МРТ – метод, позволяющий строить понятия, получая НЕ-СЛУЧАЙНЫЙ результат. При работе с понятиями прямое понимание затруднено, а часто и невозможно. В мышлении требуется особый стиль работы.
Еще и еще раз – содержание исходных текстов НЕ важно. Они могут быть любого качества (но хорошего – лучше).
Секрет – в ТЕХНИКЕ работы. Сама технология позволяет уйти от субъективности мнений.
· Вводятся критерии технологичности, которые можно применять к описанию этапа технологии (Объектность, Процессуальность, Средственность).
· Дается простейший образец «нормативного описания», которое соблюдает эти критерии.
Домашние задания
Домашнее задание к Занятию «Практика по схематизации текстов и чтение СИ»
- Все участники должны прочитать все цитаты, приведенные ниже, и понять их.
- Участники групп должны схематически представить понятое содержание одной цитаты, удерживая САМОЕ ГЛАВНОЕ в мысли автора.
· В схематическом изображении (СИ) допускается использовать не более 10 символов
- Участники группы должны засхематизировать все цитаты – причем так, чтобы предполагаемый читатель, знакомый с языком СИ, мог по возможности точно воспроизвести содержание исходного текста.
· В схематическом изображении допускается использовать не более 10 символов / 1 мысль
- ВАЖНО. Подобрать наиболее точное название своему СИ.
| Цитата
| Группа
|
- Коммуникация начинается в связи с необходимостью согласования совместной жизни и деятельности и предполагает:
1) Использование посредника;
2) Подчинение процесса использования посредника снятию затруднений в перестройке образов;
3) Рождение требований к постоянному применению посредника.
|
|
- Автор при подготовке выступления не просто строит текст, выражающий его мысль. Он обязан в рефлексии помнить о своей целевой функции, создать все условия для понимания. Не имея рефлексии, автор сможет лишь повторить заученные тексты, но не способен будет строить их активно.
| 1,3
|
- По природе коммуникации, (сложный) текст понимается по частям.
Понимающий так же обязан иметь рефлексию, находясь в которой, он обнаруживает одну из следующих причин своего затруднений в понимании:
1) Сводит часть к целому
2) Не умеет синтезировать части
3) Не отделяет часть друг от друга.
| 2,3
|
- Важнейшими условиями понимания являются:
1) рассмотрение построенного образа как авторского, то есть как «не своего»
2) Если же образ нельзя отождествить с авторским, то необходима такая перестройка его (при помощи вопросов на понимание), в результате которой автор был бы согласен с версией понимающего
3)
| 4,3
|
|
|
|
- Результат понимания движим. Он может быть далее развит. Рефлектируя завершившийся пониманием цикл движения содержания, можно осуществить нормативный прогноз, то есть гипотезу относительно того, что собирается автор далее делать с содержанием понятого.
| 3
|
- Условием возникновения критики является построение альтернативного продолжения мысли автора. Оно не противостоит исходному содержанию, оно совместимо с первоначальной мыслью. Наиболее важное условие: новое содержание должно усиливать мысль автора.
| 3
|
- Возможно усиление двух типов:
1) дополнение и уточнение. При дополнении граница содержания расширяется, при уточнении – остается неизменной. Уточнение содержания, «уплотнение» его означает введение новых различений в нем
2) Поиск основания.
При поиске основания критик пытается ответить на вопрос: что является тем исходным, которое оправдывает приход к прежнему началу и которое имеет перспективу продолжения, ранее рассмотренную от прежнего начала?
| 3
|
- Критика имеет три целевые функции:
1) Усиление содержания
2) Организация (придание формы) содержания
3) Организацию процессов.
| 3
|
Прим. В столбце Группы приведены номера групп
Но еще важнее – не просто сформулировать их в тетради, а начать применять на практике (см. Таблицу ниже).
1) И последнее. Хотя даже при поверхностном чтении видно, что каждое следующее задание выполняется с учетом результатов предыдущего, рядом с каждым заданием приведена ценность каждого из заданий. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть необходимость приступить к заданию сразу, чтобы успеть дойти до последнего задания.
| №
| Задание
| Ценность
|
| 1.
| Задание. Доведение фрагментов схем до полной строгости исполнения.
| 10%
|
| 2.
| Задание: Фрагмент текста «о критике» изобразить схематически.
Рекомендации:
· Сначала можно изобразить позицию критика «самого по себе», но затем следует включить его в контекст общей схемы коммуникации.
· Все три позиции (Автора (А), Понимающего (П) и Критика (К)) должны быть изображены с однородной степенью детализации.
· И главное, в схеме должны быть отражены необходимые условия, обеспечивающие замкнутость цикла движения содержания.
| 20%
|
| 3.
| Задание: из получившейся схемы (именно из схемы, а не из исходных текстов) выведите правила участия в коммуникации:
- автора
- понимающего
- критика
- и коммуниканта (участника коммуникации) вообще.
| 30%
|
| 4.
| Попытайтесь применить эти правила в жизни.
Соберите статистику попыток осмысленной деятельности в каждой позиции. Результаты отразите с указанием:
- всего попыток
- удачные попытки (по ощущению)
- неудачные попытки (причина неудачи / нарушенное правило)
| 40%
|
Материалы заносятся в табл.1.
Таблица 1. Правила участия в коммуникации
| №
| Правила, следующие из схемы
| Дополнительно сформулированные правила
|
|
Автор
| 1.
|
|
|
| 2.
|
|
|
| …
|
|
|
|
Понимающий
|
| 3.
|
|
|
|
Критик
|
| 4.
|
|
|
|
Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.
|