Тут поможет аналогия из школьного учебника физики. Наверное, каждый помнит, что для решения школьных задач требовалось подобрать нужные формулы – одну или несколько.
Предикаты очень напоминают эти формулы; точнее - подбор предикатов напоминает подбор формул. Поэтому и принципы подбора здесь те же: чтобы быстрее подобрать формулу, надо или хорошо знать, что именно требуется узнать, или внимательно приглядеться к условиям задачи. Если правильно определить область физики – дальше просто можно выписать (или вспомнить) те несколько формул, которые в ней применяются, и выбрать подходящую. С предикатами так же.
Конечно, следует помнить, что в задачке из учебника все условия описаны так, чтобы ученик мог легко догадаться, какая именно формула нужна. А чем ближе задача к жизни, тем больше в постановке дополнительных условий, которыми придется пренебречь («абстрагироваться от них»).
Проблема «узнавания» предиката
Бывает так, что автор при изложении старается сделать текст популярным, для чего старается использовать не специальную терминологию, а обиходные слова. Но ведь в самом предикате язык строгий, как в формулах. Поэтому при понимании не всегда предикат легко сориентироваться по «терминам».
Пример 1.
Вот пример текста задачи, изложенного обиходным языком: «Требуется узнать, как быстро я могу проехать на велосипеде дистанцию 5 км.».
Здесь любой школьник сообразит, что термин «дистанция» надо заменить на «путь», а вот «как быстро» означает или «За какое время?» или «С какой средней скоростью?».
В учебниках такие вольности (многозначность трактовки терминов) строго запрещены, но в жизни, да и во многих текстах они встречаются постоянно.
Пример 2.
Возьмем упомянутую цитату «Говоря вообще, зло гораздо прогрессивнее, чем добро».
Что мог иметь в виду автор?
Рассмотрим термин прогрессивность.
Под «прогрессом» можно понимать развитие. Формула цитаты остается парадоксальным: «зло способствует развитию».
Но переформулируем вопрос-возмущение «Не может же «зло» способствовать «развитию»!?» в вопрос познавательный (идя на доверии к автору): «В каких случаях «зло» способствует «развитию»?»
Теперь уже схема «Рефлексия» (у которой есть второе наименование «схема развития деятельности») просто просится для использования. Ее содержание (конечно, если немного переформулировать) следующее:
- Рефлексия - это процесс и механизм изменения «деятельности, осуществляемой по старой (не-развитой) норме», на деятельность по новой норме, более развитой.
Схема утверждает и показывает, что для того, чтобы акт развития состоялся, объект (человек, деятельность предприятия, тот или иной «вид» организма в процессе эволюции) должен пройти все фазы, отраженные на схеме. Причем на схеме явно указан и механизм «запуска рефлексии»: смотрим на первую фазу и видим «затруднение».
Возвращаясь к пониманию цитаты, теперь уже совсем легко представить «кого-то» или «что-то», что может «ставить» или «снимать» затруднение на пути – ведь именно это обыденное сознание и ассоциирует со «злом», и с «добром».
И тогда ясно, что «злые действия» имеют двоякий эффект:
- с одной стороны, они нарушают нормальное течение всех процессов в объекте, причиняя «зло»;
- а с другой стороны – они вынуждают (через выход в рефлексию) объект преодолевать затруднения. Легкие затруднения преодолеваются без особых проблем. Но в том случае, если затруднение очень серьезное, и просто за счет мобилизации сил его преодолеть не удается, то преодоление возможно только за счет «изменения себя». В этом случае мы имеем «акт развития».
В эволюционной цепочки появляется новое звено – вид; в деятельности предприятия появляются новые службы; у человека появляются новые (высшие механизмы развития психики) – позволяющие объекту в новом, качественно более развитом состоянии устойчиво и надежно преодолевать затруднения, казавшиеся ранее непреодолимыми.
Цитата становится понятной.
А также видны переходимости к другим цитатам и мудростям:
· Не тот Враг, кто тебе «зло» причиняет; и не тот Друг, кто тебя выручает;
· Что нас не убивает, то делает сильнее;
· Разница между «злом» и «Злом» (абсолютным злом);
· Прочие.
Пример. Цикл решения задачи
Решение задачи может быть также показано схематически. Мы рассматриваем решение задачи в самом общем виде. В принятой нами схеме цикл решения задачи может быть выстроен как переход от ситуации к ответу через различные возможности, которые дает членение и абстрагирование.
В частности, ситуация отражает содержание некоторых исходных условий, а наши "хотелки" дают толчок к созданию вопроса в рамках некоторой нашей направленности, и одновременно уже вопрос уже дает нам возможности поиска в этом поле, которое мы очерчиваем, также и концептуального средства, которое мы могли бы применить в качестве теоретического инструмента обработки материала. Далее мы сосредотачиваемся на фрагменте, который мы абстрагируем и полностью выделяем вопрос. Вопрос дает нам возможность полностью очертить границы неизвестного (статус неизвестного) и приступить к поиску ответа. Если одного фрагмента содержания исходных условий недостаточно, они продолжают члениться (членение на фрагменты) до выбора требуемого для ответа - искомого. Так в этой схеме получается ответ.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.