МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО СХЕМОТЕХНИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИПК ТА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО СХЕМОТЕХНИКЕ

Горобченко С.Л.

 

Когда мы работаем над материалом, большое значение имеет умение выделять из него главное, уметь членить материалы, преобразовывать их, и наиболее содержательные моменты представлять в виде схем. Это связано с особенностями нашего языка, который в применении к работе над текстами в конспекте должен быть профессиональным.

 

Язык должен удовлетворять определенным требованиям. С помощью него мы формулируем свои мысли и транслируем содержание в коммуникации. Язык должен во всей полноте отражать то, что мы хотим отобразить, и легко демонстрировать выражаемое содержание. Он также должен минимальным набором средств выражать максимально возможное количество содержания.

 

Начиная с 20-го века, все большее распространение получают языки, построенные не на словах, а на схемах. И для этого есть основания. В то время как мысль, образ в нашем сознании существуют целостно, структурно и одномоментно, сразу весь, то текст существует для нас дискурсивно (процессуально) и возникает в нашем сознании по кусочкам, а сознание вынуждено строить из него целостный образ. Схема же уже существует целостно, структурно и одномоментно, и поэтому она может быть более адекватна мысли, чем только текст.

 

Этим требованиям в наибольшей степени удовлетворяют схемы, построенные на основе методологии схематизации. Преимущество схем в том, что они более наглядны, позволяют легче управлять адекватностью передаваемого содержания и управлять пониманием.

 

Сейчас схемы наиболее активно развиваются в аналитике, семантике, проектировании, описании бизнес-процессов и пр.

 

В практике анализа крайне важно иметь схемы, которые позволяют более адекватно передавать содержание мысли, в максимально высокой степени которая должна вскрывать текст или информационное сообщение и заложенное в нем содержание.

 

При схематизации материал подвергается конструктивной переработке, какие-то характеристики объекта, содержащиеся в материале, стираются, а какие-то, наиболее существенные и зависящие от цели рассмотрения или исследования подчеркиваются, оформляются. Таким образом, за счет конструктивной переработки материала, в ходе которого оно членится на части, из полученных частей производится отбор значимых под какую-либо задачу частей. Отобранные части при этом оформляются, и вводятся в отношения друг к другу, происходит синтез и рождается схема.

 

Схема сохраняет только ту часть, характеристику, которая значима для цели исследования от остальных частей, от незначащих характеристик объекта схема абстрагируется.

 

Каждый из нас что-то набрасывал или чертил, однако, схемы как правило, ситуационны. Мы тут же можем перерисовать такие схемы по-другому. Однако, существуют установившиеся форматы схем, которыми мы можем пользоваться и которые отражают все основные подходы к схематизации и повышению способности обрабатывать исходный материал инструментами мышления.

 

Схема - это не только изображение, но и средство согласования элементов, которые мы хотим понять, например, как они связаны между собой, и насколько она (схема) отражает сущность того, что мы изучаем. Если изучаемое нами меняется, то схемы позволяют проследить и генетику этих изменений, а мы получаем мощнейшее средство оперирования с идеальными объектами (объектами, в т.ч. которые нам удалось выразить в схемах) и элементами. Они часто являются основными средствами анализа и синтеза.

 

Мы также можем сказать, что структурно-системное мышление в словесном языке невозможно. Схемы в отличие от словесных текстов есть та специфическая форма, которая позволяет строить и осуществлять структурно- системное понимание того, что мы изучаем.

 

Назначение и функции схем

Схема по сути является инструментом технологизации интеллектуальных работ и организации действий в категории «система». Эта категория дает возможность системного рассмотрения схемы с разных сторон - для улучшения понимания, для критики, для связи с другими направленностями, например, развитием. Очень близкий пример схемы - это карта. Карта изображает местность и при помощи карты можно ставить задачи, как это делает карта, когда по ней прокладывают маршрут. Для того чтобы схема была наиболее сильна для практики освоения изучаемого материала и его анализа, она, как учил Витрувий (один из главных авторов по древней архитектуре), должна иметь "пользу, прочность, красоту".

 

Техники схематизации

Техника схематизации в основном заключается в конструировании понятий для организации мыслительной работы.

 

Схематизация, по сути, дает возможность далее обрабатывать материал в имеющихся или выявленных Вами мыслительных схемах, а также моделях и концепциях курса, которые Вы изучали. Некоторая схема этого процесса может быть представлена, как показано ниже, рис.1.

 

 

 

Рис. 1. Обработка материала инструментами мышления

 

Это похоже на мастерскую мастера краснодеревщика. Мастер делает мебель. Инструменты развешаны по стенам мастерской. Можно попробовать ими нечто сделать, с разными целевыми установками, в новой ситуации. Для этого задумку (цель, проблему, вопрос, текст) кладут на верстак и обрабатывают при помощи инструментов до момента пока не выходит ясная конструкция.

 

Схематизация 

Схема нужна не просто так, а чтобы оперировать с ней. Как видно из вышеприведенной схемы ваше размышление, анализ и синтез должны быть пристегнуты к схемам. Часто элементы и инструменты схематизации уже есть в программном обеспечении, например, в Ворде, Пауэр Пойнт или Визио. Среди наиболее совершенных инструментов, которые уже пользуются большой популярностью, можно назвать схемы типа: топики, планкарты, структурные схемы, операторно-процедурные и др. Они служат инструментами понимания, технологизации интеллектуальных работ и организации аналитики и проектирования в категории «система». Как мы и подчеркивали, это связано с невозможностью системного мышления в дискурсивных словесных формах.

 

Схемы также позволяют достичь "многослойного" видения ситуации, когда Вы можете исследовать объект сразу во многих слоях, или на полиэкране. Например, такая схема часто применяется в инженерном деле при проведении таких работ, как проектные разработки, исследования, опытно-конструкторские разработки, испытания, технологии, методики, осмысленные работы.

 

Работа со схемой

Перед тем как Вы начинаете строить схему и работать с ней, нужно иметь в виду, что ее построение должно отвечать некоторым критериям. Некоторые из них представлены ниже.

 Ухватывает ли конструкция схемы суть дела, о котором вам необходимо рассказать (проанализировать).

• Указывает ли схема на устройство объекта размышлений – процессы и механизмы его превращений и преобразований.

• Позволяет ли схема строить планы действий по отношению к объекту.

• Позволяет ли схема указать на экономическую эффективность (по отношению к существующему положению или к будущему – социальная, техническая и прочая эффективность).

 

Схема, отвечающая указанным критериям, может быть проработана. Операции проработки схемы обычно следующие:

• Понять задачу

• Занять позицию и уточнить цель.

• Обозначить подход (задачный – проблемный).

• Ухватить суть дела в конструкции

• Сконструировать устройство схемы: перенос опыта; управление в схеме; поле деятельности; технология

• Развернуть схему в будущее.

• Просчитать последствия и ограничения схемы и принятия решений по схеме.

 

К примеру, самая общая схема решения задачи по представленной технологии мыследеятельности, может быть представлена так, как показано ниже (по Емельянову, Школа ММПК).

 

Рис. 2. Схема «Системная интерпретация структуры задачи»

Чем более развит схематический язык, тем точнее можно сформулировать смысл, тем точнее этот смысл выражается в содержании, тем более сложные вопросы можно обсуждать, тем более высоким будет уровень решений.

Без схем невозможно абстрагировать наблюдения, то есть невозможно мыслить.

Пример: Собственно, именно язык вывел человека из животного мира в мир разумный. Но мало кто осознает роль, которую в этом процессе играли рисунки первобытного человека. Именно они были тем, что помогало зародиться языку: ведь они не «обо-значают» значение, а «из-ображают» его. Изображение быка, заметим не «портрет конкретного животного», но «быка вообще» - конечно, стало доступно зарождающемуся человеческому разуму гораздо ранее, чем этот разум научился скреплять представление со словом (читай – «со знаком»).

С другой стороны, в нашем примере, для удержания в сознании нескольких людей нужного представления (а это исходное условие передачи сообщения или анализа) – не обязательно требуется полноценный рисунок, достаточно схематического изображения или «символа».

Для современного исследователя ситуация меняется не так уж сильно: пока обсуждается понятное содержание, обычный знаковый язык весьма удобен. Но когда мысль балансирует на грани неизвестного, там, где уже не хватает ранее освоенных понятий – там вновь оказывают мощную поддержку ему схематизированные изображения. Поэтому не случайно схемы нашли большое применение во всех областях интеллектуальной деятельности.

МЕТОД РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Наибольшая значимость схем в том, что они позволяют формально строго конструировать понятия, структуры, процессы, алгоритмы и пр. - именно там, где малоэффективен словесный язык. Это особенно важно, например, в новых областях знания, в которых еще нет готовых понятий, или при решении интегральных задач, требующих от участников использования понятий разных областей, а затем конструирования новых (интегральных понятий).

В этом плане метод работы с текстом (МРТ), основанный на направленности на контроль понимания за счет перехода от оперирования образами или словесными выражениями к оперированию со схемами, может дать значительно более высокий обучающий эффект. Такой способ работы обеспечивает глубокое проникновение в содержание авторской мысли, что особенно ценно в ситуации при знакомстве с новой предметной областью.

На чем же основан этот метод? Рассмотрим типовую ситуацию использования текстов.

Пример. С помощью текста автор пытается передать читателю свое представление об объекте, который читатель, по какой-то причине не может непосредственно видеть. Соответственно читатель, понимающий текст, должен определить про какой объект ведется речь, как устроен объект, т.е. какие у него части и как эти части между собой связаны, зачем автору нужно было рассказывать про этот объект и т.п.

При построении текста Автор пользуется некоторым языком. Как известно язык, как средство общения представляет собой набор терминов, ассоциативно связанных с некоторыми привычными образами, а также набор правил оперирования с этими терминами. На эти стандартные «кирпичики» автор разбивает свое представление и упаковывает его в текст. Тогда как читатель, опираясь на последовательность терминов, включенных в текст, должен попытаться реконструировать исходное представление автора.

При обычном чтении цепочки слов текста порождают некоторые образы в сознании читателя, которые и считаются отражением того, о чем хотел сказать автор.

Совсем по-другому выглядит процесс понимания при использовании МРТ. Здесь при организации понимания делается упор на использование логических принципов. В предельном случае это два противоположных логических принципа: принцип «дополнительности» и принцип «уточняемости». Суть этих принципов в следующем:  если у нас есть два высказывания в тексте и в одном речь идет про некоторый объект, а в другом про другой объект, то можно сказать, что автор, переходя от одного высказывания к другому, пользуется (возможно, сам того не подозревая) принципом дополнительности. Если же автор во втором высказывании обращается к части или какой-то характеристике объекта, упомянутой в первом высказывании, то можно говорить о связи этих высказываний по принципу уточняемости.

Опираясь на эти принципы можно преобразовать текст как линейную последовательность элементов в некоторую структуру, отражающую «устройство» описываемого автором объекта. Такая структура, построенная на части текста, становится средством понимания остального текста. Действительно, при использовании МРТ читатель должен, обращаясь к фрагментам текста, строить свои версии их понимания и их взаимоотношения.

Новые отрывки позволяют проверить сделанные предположения. Тем самым в рамках МРТ понимание текста превращается в процесс выдвижения и проверки гипотез, результат которого аккумулируется в порождаемую структуру содержания текста. И тогда каждый новый отрывок оценивается с точки зрения соответствия схеме этой структуры и, соответственно, его содержание может трактоваться как уже отраженное в этой структуре, как дополняющее ее, как уточняющее какой-то ее элемент или как нечто противоречащее этой структуре, тем самым появляется основание для сомнения в верности выдвинутых ранее гипотез, и как следствие появляется необходимость перестройки структуры.

При использовании МРТ, работа с текстом приобретает операциональный характер, становится наблюдаемой для читателя, желающего понять текст, и поэтому сама может быть описана в тексте. Появляются т.н. рефлексивные тексты, описывающие процессы понимания текста. Анализ этих текстов позволяет оптимизировать процессы понимания, повысить их эффективность. В частности, рефлексивной организации могут подвергнуться процессы построения схем.

Тем самым МРТ имманентно содержит механизм саморазворачивания и самоусложнения и потому можно сказать, что он является двигателем интеллектуального развития читателя, работающего над пониманием текста.

В своем развитом виде МРТ предполагает использование логики систематического уточнения для организации мыслительной работы, языка схем, а также наборы рабочих схем.

БЛОК-ВСТАВКА. ЯЗЫК СХЕМАТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Созданию и развитию языка схематических изображений (ЯСИ) посвящено целое направление ММПК. Основные труды в этом направлении - это книги О.С. Анисимова:

  1. Схемы и их педагогическое использование в развивающем обучении. – М., 2005.
  2. Схемы как средство мышления. - М., 2005.
  3. Схемы и схематизация: путь в культуру мышления. – М., 2007.

Язык возник из-за необходимости оискусствить, придать определенность, придать неслучайность практике работы со схемами. Позиции при работе над разработкой схем при этом различаются. Это позиции:

  1. автора,
  2. понимающего,
  3. критика после понимания,
  4. позиция арбитра, совмещающего все воедино
  5. позиция следящего за ходом мыслительного процесса.

Что является предшествованием построения схемы? В том случае, если понимающий сталкивается с затруднениями в своем процессе понимания, он, как мы все хорошо знаем, порождает вопросы на понимание.

Рано или поздно этот процесс, несколько раз осуществимый, может привести к тому, что понимающий попросит: «Ты мне не весь текст дай, а конспект текста – конспект, в котором есть выделенность, иерархия отношений между частями, особое отношение к целостности первичного текста». Благодаря этому появляется первый тип схем – схемы текстов. То есть, появляются частички текстов, размещенные на некоторой территории, а, следовательно происходит процесс членения, затем идет отбор наиболее значимого, в зависимости от того или иного критерия или критериального настроя значимости, и остаются только значимые части текста. А затем проводится совмещение их друг с другом и превращение в структуру. За ними следуют анализ и синтез.

Схема только тогда может работать содержательно, когда она имеет отнесение к первичному материалу, а материалом выступает, с одной стороны сам исходный текст и стоящий за этим текстом смысл – некоторое содержание текста - с другой стороны.

Построение схем начинается с членения. Происходит выявление не только «под эту» ситуацию, а и внеситуационных наборов элементов – очень важный процесс, потому что из них потом складывается некоторая обобщенная конструкция под ситуацию. Конструкция может разрабатываться под используемые средства, имеющуюся технику изображений и содержательности. Делается все на основе некоторых исходных предпосылок. Части получаются именно на основе того, какая исходная задача, цель и какие средства есть. За частями встают обобщенные, можно сказать сущностные части. На их основе уже строятся содержательные конструкции. Неизбежно проявится предметная содержательность, т.е. схема получает возможность наполнения ее содержанием, и будет иметь высокую инструментальную направленность обработки содержания.

Если нам недостаточно членения языка и структурирования элементов в схеме, вернее, - текста и структурирования единиц текста, мы можем попытаться начать структурирование, разложение, синтезирование, и т.д. - того, что пока еще скрыто. И тогда появятся первичные смыслы. Лишь бы они были «как-то» выражены, и тогда – появляется путь смыслов.

Смысл выступает в функции естественного, а смысловые конструкции - это уже результат оискусствления. Но смысловые конструкции тем и характерны, как известно из психолигвистики, что они индивидуализированы и ситуационны. И тогда можно использовать рисунки, которые являются

  1. структурами смыслов,
  2. или выраженностью структуры смыслов,
  3. или результатом структурирования смыслов с помощью этих рисунков.

Эти структуры улучшают понимание, а затем опосредуют переход к критике, а потом - переход к оценке. И чаще всего происходит остановка либо перед явным структурированием, и, следовательно, схематизацией смыслов, либо останавливаемся на фазе, когда это структурирование осуществлено.

Дальше устанавливается перспектива перевода в значение. То есть, осуществляется следующий процесс: первая фаза, вторая фаза, когда сглаживаются случайности, остается неслучайное, и неслучайное, тем более обобщенное, превращается в осмысленные структуры. Они (структуры), в свою очередь, как средства, как конструкции должны быть отнесены сначала к смыслу, а затем дальше от смысла к тому внешнему, к чему мы отсылаем этот смысл.

Но в том случае, если мы отсылаем не просто к тому естественному, к которому вырабатывали отношение, а еще и находимся в теоретическом мышлении, то тогда возникает новый тип оценки - к идеальным объектам. И тогда возникает так называемая - «объективация» этих уже «неслучайно» построенных схематических изображений. И возникает возможность оперировать с ними в теоретическом мышлении, различающемся от не теоретического мышления.

Все эти возможности являются усиливающими первоначальный вариант работы со схемами. Они же становятся условием переструктурирования самих текстов. Это всё – «логическая машина», которая задает огромные возможности. В связи с этим, дальше мы можем:

  1. ввести анализ,
  2. аналитическое надстраивание над схемами простого представления из зафиксированных элементов, затем
  3. над схемами более высокого уровня обобщения, построенных на понятиях, затем
  4. над совмещением этих двух слоев схематизации.

Построение схематических изображений при создании схем обслуживает аналитический процесс, И таким образом, конфигурируя исходный материал и прорабатывая схемы, мы получаем возможность анализировать потенциал этих схем и схематических изображений для всей целостности и собирать их.

Если нет практики конспектирования и построения схематических изображений, а потом еще и логического оформления этих процедур (потому что и части текстов нужно складывать в целостную конструкцию и схематические изображения нужно уметь синтезировать), и, если бы не было выделенности логики развертывания материала (то, что раньше называлось «от абстрактного к конкретному»), – то построение схем и проведения соответствующего анализа было бы невозможно.

Как строится схема? Сперва начинается строительство конструкции, которой относится то, что непосредственно видно и то, что имеет смысл. Потом появляется набор существенных элементов, с помощью которого можно уже говорить о неслучайности элемента.

Тогда, когда строится схема, она всегда вначале ситуационна и случайна. Проблема состоит в том, как придать «неслучайность». А это уже проблемы, связанные с техникой оперирования с этими единицами, и создание единиц и т.д.

В схемах основными элементами являются не сами по себе графемы (линия, стрелка, кружок и т.п.), а материализованные в их свойствах (протяженность, длительность, замкнутость, возможность и др.) "идеи", что тот или иной конечный графический набор элементов и правил их совмещения отражает принципиальные возможности генерирования общей картины. Приведем простой пример, см. схему.

Рис. Схема разложения текста

Текст может быть разложен на "стрелку" и "квадратик"(а). Эти единицы могут быть синтезированы конечным числом способов, а именно:

  • "приложение" (2 способа) (б)
  • "наложение" или "вложение" (2 способа) (в)
  • "синтезирование" (2 способа) (г)

Вариант "синтезирование" существенно отличается от других. В нем конструктор оперирует с самими идеями "стрелочности" и "площадности", подчиняя их атрибуты друг другу. В "приложении" и  "наложении" оперирование производится над "мертвыми" значками.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИКА СХЕМАТИЗАЦИИ

 

Настоящие материалы служат для развития способностей к созданию схем, схемных изображений (СИ) и лучшего понимания схематизации. Материалы составлены на основе адаптированного к целям курса семинара по практике схематизации Остаповича (Остапович А., ММПК, семинары по схемотехнике).

I. Практика схематизации

Занятие. Разложение схемы

Задача разложения схемы «как получится» в ходе занятия должна поменяться на «как по правилам». Правила должны происходить из опыта схематизации и создания опыта "неслучайности".

Автор

1.     2.     …    

Понимающий

3.    

Критик

4.    

Автор

      1) 2) …

Понимающий

       

Критик

       

Слой

Объект (2-3 примера в слое)

Процедуры

№ Наименование слоя Пример Наименование Наименование Критерий             … Элемент коммуникации   Результат понимания                                        

 

Рекомендуется придерживаться правил:

Желательно остановиться на 2-3 произвольно выбранных объектах, проследив их «судьбу» настолько, насколько это будет можно. Но разложение следует произвести и дальше – до последнего слоя.

При переходе со слоя на слой - если это делать не интуитивно, а осознано – применяются те или иные процедуры. Их надо зафиксировать в Таблице вместе с Критериями разложения (а это - для самых настойчивых).



Пример выполнения ДЗ к Занятию.

Разложение схемы "Простая коммуникация"

Наименование Процедура

Пример + Наименование

Средство  
1 Схема

Выделение смысловых ролей

                                                      Схема

 

Голова,

мозг,

 смышление

 

2

Смысловые роли

                                     Роль ("Понимающий")

                                                      

 

 

Выделение процессов и участников

3

Деятельность

Процессы и участники

                               


                                 Передача Участник процесса,

Построение образа;    текста;         деятель

 

Выделение элементов схемы

 


Процесс; 

 

 


Текст;

 

роль;

 

 

 

 


образ;

 

пространство

мышления

4

Элементы схемы

Выделение фигур

5

Фигуры

Стрелка; прямоугольник; круг; штриховка

Выделение элементов фигур

       Линия;        окружность

6

Элементы фигур

Выделение точки

. Точка

7 Точка  

 


Разложение схемы "Простая коммуникация", вариант 2

 


Домашнее задание к Занятию Разложение схемы

Рассмотрим вариант разложения схемы (см. ниже), полученный на групповой работе одного из занятий.

На материале этой схемы следует выполнить:

  • Проверить корректность поуровневого разложения схемы.
  • Выделить те элементы, которые могут быть использованы как исходные элементы Словаря схематических изображений. К какому уровню разложения они относятся?
  • Ответь на вопрос: за счет ЧЕГО при синтезе мы получаем именно ту схему, которую хотели. Другими словами: ЧТО именно используется в качестве содержательной нормы? Откуда она берется и какими качествами обладает?

 

 

Домашнее задание к занятию Символика в схемах

Рассмотреть другие математические символы («скобки», «степень», …), и попробовать «считать» с их формы значение, заложенное в них создателями (конструкторами математики).

Конкретная задача-минимум: найти способ рисования цифры «4», позволяющий насчитать в ней 4 излома.

Домашнее задание к Занятию Особенности содержательного прочтения смволов

       Рассмотреть особенности содержательного прочтения символов

       вернуться к практике работы с цитатами, а именно к схематизации содержания текста (важному звену техники Метода работы с текстом).

Домашнее задание:

Проделать работу двумя способами:

1. Способ 1. (Работа без схематизации).

· Прочитать все цитаты, обобщить содержание и (без всякой техники) попытаться построить свой (лучший) вариант определения по теме «Модель».

2. Способ 2. (Работа со схематизацией).

i. Шаг 1. Выделить ключевую мысль (фразу, оборот речи или слова) в каждой из цитат

ii. Шаг 2. Засхематизировать (с учетом нового знания) «свою» цитату, а лучше - каждую цитату в отдельности, стараясь отразить только авторскую мысль, выраженную в тексте, то есть БЕЗ привнесения дополнительного содержания.

 







Учебные задачи с решениями

Подбор предиката

Постановка задачи:

Всем известно, что при понимании – очень важно знать значение ключевых слов. Тексты, в которых используются значения распространенных слов, – мы называем «простыми» и над ними не задумываемся. «Сложными» мы называем тексты, в которых используются специальные и редко используемые термины.

Но есть и такие тексты, в которых все слова знакомые, но над ними все равно приходится задуматься, поразмыслить. А раз речь зашла о мышлении, то тут каждый смекнет: главное - подобрать нужный предикат. Читаешь текст, а сам подбираешь предикат; правильный предикат подобрал – текст стал понятным. В простейшем случае – одного бывает достаточно.

Но иногда, это не так уж просто, например в цитатах:

o «Семья по существу образует только одну субстанцию, только одно лицо».

Гегель

o  «Мышление вообще есть схватывание и соединение многообразного в единстве».

Гегель

o  «Говоря вообще, зло гораздо прогрессивнее, чем добро»

Философ

 

Подбор

Подбор – не очень техничная процедура. Так же, как и при поиске грибов в лесу, гарантий результата никто не даст. Но понимание что именно ты ищешь – существенно повышает шансы.

 

Пример 1.

Вот пример текста задачи, изложенного обиходным языком: «Требуется узнать, как быстро я могу проехать на велосипеде дистанцию 5 км.».

Здесь любой школьник сообразит, что термин «дистанция» надо заменить на «путь», а вот «как быстро» означает или «За какое время?» или «С какой средней скоростью?».

В учебниках такие вольности (многозначность трактовки терминов) строго запрещены, но в жизни, да и во многих текстах они встречаются постоянно.

 

Пример 2.

Возьмем упомянутую цитату «Говоря вообще, зло гораздо прогрессивнее, чем добро».

Что мог иметь в виду автор?

Рассмотрим термин прогрессивность.

Под «прогрессом» можно понимать развитие. Формула цитаты остается парадоксальным: «зло способствует развитию».

 

Но переформулируем вопрос-возмущение «Не может же «зло» способствовать «развитию»!?» в вопрос познавательный (идя на доверии к автору): «В каких случаях «зло» способствует «развитию»?»

 

Теперь уже схема «Рефлексия» (у которой есть второе наименование «схема развития деятельности») просто просится для использования. Ее содержание (конечно, если немного переформулировать) следующее:

 

- Рефлексия - это процесс и механизм изменения «деятельности, осуществляемой по старой (не-развитой) норме», на деятельность по новой норме, более развитой.

Схема утверждает и показывает, что для того, чтобы акт развития состоялся, объект (человек, деятельность предприятия, тот или иной «вид» организма в процессе эволюции) должен пройти все фазы, отраженные на схеме. Причем на схеме явно указан и механизм «запуска рефлексии»: смотрим на первую фазу и видим «затруднение».

 

Возвращаясь к пониманию цитаты, теперь уже совсем легко представить «кого-то» или «что-то», что может «ставить» или «снимать» затруднение на пути – ведь именно это обыденное сознание и ассоциирует со «злом», и с «добром».

 

И тогда ясно, что «злые действия» имеют двоякий эффект:

 - с одной стороны, они нарушают нормальное течение всех процессов в объекте, причиняя «зло»;

- а с другой стороны – они вынуждают (через выход в рефлексию) объект преодолевать затруднения. Легкие затруднения преодолеваются без особых проблем. Но в том случае, если затруднение очень серьезное, и просто за счет мобилизации сил его преодолеть не удается, то преодоление возможно только за счет «изменения себя». В этом случае мы имеем «акт развития».

В эволюционной цепочки появляется новое звено – вид; в деятельности предприятия появляются новые службы; у человека появляются новые (высшие механизмы развития психики) – позволяющие объекту в новом, качественно более развитом состоянии устойчиво и надежно преодолевать затруднения, казавшиеся ранее непреодолимыми.

Цитата становится понятной.

А также видны переходимости к другим цитатам и мудростям:

· Не тот Враг, кто тебе «зло» причиняет; и не тот Друг, кто тебя выручает;

· Что нас не убивает, то делает сильнее;

· Разница между «злом» и «Злом» (абсолютным злом);

· Прочие.

 

Пример. Цикл решения задачи

Решение задачи может быть также показано схематически. Мы рассматриваем решение задачи в самом общем виде. В принятой нами схеме цикл решения задачи может быть выстроен как переход от ситуации к ответу через различные возможности, которые дает членение и абстрагирование.

 

 

В частности, ситуация отражает содержание некоторых исходных условий, а наши "хотелки" дают толчок к созданию вопроса в рамках некоторой нашей направленности, и одновременно уже вопрос уже дает нам возможности поиска в этом поле, которое мы очерчиваем, также и концептуального средства, которое мы могли бы применить в качестве теоретического инструмента обработки материала. Далее мы сосредотачиваемся на фрагменте, который мы абстрагируем и полностью выделяем вопрос. Вопрос дает нам возможность полностью очертить границы неизвестного (статус неизвестного) и приступить к поиску ответа. Если одного фрагмента содержания исходных условий недостаточно, они продолжают члениться (членение на фрагменты) до выбора требуемого для ответа - искомого. Так в этой схеме получается ответ.

 

 

Квадрат

Схема, часто используемая для структурирования информации. Вся непрерывная информация разбивается на 4 основные группы, в основных осях которого определяются величины больше- меньше, слабо- сильно и пр., которые дальше можно анализировать в отдельности.

Квадрант

Часть схемы квадрата, определяющая информацию в рамках выбранных осей.

Управление

Деятельность по обеспечению достижения соответствия результатов на выходе определенного процесса стандартам или целям системы, частью которой является данный процесс.

Регулятор

Человек или устройство, осуществляющие управление процессом в соответствии с целью системы.

Компоненты

Основные части системы, например люди (бухгалтер) или единицы оборудования (модем). Наименьшим, неделимым компонентом системы является элемент.

Вход

Потребности или ресурсы, в том числе люди, профессиональные навыки, материалы, энергия и денежные средства, необходимые для получения на выходе определенного процесса преобразования требуемых результатов в виде продуктов и/или услуг и побочных продуктов.

Выход

Продукты и/или услуги и побочные продукты, получаемые в результате определенного процесса преобразования.

Датчик

Человек или устройство, регистрирующие данные на выходе процесса изменений в форме, пригодной для передачи устройству сравнения.

Систематический

Подход или режим работы, заключающийся в наличии некоторой последовательности действий, при этом, для того чтобы начать последующее действие, необходимо закончить предыдущее, к которому после его завершения, как правило, больше не возвращаются.

Системный

Подход, заключающийся в предположении, что все части системы прямо или косвенно связаны между собой и изменение (в) одной из них в большей или меньшей степени влияет на все остальные части.

Процесс преобразования

Действие или ряд действий, предназначенных для преобразования поступающих на входе ресурсов в определенные продукты (результаты) на выходе при наличии потребности в таких продуктах.

Система

Применительно к управленческим проблемам мы будем использовать следующее определение системы:

(1) Системой является совокупность компонентов, объединенных упорядоченным образом.

(2) Компоненты находятся под влиянием объединяющей их системы, а поведение самой системы изменяется при исключении любого из её компонентов.

(3) Упорядоченная совокупность компонентов осуществляет некоторую деятельность.

(4) Эта совокупность определена с позиции некоторого заинтересованного субъекта.

 

Описание схем

Схема отношений

Рис. 1  Схема отношений

Назначение

· Представить наше видение отношений между составляющими анализируемой ситуации.

· Предварительно классифицировать мысли по поводу данной ситуации.

Элементы

· Округлые контуры.

· Слова (обозначающие округлые контуры, например а, b, c ...).

· Линии, обозначающие отношения между компонентами.

· Правила

· Это статическая схема, на которой линии четко показывают на определенные отношения, связи, а не потоки или временные отношения.

 

2.2 "Карта памяти"

Рис. 2  Карта памяти

 

Назначение

· Представить структуру аргументации.

· Сделать заметки относительно взаимосвязи фрагментов содержания.

Элементы

· Слова.

· Замкнутые линии (овалы), выделяющие фрагменты содержания.

· Линии, обозначающие связи и/или принадлежности.

Правила

· Удобно начинать построение схемы с середины страницы, чтобы можно было ее продолжить в любом необходимом направлении.

· Слова можно писать вдоль линий или в том месте, где они заканчиваются.

· Если Вы запутаетесь или потеряете нить рассуждений, начните с новой основной темы, расположив ее в центре.

Системная карта

 

Рис. 3  Системная
карта

 

 


Назначение

Системная карта - это, по-существу, моментальный фотоснимок. Она показывает компоненты системы и ее окружение в определенный момент времени. За исключением тех случаев, когда некоторые компоненты, сгруппированные в подсистемы, в некоторой степени перекрывают друг друга, системная карта содержит не больше информации, чем список компонентов. Однако системная карта более наглядна и удобна для восприятия.

Основное назначение системных карт - помочь Вам решить, как структурировать ситуацию и как передать другим информацию о той системе, которую Вы выбрали для исследования. В частности, системные карты используются для того, чтобы:

· Внести ясность в мысли на раннем этапе анализа.

· Выбрать структурные элементы для более подробной схемы.

· Провести опробование предварительно обозначенных границ.

· Определить уровень системы, представляющей для Вас интерес.

· Передать другим информацию о базовой структуре описываемой Вами системы.

По существу системная карта выражает морфологию (состав) систем, устанавливая принадлежность компонентов к подсистемам.

Элементы

· Округлые контуры.

· Слова. (Примечание. Нельзя использовать такие элементы, как линии, соединяющие между собой компоненты, стрелки и т.д.).

Правила

· Округлые контуры (1 - 8 на Рис. 3) показывают границы компонентов, подсистем и систем.

· Слова используются для того, чтобы назвать каждую систему или компонент.

· Округлые контуры (7 и 8), расположенные за пределами основной границы системы (1), показывают компоненты окружающей среды.

· Округлые контуры (3,4,5 и 6) в границах системы показывают компоненты системы. Компоненты (3 и 4) можно сгруппировать в подсистему (2). Недифференцированные компоненты могут сами по себе быть подсистемами.

· Округлые контуры могут перекрывать друг друга только в тех случаях, когда очевидно, что некоторые компоненты (указывать которые нет необходимости) присущи и тому, и другому (например, D и E).

Рекомендации

· Должно быть ясно, где проходит граница "системы" (Рис. 3). Граница системы может быть выделена с помощью цвета или более толстой линии. Можно использовать пунктирную линию, чтобы подчеркнуть, что граница определена субъективно и является предварительной.

· Если это имеет смысл, изобразите значимые компоненты внешней среды системы.

· Округлые контуры неправильной формы обычно предпочтительнее, чем прямоугольники правильной формы. Использование прямоугольников подразумевает, что (под)системы четко определены, что бывает редко; они также обладают недостатком с практической точки зрения: глазу трудно выделить некоторые из ряда параллельно расположенных линий.

· Подходите с осторожностью к использованию перекрывающихся контуров. Они могут уменьшить четкость и ясность системной карты. Перекрывайте одни округлые контуры другими только в тех случаях, когда наличие общих компонентов важно именно с Вашей точки зрения. Это в равной степени касается как находящихся в границах системы, так и расположенных за ее пределами компонентов. Во что бы то ни стало следует избегать взаимного перекрытия нескольких округлых контуров. Практически невозможно интерпретировать взаимные наложения более чем трех подсистем.

· Стремитесь к тому, чтобы компоненты принадлежали одному понятийному ряду.

· Несмотря на то что размеры округлых контуров не определяются величиной, важностью или другими характеристиками представляемого ими компонента, целесообразно изображать более важные подсистемы достаточно крупными контурами, а менее важные - контурами меньшего размера, поскольку, вероятно, именно таким образом относительный размер контуров будет интерпретироваться читателем.

· Аналогичный подход верен в отношении размещения компонентов; хотя не существует твердых правил расположения компонентов (кроме тех, которые касаются включения компонентов в подсистемы и взаимного наложения компонентов), целесообразно размещать важные компоненты в центральной части схемы, а связанные между собой компоненты - на близком расстоянии друг от друга. Это будет способствовать последующему образованию подсистем.

· Неплохая идея - оставить свободное место на системной карте. Это не только сделает компоненты более заметными на схеме, но и позволит добавить позднее другие компоненты.

 

Схема влияния

Рис. 4  Схема влияния

 

Назначение

Схема влияния показывает основные структурные характеристики ситуации и значимые отношения, существующие между ними. Такая схема дает обобщенное представление о сферах деятельности или о существующих в системе организационных и других группах, а также о важнейших отношениях между ними. Схема влияния используется либо для изучения этих отношений, в результате чего проводится перегруппировка компонентов и система и ее компоненты определяются заново, либо для того, чтобы дать обобщенное представление о том, как идут дела на участке, который мы рассматриваем.

Элементы

· Округлые контуры.

· Разнообразные стрелки, обычно разные по величине, для изображения различного по величине влияния.

· Слова, определяющие содержание округлых контуров и, возможно, значение стрелок.

Правила

· Как и на системных картах, округлые контуры показывают границы компонентов. Обычно бывают определены границы системы.

· Стрелка (например, 1 или 2 на Рис. 4), соединяющая компонент (a) с компонентом (b) или (c), показывает, что (a) может оказывать или оказывает влияние на (b) или на (c).

· Слова отражают названия компонентов и систем (если они показаны). Возможны также надписи на стрелках, если характер влияния не очевиден из контекста.

· Схема влияния, как и системная карта, представляет собой моментальный фотоснимок. Стрелки указывают на возможность оказывать влияние, а не на последовательность во времени.

Рекомендации

· Избегайте использовать стрелки, ведущие от компонентов внешнего окружения к границам системы. По определению, факторы внешнего окружения влияют на систему, поэтому такие стрелки являются излишними. Стрелки, идущие от факторов внешнего окружения, должны по возможности вести к определенному компоненту системы. Стрелки, ведущие к границе системы, несут информацию, только если они определяют различные типы влияния.

· Разная толщина линий может показывать различную силу влияния. Так, стрелка 5 свидетельствует о более сильном влиянии, чем стрелка 3.

· Избегайте использовать заостренные с двух сторон стрелки, поскольку это указывает на то, что в обоих направлениях оказывается влияние равной величины, что в действительности бывает редко.

 

Назначение

· Анализ или показ стадий процесса или технологии.

· Показ отношений входа - выхода в связанных между собой организациях или частях организаций.

 

 

Элементы

· Стрелки, показывающие направление потоков.

· Прямоугольники, в которых указываются материалы и другие ресурсы, а также устройства, осуществляющие преобразования потоков.

· Фразы, обозначающие наименование ресурсов и устройств.

· Пояснения о содержании потоков в подписи к иллюстрации.

Правила

· Схема функциональных потоков имеет сходство со схемой последовательности действий (см. 2.6), но в прямоугольниках указаны используемые в данном процессе материалы, а также другие ресурсы и/или оборудование.

· Если в одну схему включены различные типы потоков (например, денежные средства и материалы), используйте стрелки разных видов и дайте соответствующие пояснения в подписи к иллюстрации.

Назначение

· Анализ или указание последовательности действий.

· Планирование проектов.

Элементы

· Прямоугольники.

· Фразы, называющие действия, обозначенные данными прямоугольниками (глаголы).

· Стрелки, обозначающие направления передачи действий.

Правила

· Под стрелкой, направленной к прямоугольнику, должно подразумеваться выполнение предварительных условий или требований, необходимых для осуществления данного действия.

· Действия, выполняемые параллельно, показаны в прямоугольниках 1 и 2.

· Допустимо образование замкнутых контуров.

·  Действия, указанные в прямоугольниках, от которых исходит стрелка, предшествуют действиям, указанным в прямоугольниках, к которым направлена стрелка.

 

Назначение

· Анализ или показ источников и получателей информации.

· Показ пути продвижения информации.

· Показ пути движения отклика на полученную информацию.

Элементы

· Стрелки, указывающие потоки информации.

· Прямоугольники, в которых указываются источники и получатели информации.

· Пояснения о содержании потоков в подписи к иллюстрации.

Правила

· Схемы такого типа очень полезны для выявления недостающих информационных связей.

· Характерной особенностью схемы информационных потоков является наличие во многих случаях потоков, движущихся в обратном направлении, поскольку при поступлении информации от А к B часто требуется отклик в виде дополнительной информации от B к А.

 

2.8 "Содержательная картинка"

 

Рис. 8 "Содержательная картинка " - Служба телефонной помощи


Назначение

"Содержательная картинка" - это схема, используемая на этапе, предшествующем анализу, до того, как Вы составите представление о том, что в данной ситуации следует рассматривать как процесс, а что - как структуру.

"Содержательные картинки" используются для отображения сложных ситуаций. Такой тип схемы известен также как сводка информации о ситуации. Это попытка всесторонне отобразить реальную ситуацию через графическое представление всех ранее рассмотренных аспектов - взаимного расположения компонентов, связей, отношений, влияний, причинно - следственных взаимодействий и т.д. (Рис. 8). Наряду с этими объективными данными "содержательная картинка" должна показывать параметры субъективного восприятия, такие, как характер и характеристики, мнения и предрассудки, дух и природа человека, с точки зрения участников ситуации, а не Вашу собственную интерпретацию ситуации. Однако Вы должны быть тоже включены в общую картину как участник!

Элементы

· Обозначения - рисунки.

· Ключевые слова.

· Наброски.

Правила

· "Содержательная картинка " - это попытка собрать вместе все, что могло бы быть важным в проблемной ситуации. Вы должны попытаться изобразить на схеме каждое Ваше соображение и всю информацию, полученную в результате первоначального исследования.

· Пользуйтесь словами только в тех случаях, когда Вы не можете придумать, как отобразить свою мысль графически.

· Не пытайтесь придерживаться какого-либо определенного стиля или структуры на Вашей картине. Размещайте элементы на схеме так, как Вам захочется это сделать с первого взгляда, не размышляя над этим. Возможно, впоследствии Вы заметите, что порядок расположения элементов на схеме сам содержит некоторую информацию.

· Если "Вы не знаете, с чего начать", возможно, Вам будет полезно действовать следующим образом:

(a) прежде всего найдите структурные элементы ситуации (это то, что сравнительно медленно меняется с течением времени и характеризуется относительной стабильностью: люди, обстановка, возможно, иерархия управления);

(б) затем определите элементы процесса в данной ситуации (это то, что находится в состоянии изменения: происходящие действия);

(в) далее подумайте, каким образом взаимодействуют структура и процессы.

· Старайтесь не думать системными критериями, т.е. не следует рассуждать, например, так: "Эта ситуация включает в себя систему маркетинга, производственную систему и систему контроля качества".

Этого не следует делать по двум причинам.

Во-первых, слово "система" подразумевает организованные взаимосвязи, и может оказаться, что именно отсутствие таких организованных взаимосвязей и создало проблемную ситуацию; следовательно, если Вы исходите из наличия таких взаимосвязей (используя слово "система"), то можете упустить из виду сущность проблемы.

(Тем не менее это не означает отсутствие некоторых связей между представленными Вами графически элементами, о чем уже упоминалось выше).

Вторая причина заключается в том, что, делая так, Вы сужаете область рассуждений до конкретной линии, а именно: переходите к поиску способов повышения эффективности этих систем.

· Убедитесь, что Ваша картина включает в себя не только "жесткие", фактические, данные о ситуации, но и "мягкую", субъективную, информацию.

· Определите, каковы в данной ситуации социальные роли, значимые для участников ситуации, и какое поведение ожидается от людей, исполняющих эти роли. Если Вы видите какие-либо конфликты, укажите их.

· И наконец, укажите на схеме себя. Убедитесь в том, что на схеме ясно показано Ваше восприятие ролей и отношений в ситуации. Помните, что Вы - не объективный наблюдатель, а человек со своими ценностями, убеждениями и установками, окрашивающими Ваше восприятие.

Схема поля сил

Примечания:

· Толщина и длина стрелок могут означать величины сил, действующих в ситуации.

Рис. 9  Схема поля сил

· Некоторые силы могут действовать в обоих направлениях, например политическое давление, которое может быстро меняться.

Назначение

· Определить движущие и сдерживающие силы при осуществлении изменений в данной ситуации.

· Дать возможность выразить величины этих сил.

Элементы

· Закругленный с обеих сторон цилиндрический контур, отображающий ситуацию, в которой осуществляются изменения.

· Стрелки, изображающие движущие и сдерживающие силы.

· Название характера сил на стрелках, например, экономическая ситуация, страх потерять работу и т.д., и типа сил, т.е. движущие или сдерживающие.

· Подписи к иллюстрациям, объясняющие, как показана величина сил.

Правила

· Ситуация, в которой требуются или проводятся изменения, не должна изображаться контуром прямоугольной формы, поскольку это может создать впечатление жестко определенной ситуации.

· Обычно для обозначения больших по величине сил используются толстые стрелки, а малых сил - тонкие.

· На более сложных схемах поля сил можно также использовать стрелки разной длины, чтобы показать некоторые другие характеристики сил - например, в течение какого времени действуют силы; так, короткие стрелки могут обозначать силы, действующие в течение относительно короткого времени, длинные стрелки - силы, действующие длительное время.

2.10 Схема "входа-выхода"

 

 

Рис. 10  Схема "входа - выхода"

 


Назначение

· Определить, какие результаты требуются на выходе данного процесса.

· Определить процесс, необходимый для получения этих результатов.

· Определить, что должно быть на входе, для того чтобы в результате процесса было получено то, что требуется на выходе.

Элементы

· Процесс преобразования - указан в прямоугольном контуре и определен словами.

· Результаты на выходе - определены словами. Они включают в себя:

- необходимые продукты или услуги,

- все побочные продукты, в том числе отходы,

- все виды прибыли (финансовая или иная).

· Входы - используются стрелки и слова. Здесь должны быть перечислены потребности в продуктах и услугах, получаемых на выходе; обычно указываются также все ресурсы, необходимые для осуществления процесса с получением желаемых результатов.

· Название, определяющее данную схему "входа - выхода".

Правила

· При построении схемы "входа - выхода" следует начинать с определения желаемых результатов, т.е. с выходов.

· Процесс, осуществляемый с целью получения этих результатов, должен быть кратко описан в прямоугольном контуре "Процесс с целью получения ...".

· Потребность, вызвавшая необходимость получить данные продукты и услуги, должна быть указана в качестве первого компонента на входе.

· Все ресурсы, требующиеся для получения желаемых результатов на выходе, должны быть указаны в качестве компонентов на входе.

· Должны быть указаны все побочные продукты - как желательные, так и нежелательные.

· На схеме отображается то, что может помочь в осуществлении процесса, но не используется до конца в данном процессе, как, например, капитальное оборудование или аналогичные "средства производства".

Причинно-следственная схема

Рис. 11  Причинно-следственная схема

 

Назначение

· Сосредоточиться на проявлениях (симптомах) проблем, имеющих место в сложной ситуации (e).

· Проанализировать и определить цепочки причинно-следственных связей, приводящих к данным проявлениям (a, b, d-e и т.д.).

· Определить наличие явных пересечений между причинно-следственными цепочками и предположительно действующими контурами с положительными и отрицательными обратными связями (f-b).

· Сосредоточить серьезное внимание на причинных областях, к которым следует обратиться, чтобы устранить неблагоприятные проявления и препятствовать их повторению (вероятно, a, c и g).

Элементы

· Исследуемые конечный результат или фактор, описанные словами.

· Стрелки, указывающие направление развития причинно-следственных связей, т.е. всегда ведущие от причины к следствию.

· События или состояния, являющиеся причинами происходящего.

· Четкое название, определяющее предмет исследования на данной схеме.

Правила

· При составлении такой схемы обычно начинают с фактора/события, которое надо объяснить, и движутся в обратном направлении. Схема может содержать более одного такого конечного фактора только в тех случаях, когда причинные факторы были связаны между собой и необходимо объяснить оба события.

· Причинными факторами должны быть события, состояния или условия.

· При проверке чернового варианта схемы полезно убедиться, что каждое отдельное отношение понятно. Проверяя каждую причинно-следственную связь, задавайте вопрос: "Является ли a причиной b или приводит ли A к B?".

· На схеме такого типа не выделяются отдельно необходимые и/или достаточные причины. Если это различие для Вас важно, Вам следует сделать дополнительные замечания на схеме.

· На причинно-следственной схеме нет необходимости указывать границу системы. Однако при работе над такой схемой Вы можете понять, где проходят границы системы.

 

Полосовая диаграмма

Рис. 12  Полосовая диаграмма

 


Назначение

· Показать последовательность действий в ходе осуществления процесса.

· Указать на шкале время начала, осуществления и завершения процесса.

· Показать области взаимно пересекающихся и взаимозависимых видов деятельности в ходе процесса.

Элементы

· Словесное описание видов деятельности.

· Полоски, обозначающие длительность деятельности.

· Уместная шкала времени.

Правила

· Все полоски рисуются параллельно друг другу на различных уровнях, которые выбираются произвольно.

· Обычно левый край полосок означает начало процесса или деятельности, а правый - окончание.

· Полосовые диаграммы не показывают взаимных отношений видов деятельности.

· Параллельно происходящие виды деятельности можно представить как начинающиеся в одно и то же время, если нет их очевидной взаимозависимости, например виды деятельности 1 и 3.

· Подобный тип схем уместен только для простых повторяющихся последовательностей действий, со слабо взаимосвязанными видами деятельности.

Сетевой график

Рис. 13  Сетевой график

 


Назначение

· Такой график составляют для того, чтобы показать связь и зависимость между действиями.

· Можно показать, какие действия могут осуществляться параллельно.

Элементы

· Кружки и стрелки.

· Пояснения, описывающие действия.

Правила

· Кружки показывают события, например начало или завершение деятельности.

· Кружки пронумерованы, для того чтобы показать последовательность действий.

· Можно произвольно добавлять "пустые" связи, соединяя пунктирной стрелкой некоторое событие со следующим событием, которое обозначает в данном случае не окончание деятельности, а факт того, что оно не может состояться, пока не состоится предыдущее событие. "Пустые" связи демонстрируют отношение "ожидания" между событиями, например 2 ---- 4.

· Нельзя образовывать замкнутые контуры.

 

2.14 Схема анализа критического пути

Рис. 14  Схема анализа критического пути

 


Назначение

· Планирование сложных проектов и управление ими.

· Показать не только время начала и окончания деятельности, но также
и время слабой активности в данном виде деятельности.

· Определить критический путь, обусловливаемый всеми действиями, не имеющими резерва времени. Любые проблемы, способствующие задержке действий на критическом пути, приводят к срыву сроков реализации всего проекта, что и определяет важность анализа критического пути.

 


Элементы

· Схема данного типа похожа на сетевую схему, на которой также используются кружки-события, стрелки и указываются виды деятельности.

· Даты.

· Обозначение "Деятельность Х" указывает время, необходимое для данной деятельности.

· N - номер события.

· ES - самое раннее время начала деятельности.

· LS - самое позднее время начала деятельности.

 

Правила

· Кружки показывают события: завершение одного или более видов деятельности и начало других.

· Стрелки показывают наименования видов деятельности с указанием требующегося на них времени.

· Даты (наиболее поздняя возможная и наиболее ранняя желаемая) указывают в кружках.

· Ни в коем случае не допускать образования замкнутых контуров.

Схема контура управления

Этот тип схемы был разработан на основе схемы "входа - выхода".

а) схема с одной обратной связью

 

 

 

б) схема с несколькими обратными связями

Рис. 15  Схемы контура управления

 

· Отображение контроля за осуществлением процесса для обеспечения достижения целей или стандартов.

· Анализ проблем управления.

 



Элементы

· Процесс преобразования с одним или более компонентами на входе и на выходе.

· Слова, описывающие компоненты входа, процесса и выхода.

· Датчик или датчики на стадии выхода.

· Устройство сравнения (компаратор).

· Контур обратной связи от датчика (датчиков) к устройству сравнения.

· Регулятор (ы) на стадии входа.

· Обратная связь от устройства сравнения к регулятору.

· Стандарты - слова/фразы, описывающие желаемые результаты процесса.

 

Правила

· Процесс, входы и выходы изображаются так, чтобы их было легко отличить от контура обратной связи. Например, используйте толстые линии для изображения первых и тонкие линии для изображения последних.

· Изображение должно быть логичным и последовательным в отношении рассматриваемого процесса преобразований, т.е. результаты на выходе могут быть получены из элементов, имеющихся на входе.

· Рекомендуется показать, на какие компоненты на входе влияют конкретные регуляторы: поместите регуляторы на входе (а не в области процесса).

· Собираемая датчиком информация должна быть определена в тех же терминах, что и стандарты, с которыми она затем сравнивается.

· Составление схем контура управления не представляет сложностей, серьезных размышлений требует описание компонентов схемы.

 

Схема квадратирования

Тип схемы основан на разбиении всего поля параметров на структурированные квадранты, имеющие количественную протяженность по основным выбранным параметрам, признакам. Примерами такого квадратирования является СВОТ анализ и др. Ниже показан пример реализации квадратирования для анализа достижения цели.

 

 



ИПК ТА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО СХЕМОТЕХНИКЕ

Горобченко С.Л.

 

Когда мы работаем над материалом, большое значение имеет умение выделять из него главное, уметь членить материалы, преобразовывать их, и наиболее содержательные моменты представлять в виде схем. Это связано с особенностями нашего языка, который в применении к работе над текстами в конспекте должен быть профессиональным.

 

Язык должен удовлетворять определенным требованиям. С помощью него мы формулируем свои мысли и транслируем содержание в коммуникации. Язык должен во всей полноте отражать то, что мы хотим отобразить, и легко демонстрировать выражаемое содержание. Он также должен минимальным набором средств выражать максимально возможное количество содержания.

 

Начиная с 20-го века, все большее распространение получают языки, построенные не на словах, а на схемах. И для этого есть основания. В то время как мысль, образ в нашем сознании существуют целостно, структурно и одномоментно, сразу весь, то текст существует для нас дискурсивно (процессуально) и возникает в нашем сознании по кусочкам, а сознание вынуждено строить из него целостный образ. Схема же уже существует целостно, структурно и одномоментно, и поэтому она может быть более адекватна мысли, чем только текст.

 

Этим требованиям в наибольшей степени удовлетворяют схемы, построенные на основе методологии схематизации. Преимущество схем в том, что они более наглядны, позволяют легче управлять адекватностью передаваемого содержания и управлять пониманием.

 

Сейчас схемы наиболее активно развиваются в аналитике, семантике, проектировании, описании бизнес-процессов и пр.

 

В практике анализа крайне важно иметь схемы, которые позволяют более адекватно передавать содержание мысли, в максимально высокой степени которая должна вскрывать текст или информационное сообщение и заложенное в нем содержание.

 

При схематизации материал подвергается конструктивной переработке, какие-то характеристики объекта, содержащиеся в материале, стираются, а какие-то, наиболее существенные и зависящие от цели рассмотрения или исследования подчеркиваются, оформляются. Таким образом, за счет конструктивной переработки материала, в ходе которого оно членится на части, из полученных частей производится отбор значимых под какую-либо задачу частей. Отобранные части при этом оформляются, и вводятся в отношения друг к другу, происходит синтез и рождается схема.

 

Схема сохраняет только ту часть, характеристику, которая значима для цели исследования от остальных частей, от незначащих характеристик объекта схема абстрагируется.

 

Каждый из нас что-то набрасывал или чертил, однако, схемы как правило, ситуационны. Мы тут же можем перерисовать такие схемы по-другому. Однако, существуют установившиеся форматы схем, которыми мы можем пользоваться и которые отражают все основные подходы к схематизации и повышению способности обрабатывать исходный материал инструментами мышления.

 

Схема - это не только изображение, но и средство согласования элементов, которые мы хотим понять, например, как они связаны между собой, и насколько она (схема) отражает сущность того, что мы изучаем. Если изучаемое нами меняется, то схемы позволяют проследить и генетику этих изменений, а мы получаем мощнейшее средство оперирования с идеальными объектами (объектами, в т.ч. которые нам удалось выразить в схемах) и элементами. Они часто являются основными средствами анализа и синтеза.

 

Мы также можем сказать, что структурно-системное мышление в словесном языке невозможно. Схемы в отличие от словесных текстов есть та специфическая форма, которая позволяет строить и осуществлять структурно- системное понимание того, что мы изучаем.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.