Некоторые разработки в интеллектуализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас существует достаточно много разработок по технологизации мышления. Примеры интеллектуальных технологий можно увидеть ниже:

         

• 1) ААR,

• 2) Карты памяти,

• 3) Проектирование,

• 4) Командные работы (мозговой штурм),

• 5) Полиэкранная организация (Windows),

• 6) Инженерно организованная мыследеятельность (TPS – Toyota production system),

• 7) Методы прогнозирования,

• 8) Управление знаниями (knowledge management),

• 9) Think tanks и др.

 

Мысль фиксируется и передается в схеме. Назначение схематизации – представить изучаемое как объекты оперирования мысли -  это умение найти общее в большом изначальном разнородном материале.

 

В обучении схема захватывает (изображает) некоторое содержание, и должно стать его нервом.

 

Назначение и функции схем

Схема по сути является инструментом технологизации интеллектуальных работ и организации действий в категории «система». Эта категория дает возможность системного рассмотрения схемы с разных сторон - для улучшения понимания, для критики, для связи с другими направленностями, например, развитием. Очень близкий пример схемы - это карта. Карта изображает местность и при помощи карты можно ставить задачи, как это делает карта, когда по ней прокладывают маршрут. Для того чтобы схема была наиболее сильна для практики освоения изучаемого материала и его анализа, она, как учил Витрувий (один из главных авторов по древней архитектуре), должна иметь "пользу, прочность, красоту".

 

Техники схематизации

Техника схематизации в основном заключается в конструировании понятий для организации мыслительной работы.

 

Схематизация, по сути, дает возможность далее обрабатывать материал в имеющихся или выявленных Вами мыслительных схемах, а также моделях и концепциях курса, которые Вы изучали. Некоторая схема этого процесса может быть представлена, как показано ниже, рис.1.

 

 

 

Рис. 1. Обработка материала инструментами мышления

 

Это похоже на мастерскую мастера краснодеревщика. Мастер делает мебель. Инструменты развешаны по стенам мастерской. Можно попробовать ими нечто сделать, с разными целевыми установками, в новой ситуации. Для этого задумку (цель, проблему, вопрос, текст) кладут на верстак и обрабатывают при помощи инструментов до момента пока не выходит ясная конструкция.

 

Схематизация 

Схема нужна не просто так, а чтобы оперировать с ней. Как видно из вышеприведенной схемы ваше размышление, анализ и синтез должны быть пристегнуты к схемам. Часто элементы и инструменты схематизации уже есть в программном обеспечении, например, в Ворде, Пауэр Пойнт или Визио. Среди наиболее совершенных инструментов, которые уже пользуются большой популярностью, можно назвать схемы типа: топики, планкарты, структурные схемы, операторно-процедурные и др. Они служат инструментами понимания, технологизации интеллектуальных работ и организации аналитики и проектирования в категории «система». Как мы и подчеркивали, это связано с невозможностью системного мышления в дискурсивных словесных формах.

 

Схемы также позволяют достичь "многослойного" видения ситуации, когда Вы можете исследовать объект сразу во многих слоях, или на полиэкране. Например, такая схема часто применяется в инженерном деле при проведении таких работ, как проектные разработки, исследования, опытно-конструкторские разработки, испытания, технологии, методики, осмысленные работы.

 

Работа со схемой

Перед тем как Вы начинаете строить схему и работать с ней, нужно иметь в виду, что ее построение должно отвечать некоторым критериям. Некоторые из них представлены ниже.

 Ухватывает ли конструкция схемы суть дела, о котором вам необходимо рассказать (проанализировать).

• Указывает ли схема на устройство объекта размышлений – процессы и механизмы его превращений и преобразований.

• Позволяет ли схема строить планы действий по отношению к объекту.

• Позволяет ли схема указать на экономическую эффективность (по отношению к существующему положению или к будущему – социальная, техническая и прочая эффективность).

 

Схема, отвечающая указанным критериям, может быть проработана. Операции проработки схемы обычно следующие:

• Понять задачу

• Занять позицию и уточнить цель.

• Обозначить подход (задачный – проблемный).

• Ухватить суть дела в конструкции

• Сконструировать устройство схемы: перенос опыта; управление в схеме; поле деятельности; технология

• Развернуть схему в будущее.

• Просчитать последствия и ограничения схемы и принятия решений по схеме.

 

К примеру, самая общая схема решения задачи по представленной технологии мыследеятельности, может быть представлена так, как показано ниже (по Емельянову, Школа ММПК).

 

Рис. 2. Схема «Системная интерпретация структуры задачи»

Чем более развит схематический язык, тем точнее можно сформулировать смысл, тем точнее этот смысл выражается в содержании, тем более сложные вопросы можно обсуждать, тем более высоким будет уровень решений.

Без схем невозможно абстрагировать наблюдения, то есть невозможно мыслить.

Пример: Собственно, именно язык вывел человека из животного мира в мир разумный. Но мало кто осознает роль, которую в этом процессе играли рисунки первобытного человека. Именно они были тем, что помогало зародиться языку: ведь они не «обо-значают» значение, а «из-ображают» его. Изображение быка, заметим не «портрет конкретного животного», но «быка вообще» - конечно, стало доступно зарождающемуся человеческому разуму гораздо ранее, чем этот разум научился скреплять представление со словом (читай – «со знаком»).

С другой стороны, в нашем примере, для удержания в сознании нескольких людей нужного представления (а это исходное условие передачи сообщения или анализа) – не обязательно требуется полноценный рисунок, достаточно схематического изображения или «символа».

Для современного исследователя ситуация меняется не так уж сильно: пока обсуждается понятное содержание, обычный знаковый язык весьма удобен. Но когда мысль балансирует на грани неизвестного, там, где уже не хватает ранее освоенных понятий – там вновь оказывают мощную поддержку ему схематизированные изображения. Поэтому не случайно схемы нашли большое применение во всех областях интеллектуальной деятельности.

МЕТОД РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Наибольшая значимость схем в том, что они позволяют формально строго конструировать понятия, структуры, процессы, алгоритмы и пр. - именно там, где малоэффективен словесный язык. Это особенно важно, например, в новых областях знания, в которых еще нет готовых понятий, или при решении интегральных задач, требующих от участников использования понятий разных областей, а затем конструирования новых (интегральных понятий).

В этом плане метод работы с текстом (МРТ), основанный на направленности на контроль понимания за счет перехода от оперирования образами или словесными выражениями к оперированию со схемами, может дать значительно более высокий обучающий эффект. Такой способ работы обеспечивает глубокое проникновение в содержание авторской мысли, что особенно ценно в ситуации при знакомстве с новой предметной областью.

На чем же основан этот метод? Рассмотрим типовую ситуацию использования текстов.

Пример. С помощью текста автор пытается передать читателю свое представление об объекте, который читатель, по какой-то причине не может непосредственно видеть. Соответственно читатель, понимающий текст, должен определить про какой объект ведется речь, как устроен объект, т.е. какие у него части и как эти части между собой связаны, зачем автору нужно было рассказывать про этот объект и т.п.

При построении текста Автор пользуется некоторым языком. Как известно язык, как средство общения представляет собой набор терминов, ассоциативно связанных с некоторыми привычными образами, а также набор правил оперирования с этими терминами. На эти стандартные «кирпичики» автор разбивает свое представление и упаковывает его в текст. Тогда как читатель, опираясь на последовательность терминов, включенных в текст, должен попытаться реконструировать исходное представление автора.

При обычном чтении цепочки слов текста порождают некоторые образы в сознании читателя, которые и считаются отражением того, о чем хотел сказать автор.

Совсем по-другому выглядит процесс понимания при использовании МРТ. Здесь при организации понимания делается упор на использование логических принципов. В предельном случае это два противоположных логических принципа: принцип «дополнительности» и принцип «уточняемости». Суть этих принципов в следующем:  если у нас есть два высказывания в тексте и в одном речь идет про некоторый объект, а в другом про другой объект, то можно сказать, что автор, переходя от одного высказывания к другому, пользуется (возможно, сам того не подозревая) принципом дополнительности. Если же автор во втором высказывании обращается к части или какой-то характеристике объекта, упомянутой в первом высказывании, то можно говорить о связи этих высказываний по принципу уточняемости.

Опираясь на эти принципы можно преобразовать текст как линейную последовательность элементов в некоторую структуру, отражающую «устройство» описываемого автором объекта. Такая структура, построенная на части текста, становится средством понимания остального текста. Действительно, при использовании МРТ читатель должен, обращаясь к фрагментам текста, строить свои версии их понимания и их взаимоотношения.

Новые отрывки позволяют проверить сделанные предположения. Тем самым в рамках МРТ понимание текста превращается в процесс выдвижения и проверки гипотез, результат которого аккумулируется в порождаемую структуру содержания текста. И тогда каждый новый отрывок оценивается с точки зрения соответствия схеме этой структуры и, соответственно, его содержание может трактоваться как уже отраженное в этой структуре, как дополняющее ее, как уточняющее какой-то ее элемент или как нечто противоречащее этой структуре, тем самым появляется основание для сомнения в верности выдвинутых ранее гипотез, и как следствие появляется необходимость перестройки структуры.

При использовании МРТ, работа с текстом приобретает операциональный характер, становится наблюдаемой для читателя, желающего понять текст, и поэтому сама может быть описана в тексте. Появляются т.н. рефлексивные тексты, описывающие процессы понимания текста. Анализ этих текстов позволяет оптимизировать процессы понимания, повысить их эффективность. В частности, рефлексивной организации могут подвергнуться процессы построения схем.

Тем самым МРТ имманентно содержит механизм саморазворачивания и самоусложнения и потому можно сказать, что он является двигателем интеллектуального развития читателя, работающего над пониманием текста.

В своем развитом виде МРТ предполагает использование логики систематического уточнения для организации мыслительной работы, языка схем, а также наборы рабочих схем.

БЛОК-ВСТАВКА. ЯЗЫК СХЕМАТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Созданию и развитию языка схематических изображений (ЯСИ) посвящено целое направление ММПК. Основные труды в этом направлении - это книги О.С. Анисимова:

  1. Схемы и их педагогическое использование в развивающем обучении. – М., 2005.
  2. Схемы как средство мышления. - М., 2005.
  3. Схемы и схематизация: путь в культуру мышления. – М., 2007.

Язык возник из-за необходимости оискусствить, придать определенность, придать неслучайность практике работы со схемами. Позиции при работе над разработкой схем при этом различаются. Это позиции:

  1. автора,
  2. понимающего,
  3. критика после понимания,
  4. позиция арбитра, совмещающего все воедино
  5. позиция следящего за ходом мыслительного процесса.

Что является предшествованием построения схемы? В том случае, если понимающий сталкивается с затруднениями в своем процессе понимания, он, как мы все хорошо знаем, порождает вопросы на понимание.

Рано или поздно этот процесс, несколько раз осуществимый, может привести к тому, что понимающий попросит: «Ты мне не весь текст дай, а конспект текста – конспект, в котором есть выделенность, иерархия отношений между частями, особое отношение к целостности первичного текста». Благодаря этому появляется первый тип схем – схемы текстов. То есть, появляются частички текстов, размещенные на некоторой территории, а, следовательно происходит процесс членения, затем идет отбор наиболее значимого, в зависимости от того или иного критерия или критериального настроя значимости, и остаются только значимые части текста. А затем проводится совмещение их друг с другом и превращение в структуру. За ними следуют анализ и синтез.

Схема только тогда может работать содержательно, когда она имеет отнесение к первичному материалу, а материалом выступает, с одной стороны сам исходный текст и стоящий за этим текстом смысл – некоторое содержание текста - с другой стороны.

Построение схем начинается с членения. Происходит выявление не только «под эту» ситуацию, а и внеситуационных наборов элементов – очень важный процесс, потому что из них потом складывается некоторая обобщенная конструкция под ситуацию. Конструкция может разрабатываться под используемые средства, имеющуюся технику изображений и содержательности. Делается все на основе некоторых исходных предпосылок. Части получаются именно на основе того, какая исходная задача, цель и какие средства есть. За частями встают обобщенные, можно сказать сущностные части. На их основе уже строятся содержательные конструкции. Неизбежно проявится предметная содержательность, т.е. схема получает возможность наполнения ее содержанием, и будет иметь высокую инструментальную направленность обработки содержания.

Если нам недостаточно членения языка и структурирования элементов в схеме, вернее, - текста и структурирования единиц текста, мы можем попытаться начать структурирование, разложение, синтезирование, и т.д. - того, что пока еще скрыто. И тогда появятся первичные смыслы. Лишь бы они были «как-то» выражены, и тогда – появляется путь смыслов.

Смысл выступает в функции естественного, а смысловые конструкции - это уже результат оискусствления. Но смысловые конструкции тем и характерны, как известно из психолигвистики, что они индивидуализированы и ситуационны. И тогда можно использовать рисунки, которые являются

  1. структурами смыслов,
  2. или выраженностью структуры смыслов,
  3. или результатом структурирования смыслов с помощью этих рисунков.

Эти структуры улучшают понимание, а затем опосредуют переход к критике, а потом - переход к оценке. И чаще всего происходит остановка либо перед явным структурированием, и, следовательно, схематизацией смыслов, либо останавливаемся на фазе, когда это структурирование осуществлено.

Дальше устанавливается перспектива перевода в значение. То есть, осуществляется следующий процесс: первая фаза, вторая фаза, когда сглаживаются случайности, остается неслучайное, и неслучайное, тем более обобщенное, превращается в осмысленные структуры. Они (структуры), в свою очередь, как средства, как конструкции должны быть отнесены сначала к смыслу, а затем дальше от смысла к тому внешнему, к чему мы отсылаем этот смысл.

Но в том случае, если мы отсылаем не просто к тому естественному, к которому вырабатывали отношение, а еще и находимся в теоретическом мышлении, то тогда возникает новый тип оценки - к идеальным объектам. И тогда возникает так называемая - «объективация» этих уже «неслучайно» построенных схематических изображений. И возникает возможность оперировать с ними в теоретическом мышлении, различающемся от не теоретического мышления.

Все эти возможности являются усиливающими первоначальный вариант работы со схемами. Они же становятся условием переструктурирования самих текстов. Это всё – «логическая машина», которая задает огромные возможности. В связи с этим, дальше мы можем:

  1. ввести анализ,
  2. аналитическое надстраивание над схемами простого представления из зафиксированных элементов, затем
  3. над схемами более высокого уровня обобщения, построенных на понятиях, затем
  4. над совмещением этих двух слоев схематизации.

Построение схематических изображений при создании схем обслуживает аналитический процесс, И таким образом, конфигурируя исходный материал и прорабатывая схемы, мы получаем возможность анализировать потенциал этих схем и схематических изображений для всей целостности и собирать их.

Если нет практики конспектирования и построения схематических изображений, а потом еще и логического оформления этих процедур (потому что и части текстов нужно складывать в целостную конструкцию и схематические изображения нужно уметь синтезировать), и, если бы не было выделенности логики развертывания материала (то, что раньше называлось «от абстрактного к конкретному»), – то построение схем и проведения соответствующего анализа было бы невозможно.

Как строится схема? Сперва начинается строительство конструкции, которой относится то, что непосредственно видно и то, что имеет смысл. Потом появляется набор существенных элементов, с помощью которого можно уже говорить о неслучайности элемента.

Тогда, когда строится схема, она всегда вначале ситуационна и случайна. Проблема состоит в том, как придать «неслучайность». А это уже проблемы, связанные с техникой оперирования с этими единицами, и создание единиц и т.д.

В схемах основными элементами являются не сами по себе графемы (линия, стрелка, кружок и т.п.), а материализованные в их свойствах (протяженность, длительность, замкнутость, возможность и др.) "идеи", что тот или иной конечный графический набор элементов и правил их совмещения отражает принципиальные возможности генерирования общей картины. Приведем простой пример, см. схему.

Рис. Схема разложения текста

Текст может быть разложен на "стрелку" и "квадратик"(а). Эти единицы могут быть синтезированы конечным числом способов, а именно:

  • "приложение" (2 способа) (б)
  • "наложение" или "вложение" (2 способа) (в)
  • "синтезирование" (2 способа) (г)

Вариант "синтезирование" существенно отличается от других. В нем конструктор оперирует с самими идеями "стрелочности" и "площадности", подчиняя их атрибуты друг другу. В "приложении" и  "наложении" оперирование производится над "мертвыми" значками.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИКА СХЕМАТИЗАЦИИ

 

Настоящие материалы служат для развития способностей к созданию схем, схемных изображений (СИ) и лучшего понимания схематизации. Материалы составлены на основе адаптированного к целям курса семинара по практике схематизации Остаповича (Остапович А., ММПК, семинары по схемотехнике).

I. Практика схематизации

Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.