Схема функциональных потоков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Рис. 5  Схема функциональных потоков

Назначение

· Анализ или показ стадий процесса или технологии.

· Показ отношений входа - выхода в связанных между собой организациях или частях организаций.

 

 

Элементы

· Стрелки, показывающие направление потоков.

· Прямоугольники, в которых указываются материалы и другие ресурсы, а также устройства, осуществляющие преобразования потоков.

· Фразы, обозначающие наименование ресурсов и устройств.

· Пояснения о содержании потоков в подписи к иллюстрации.

Правила

· Схема функциональных потоков имеет сходство со схемой последовательности действий (см. 2.6), но в прямоугольниках указаны используемые в данном процессе материалы, а также другие ресурсы и/или оборудование.

· Если в одну схему включены различные типы потоков (например, денежные средства и материалы), используйте стрелки разных видов и дайте соответствующие пояснения в подписи к иллюстрации.

Схема последовательности действий

Рис. 6  Схема последовательности действий

Назначение

· Анализ или указание последовательности действий.

· Планирование проектов.

Элементы

· Прямоугольники.

· Фразы, называющие действия, обозначенные данными прямоугольниками (глаголы).

· Стрелки, обозначающие направления передачи действий.

Правила

· Под стрелкой, направленной к прямоугольнику, должно подразумеваться выполнение предварительных условий или требований, необходимых для осуществления данного действия.

· Действия, выполняемые параллельно, показаны в прямоугольниках 1 и 2.

· Допустимо образование замкнутых контуров.

·  Действия, указанные в прямоугольниках, от которых исходит стрелка, предшествуют действиям, указанным в прямоугольниках, к которым направлена стрелка.

 

Схема информационных потоков

Эти схемы имеют такой же общий вид, как и схемы функциональных потоков, однако вместо функции здесь рассматривается движение информации между компонентами системы.

Рис. 7  Схема информационных потоков

Назначение

· Анализ или показ источников и получателей информации.

· Показ пути продвижения информации.

· Показ пути движения отклика на полученную информацию.

Элементы

· Стрелки, указывающие потоки информации.

· Прямоугольники, в которых указываются источники и получатели информации.

· Пояснения о содержании потоков в подписи к иллюстрации.

Правила

· Схемы такого типа очень полезны для выявления недостающих информационных связей.

· Характерной особенностью схемы информационных потоков является наличие во многих случаях потоков, движущихся в обратном направлении, поскольку при поступлении информации от А к B часто требуется отклик в виде дополнительной информации от B к А.

 

2.8 "Содержательная картинка"

 

Рис. 8 "Содержательная картинка " - Служба телефонной помощи


Назначение

"Содержательная картинка" - это схема, используемая на этапе, предшествующем анализу, до того, как Вы составите представление о том, что в данной ситуации следует рассматривать как процесс, а что - как структуру.

"Содержательные картинки" используются для отображения сложных ситуаций. Такой тип схемы известен также как сводка информации о ситуации. Это попытка всесторонне отобразить реальную ситуацию через графическое представление всех ранее рассмотренных аспектов - взаимного расположения компонентов, связей, отношений, влияний, причинно - следственных взаимодействий и т.д. (Рис. 8). Наряду с этими объективными данными "содержательная картинка" должна показывать параметры субъективного восприятия, такие, как характер и характеристики, мнения и предрассудки, дух и природа человека, с точки зрения участников ситуации, а не Вашу собственную интерпретацию ситуации. Однако Вы должны быть тоже включены в общую картину как участник!

Элементы

· Обозначения - рисунки.

· Ключевые слова.

· Наброски.

Правила

· "Содержательная картинка " - это попытка собрать вместе все, что могло бы быть важным в проблемной ситуации. Вы должны попытаться изобразить на схеме каждое Ваше соображение и всю информацию, полученную в результате первоначального исследования.

· Пользуйтесь словами только в тех случаях, когда Вы не можете придумать, как отобразить свою мысль графически.

· Не пытайтесь придерживаться какого-либо определенного стиля или структуры на Вашей картине. Размещайте элементы на схеме так, как Вам захочется это сделать с первого взгляда, не размышляя над этим. Возможно, впоследствии Вы заметите, что порядок расположения элементов на схеме сам содержит некоторую информацию.

· Если "Вы не знаете, с чего начать", возможно, Вам будет полезно действовать следующим образом:

(a) прежде всего найдите структурные элементы ситуации (это то, что сравнительно медленно меняется с течением времени и характеризуется относительной стабильностью: люди, обстановка, возможно, иерархия управления);

(б) затем определите элементы процесса в данной ситуации (это то, что находится в состоянии изменения: происходящие действия);

(в) далее подумайте, каким образом взаимодействуют структура и процессы.

· Старайтесь не думать системными критериями, т.е. не следует рассуждать, например, так: "Эта ситуация включает в себя систему маркетинга, производственную систему и систему контроля качества".

Этого не следует делать по двум причинам.

Во-первых, слово "система" подразумевает организованные взаимосвязи, и может оказаться, что именно отсутствие таких организованных взаимосвязей и создало проблемную ситуацию; следовательно, если Вы исходите из наличия таких взаимосвязей (используя слово "система"), то можете упустить из виду сущность проблемы.

(Тем не менее это не означает отсутствие некоторых связей между представленными Вами графически элементами, о чем уже упоминалось выше).

Вторая причина заключается в том, что, делая так, Вы сужаете область рассуждений до конкретной линии, а именно: переходите к поиску способов повышения эффективности этих систем.

· Убедитесь, что Ваша картина включает в себя не только "жесткие", фактические, данные о ситуации, но и "мягкую", субъективную, информацию.

· Определите, каковы в данной ситуации социальные роли, значимые для участников ситуации, и какое поведение ожидается от людей, исполняющих эти роли. Если Вы видите какие-либо конфликты, укажите их.

· И наконец, укажите на схеме себя. Убедитесь в том, что на схеме ясно показано Ваше восприятие ролей и отношений в ситуации. Помните, что Вы - не объективный наблюдатель, а человек со своими ценностями, убеждениями и установками, окрашивающими Ваше восприятие.

Схема поля сил

Примечания:

· Толщина и длина стрелок могут означать величины сил, действующих в ситуации.

Рис. 9  Схема поля сил

· Некоторые силы могут действовать в обоих направлениях, например политическое давление, которое может быстро меняться.

Назначение

· Определить движущие и сдерживающие силы при осуществлении изменений в данной ситуации.

· Дать возможность выразить величины этих сил.

Элементы

· Закругленный с обеих сторон цилиндрический контур, отображающий ситуацию, в которой осуществляются изменения.

· Стрелки, изображающие движущие и сдерживающие силы.

· Название характера сил на стрелках, например, экономическая ситуация, страх потерять работу и т.д., и типа сил, т.е. движущие или сдерживающие.

· Подписи к иллюстрациям, объясняющие, как показана величина сил.

Правила

· Ситуация, в которой требуются или проводятся изменения, не должна изображаться контуром прямоугольной формы, поскольку это может создать впечатление жестко определенной ситуации.

· Обычно для обозначения больших по величине сил используются толстые стрелки, а малых сил - тонкие.

· На более сложных схемах поля сил можно также использовать стрелки разной длины, чтобы показать некоторые другие характеристики сил - например, в течение какого времени действуют силы; так, короткие стрелки могут обозначать силы, действующие в течение относительно короткого времени, длинные стрелки - силы, действующие длительное время.

2.10 Схема "входа-выхода"

 

 

Рис. 10  Схема "входа - выхода"

 


Назначение

· Определить, какие результаты требуются на выходе данного процесса.

· Определить процесс, необходимый для получения этих результатов.

· Определить, что должно быть на входе, для того чтобы в результате процесса было получено то, что требуется на выходе.

Элементы

· Процесс преобразования - указан в прямоугольном контуре и определен словами.

· Результаты на выходе - определены словами. Они включают в себя:

- необходимые продукты или услуги,

- все побочные продукты, в том числе отходы,

- все виды прибыли (финансовая или иная).

· Входы - используются стрелки и слова. Здесь должны быть перечислены потребности в продуктах и услугах, получаемых на выходе; обычно указываются также все ресурсы, необходимые для осуществления процесса с получением желаемых результатов.

· Название, определяющее данную схему "входа - выхода".

Правила

· При построении схемы "входа - выхода" следует начинать с определения желаемых результатов, т.е. с выходов.

· Процесс, осуществляемый с целью получения этих результатов, должен быть кратко описан в прямоугольном контуре "Процесс с целью получения ...".

· Потребность, вызвавшая необходимость получить данные продукты и услуги, должна быть указана в качестве первого компонента на входе.

· Все ресурсы, требующиеся для получения желаемых результатов на выходе, должны быть указаны в качестве компонентов на входе.

· Должны быть указаны все побочные продукты - как желательные, так и нежелательные.

· На схеме отображается то, что может помочь в осуществлении процесса, но не используется до конца в данном процессе, как, например, капитальное оборудование или аналогичные "средства производства".

Причинно-следственная схема

Рис. 11  Причинно-следственная схема

 

Назначение

· Сосредоточиться на проявлениях (симптомах) проблем, имеющих место в сложной ситуации (e).

· Проанализировать и определить цепочки причинно-следственных связей, приводящих к данным проявлениям (a, b, d-e и т.д.).

· Определить наличие явных пересечений между причинно-следственными цепочками и предположительно действующими контурами с положительными и отрицательными обратными связями (f-b).

· Сосредоточить серьезное внимание на причинных областях, к которым следует обратиться, чтобы устранить неблагоприятные проявления и препятствовать их повторению (вероятно, a, c и g).

Элементы

· Исследуемые конечный результат или фактор, описанные словами.

· Стрелки, указывающие направление развития причинно-следственных связей, т.е. всегда ведущие от причины к следствию.

· События или состояния, являющиеся причинами происходящего.

· Четкое название, определяющее предмет исследования на данной схеме.

Правила

· При составлении такой схемы обычно начинают с фактора/события, которое надо объяснить, и движутся в обратном направлении. Схема может содержать более одного такого конечного фактора только в тех случаях, когда причинные факторы были связаны между собой и необходимо объяснить оба события.

· Причинными факторами должны быть события, состояния или условия.

· При проверке чернового варианта схемы полезно убедиться, что каждое отдельное отношение понятно. Проверяя каждую причинно-следственную связь, задавайте вопрос: "Является ли a причиной b или приводит ли A к B?".

· На схеме такого типа не выделяются отдельно необходимые и/или достаточные причины. Если это различие для Вас важно, Вам следует сделать дополнительные замечания на схеме.

· На причинно-следственной схеме нет необходимости указывать границу системы. Однако при работе над такой схемой Вы можете понять, где проходят границы системы.

 

Полосовая диаграмма

Рис. 12  Полосовая диаграмма

 


Назначение

· Показать последовательность действий в ходе осуществления процесса.

· Указать на шкале время начала, осуществления и завершения процесса.

· Показать области взаимно пересекающихся и взаимозависимых видов деятельности в ходе процесса.

Элементы

· Словесное описание видов деятельности.

· Полоски, обозначающие длительность деятельности.

· Уместная шкала времени.

Правила

· Все полоски рисуются параллельно друг другу на различных уровнях, которые выбираются произвольно.

· Обычно левый край полосок означает начало процесса или деятельности, а правый - окончание.

· Полосовые диаграммы не показывают взаимных отношений видов деятельности.

· Параллельно происходящие виды деятельности можно представить как начинающиеся в одно и то же время, если нет их очевидной взаимозависимости, например виды деятельности 1 и 3.

· Подобный тип схем уместен только для простых повторяющихся последовательностей действий, со слабо взаимосвязанными видами деятельности.

Сетевой график

Рис. 13  Сетевой график

 


Назначение

· Такой график составляют для того, чтобы показать связь и зависимость между действиями.

· Можно показать, какие действия могут осуществляться параллельно.

Элементы

· Кружки и стрелки.

· Пояснения, описывающие действия.

Правила

· Кружки показывают события, например начало или завершение деятельности.

· Кружки пронумерованы, для того чтобы показать последовательность действий.

· Можно произвольно добавлять "пустые" связи, соединяя пунктирной стрелкой некоторое событие со следующим событием, которое обозначает в данном случае не окончание деятельности, а факт того, что оно не может состояться, пока не состоится предыдущее событие. "Пустые" связи демонстрируют отношение "ожидания" между событиями, например 2 ---- 4.

· Нельзя образовывать замкнутые контуры.

 

2.14 Схема анализа критического пути

Рис. 14  Схема анализа критического пути

 


Назначение

· Планирование сложных проектов и управление ими.

· Показать не только время начала и окончания деятельности, но также
и время слабой активности в данном виде деятельности.

· Определить критический путь, обусловливаемый всеми действиями, не имеющими резерва времени. Любые проблемы, способствующие задержке действий на критическом пути, приводят к срыву сроков реализации всего проекта, что и определяет важность анализа критического пути.

 


Элементы

· Схема данного типа похожа на сетевую схему, на которой также используются кружки-события, стрелки и указываются виды деятельности.

· Даты.

· Обозначение "Деятельность Х" указывает время, необходимое для данной деятельности.

· N - номер события.

· ES - самое раннее время начала деятельности.

· LS - самое позднее время начала деятельности.

 

Правила

· Кружки показывают события: завершение одного или более видов деятельности и начало других.

· Стрелки показывают наименования видов деятельности с указанием требующегося на них времени.

· Даты (наиболее поздняя возможная и наиболее ранняя желаемая) указывают в кружках.

· Ни в коем случае не допускать образования замкнутых контуров.

Схема контура управления

Этот тип схемы был разработан на основе схемы "входа - выхода".

а) схема с одной обратной связью

 

 

 

б) схема с несколькими обратными связями

Рис. 15  Схемы контура управления

 

· Отображение контроля за осуществлением процесса для обеспечения достижения целей или стандартов.

· Анализ проблем управления.

 



Элементы

· Процесс преобразования с одним или более компонентами на входе и на выходе.

· Слова, описывающие компоненты входа, процесса и выхода.

· Датчик или датчики на стадии выхода.

· Устройство сравнения (компаратор).

· Контур обратной связи от датчика (датчиков) к устройству сравнения.

· Регулятор (ы) на стадии входа.

· Обратная связь от устройства сравнения к регулятору.

· Стандарты - слова/фразы, описывающие желаемые результаты процесса.

 

Правила

· Процесс, входы и выходы изображаются так, чтобы их было легко отличить от контура обратной связи. Например, используйте толстые линии для изображения первых и тонкие линии для изображения последних.

· Изображение должно быть логичным и последовательным в отношении рассматриваемого процесса преобразований, т.е. результаты на выходе могут быть получены из элементов, имеющихся на входе.

· Рекомендуется показать, на какие компоненты на входе влияют конкретные регуляторы: поместите регуляторы на входе (а не в области процесса).

· Собираемая датчиком информация должна быть определена в тех же терминах, что и стандарты, с которыми она затем сравнивается.

· Составление схем контура управления не представляет сложностей, серьезных размышлений требует описание компонентов схемы.

 

Схема квадратирования

Тип схемы основан на разбиении всего поля параметров на структурированные квадранты, имеющие количественную протяженность по основным выбранным параметрам, признакам. Примерами такого квадратирования является СВОТ анализ и др. Ниже показан пример реализации квадратирования для анализа достижения цели.

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 392.