходя из полного запаса топливно-смазочных материалов, и заносят в формуляр по судну. Автономность пла­вания задается в сутках, ее величина лимитируется запасами топлива, провизии и пре­сной воды для экипажа и пассажиров.

Кроме перечисленных выше, имеется большое количество иных эксплуатационных характеристик судна, учитывающих приспособленность его к грузовым операциям, ог­раничения по району плавания и так далее.

Правила Регистра судоходства предусматривают, что суда, плавающие во внутрен­них водах, должны иметь Свидетельство о грузовой марке, суда загранплавания — Международное свидетельство о грузовой марке. В Свидетельстве о грузовой марке устанавливается минимальная высота надводного борта судна в соответствии с требо­ваниями Конвенции по охране человеческой жизни на море. Высота надводного борта устанавливается в зависимости от района, сезона плавания и класса судна с учетом двух условий — достаточного запаса плавучести и прочности корпуса судна. По пер­вому условию надводный борт определяют в зависимости от главных размерений кор­пуса и формы его обводов, размеров и конструкции надстроек, закрытия отверстий, ограждений и т. д. По второму условию надводный борт обусловливается принятыми толщинами связей корпуса и расчетом его прочности.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 300.