Классический период развития науки совпадает с началом формирования новых экономических отношений: капиталистических. В этот период развивается естествознания. Современная наука в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие сейчас, берет свое начало со второй половины XVI в. Экономическая – с XVIII века. Значит и начало развития научного мышления следует рассматривать именно с этого периода. Мышление, которое предшествовало научному, называют «донаучное», а точнее, как обыденно-практическое мышление.
Отличие обыденно-практического мышления от научного состоит в том, что оно стремится к установлению свойств, связей и отношений наблюдаемой реальности, подвергает логическому обобщению информацию о явлениях, процессах и вещах, вовлекаемых в сферу практической и познавательной деятельности. С помощью таких обобщений, включающих воображение, человек осваивал окружающий его мир, формировались общие представления о вещах и явлениях, которые впоследствии образовали тот или иной исторический тип мировоззрения.
Обыденно-практическое сознание также придает логическую структуру знаниям, что является свидетельством единства чувственного и рационального моментов познания. Однако эти знания не отличаются системностью, методичностью, включают в себя известную случайность, в содержательном аспекте менее глубоки, отражают внешнее проявление объекта.
Человек понимал несовершенство практического мышления. И первый шаг, который им был сделан в этом направлении, был шагом в сторону создания особых средств с целью придания обыденно-практическим знаниям специализированного вида.
Это стало возможным только в рамках определенной духовной (философской) деятельности, которая специализировалась на познании природы и человека.
Одновременно с этим процессом стали формироваться демаркационные черты научного и ненаучного знаний. Обоснованные научные знания стали обладать определенными атрибутивными свойствами - системностью, истинностью, интерсубъективностью, доказательностью и другими.
С возникновением науки формируется и соответствующий ей тип мышления - научное мышление.
Наука и научное мышление тесно взаимосвязаны между собой, но не тождественны. Наука в целом является завершившимся процессом, результатом мыслительной деятельности. В этом плане наука выступает как сложившаяся система, содержание которой включает продукты деятельности мышления - аксиомы, постулаты, принципы, эмпирические факты и закономерности, гипотезы и теоретические законы, понятийно-категориальные структуры и методы. Научное же мышление есть определенный способ производства содержания этой системы.
Развитие науки неотделимо от развития научного мышления. В познавательной деятельности они выступают как форма и содержание, и тем самым составляют единство противоположностей, неразрывно связанные собой и дополняющие друг друга. В основе их диалектического единства лежит противоречие между существующими наличными знаниями, с одной стороны, и мыслительной активностью, связанной с поиском и производством новых знаний, не соответствующих установившимся научным представлениям - с другой.
До Николая Коперника мыслительная деятельность протекала в одной системе координат. Она всецело базировалась на идеях и представлениях геоцентрической картины мира. Появление на свет сочинения Коперника “Об обращениях небесных сфер” (1543) можно рассматривать как “бунт” вечно ищущей мысли против устоявшихся, догматизированных и господствовавших на протяжении тысячелетий представлений о мире. Идеи о расположении Земли относительно Солнечной системы легли в основу создания гелиоцентрической картины мира. Галилео Галилей сумел устранить качественное различие между законами Неба и Земли, сумел показать несостоятельность аристотелевской физики и основанных на ней физических принципов движения Вселенной. “Открытие, сделанное Галилеем, и применение им методов научного рассуждения были одним из самых важных достижений в истории человеческой мысли...” Альберт Энштейн[7].
Исследовательский ум Исаака Ньютона открыл законы всемирного тяготения и разработал на его базе теорию движения небесных тел. Механика оформилась в классическую научную дисциплину. Само мышление вооружилось механистическими (метафизическими) принципами объяснения явлений, в соответствии с которым процессы, протекающие в природе и обществе, рассматриваются не как следствия внутреннего развития, а как вызванные внешним воздействием. Успехи механистическо-метафизического мышления в познании природы привели к становлению классической формы естествознания. Роль ядра классической науки выполняла ньютоновская механика, рационально-методологическая установка которой предписывала:
· рассматривать все явления природы как имеющие механистическую основу;
· как поддающиеся объяснению законами механики Ньютона (объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления);
· подходить к исследованию всех физических явлений и процессов как к следствиям действия простых сил;
· свойства целого объекта рассматривать как полностью определяющиеся состоянием и свойствами его частей.
Эти метаморфозы в представлениях на мир, завершились соответствующим логическим следствием - формированием метафизико-механистическим стилем мышления в науке.
Научный стиль мышления - это определенная форма мыслительной деятельности, в рамках которой субъектам познания задаются специфическое видение исследуемого объекта и, в соответствии с особенностями этого объекта, определенные стандарты и нормы их научной деятельности, учитывающие сложившиеся в данный исторический период социокультурные реалии. Указанный тип мышления сформировался не только в астрономии, механике и физике, но и стал в XVIII-XIX вв. оказывать влияние и на другие науки о природе. Механистические представления о вещах и явлениях, транслированные из механики в биологию, стали оказывать определяющее влияние на формирование эмпирических и теоретических концепций о живых организмах. Так, развитие органического мира рассматривалось как сумма ответных реакций организмов на воздействие факторов внешней среды, как результат усиления или ослабления функций организмов в процессе механической адаптации их к окружающей природе [8]. В геологии, географии объект исследования предстал в виде уникальных пространств (районов), заполненных механически взаимосвязанными и жестко детерминированными вещественно разнородными телами - геокомпонентами. Это был период, когда отдельные науки имели успех в познании естества природы. И многим представителям естествознания казалось, что их научно-изыскательские старания достигли цели.
Однако мир не исчерпаем в своем многообразии, следовательно, процесс познания этого многообразия будет продолжаться до бесконечности. Поэтому беспокойное человеческое мышление будет всегда стремиться к новым неизведанным горизонтам мироздания.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.