Речевые умения детей группы раннего возраста и разновозрастной соответствуют требованиям программы. Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки, используют в речи под руководством педагога разные формы художественного слова (стихи, загадки, сказки)- 4-го года жизни. Многие малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.
Анализ характеристики речевых умений дошкольников показал: дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя, или детей не перебивая, ожидая очереди. Хотя наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.
Дети общаются по разному поводу: в основном, в процессе какой-либо детской деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности.
Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала).
Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье.
Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках (во всех группах). О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего наблюдается в беседах группы детей с воспитателем.
Занятия, просмотренные во всех группах детского сада, показали, что речь большинства детей соответствует уровню программных требований. Отмечено: значительно обогатился словарь детей, по сравнению с началом учебного года: дети могут вступать в диалог со сверстниками и взрослыми; используют в речи распространённые предложения, могут употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые синтаксические единицы речи, владеют элементарными нормами и правилами устного высказывания; у многих произношение звуков стало более четким, точным; дети стараются соблюдать правила речевого этикета. Это хорошо заметно при выполнении детьми заданий по пересказу художественного произведения (подготовительная к школе группа).
Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, самостоятельной деятельности, анализ их речевой активности и правильности употребления необходимых слов, проявление интереса и желание узнать подробнее о худ-ных произведениях; индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что в основном, речь детей дошкольного возраста соответствует норме, за исключением её фонетической стороны (ЗКР, интонационной выразительности речи) –детям требуется помощь логопеда. С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования:
- педагогам дошкольных групп следует обращать внимание не только на обогащение активного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников, речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, театрализованная деятельность, живое общение взрослого и ребёнка. Анализ взаимодействия с родителями.
Для родителей группы раннего возраста и разновозрастной были проведены консультации «Какие книги нужно читать малышу», «Роль книги в речевом развитии ребенка», в старшей группе « Играем в театр!». В средней и подготовительной к школе группах прошли открытые занятия на которых присутствовали родители. После проведения открытых мероприятий воспитатели получили положительные отзывы от родителей. На момент проверки во всех возрастных группах, в информационных уголках для родителей были оформлены папки-раскладушки с консультациями по проблеме «Речевое развитие ребенка», «Роль книги в развитии речи детей», «Дидактическая игра как одно из средств речевого развития». В рамках детско-взрослых совместных мероприятий во всех возрастных группах был объявлен конкурс профессионального мастерства на лучшую разработку дидактической игры (пособия) по развитию речи с целью стимулирования творческого поиска воспитателей в изготовлении дидактического материала и приобретении необходимых навыков; обогащения речевых центров. Центры обогатились дидактическими пособиями, играми, сделанными воспитателями, родителями. Рекомендации:
- регулярно использовать комплексы артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений в работе. Больше активизировать детей, следить за правильностью речи детей и своей. - воспитателям ДОУ в работе по формированию ЗКР у детей учитывать особенности речи каждого ребёнка, использовать фронтальные, индивидуальные занятия.
- обратить внимание на систему планирования работы с детьми, использование в практике работы моделей и схем по развитию речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
- продолжать работу по взаимодействию с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми. - приобрести портреты современных писателей и художников- иллюстраторов. В каждой группе пересмотреть сказки, изготовить их в соответствии с возрастом детей. Изготовить творческие, дидактические пособия, способствующие развитию звуковой культуры речи.
- педагогам следует обращать внимание не только на обогащение активного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников, речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, театрализованная деятельность, живое общение взрослого и ребёнка. - продумывать при планировании разнообразные формы работы с дошкольниками, способствующие речевому развитию (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). - повысить уровень развивающей речевой среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение книжных уголков детской литературой; материалом по работе над звуковым, слоговым анализом слов, анализом предложений; изготовление схем на составление слов из слогов; использование мнемотаблиц.
Годовая задача: «Обеспечение профессионального развития и саморазвитие педагогических работников МБДОУ с целью соответствия ФГОС дошкольного образования и профессиональному стандарту педагога ДОУ».
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. В настоящий момент отмечено, что востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы.
Психолого-педагогическое сопровождение в ДО направлено на формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на:
-субъектном, доброжелательном отношении педагога к ребенку;
-индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка;
-учете закономерностей возрастного и психического развития ребенка.
Воспитатели и специалист находятся в контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им тактику воспитательно-образовательного процесса, создавая условия для совместной деятельности детей и родителей (законных представителей).
Вывод: продолжать работу по повышению компетенций педагогов, младших воспитателей, родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и переходом к требованиям профстандарта педагога.
Методическое сопровождение педагогов в период реализации ФГОС дошкольного образования и перехода на профессиональный стандарт осуществлялось в нескольких направлениях:
-Подведение итогов (анализ) плана мероприятий по введению и реализации ФГОС ДО в МБДОУ детском саду №3 с. Таремское («Дорожной карты») –Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах соответствия требованиям профессионального стандарта педагога. –Формирование новых ценностно-смысловых установок и эффективной мотивации педагогов к реализации ОП, рабочих программ педагогов в соответствии требованиям профстандарта. –Направление педагогов ДОУ на курсы повышения квалификации с целью повышения качества осуществления образовательного процесса, в соответствии требованиям профстандарта педагога ДОУ (необходимые знания, умения, трудовые навыки). –Организация профессионального общения педагогов через Интернет, участие в работе онлайн-вебинаров, дистанционных конференций, проводимых в сетевых сообществах, а также мероприятиях, действующих в районе (РМО)
–Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов и реализации их в соответствии поставленных задач
Одной из задач эффективности кадровой политики является степень обученности педагогов, которая проходила через следующие формы:
-прослушивание онлайн- вебинаров (7 человек); -прохождение курсов повышения квалификации за 2017-2018 учебный год – 5 человек;
-прохождение курса по оказанию доврачебной медицинской помощи -1 педагог;
В работе с кадрами используем материальные (премирование, стимулирующие выплаты) и морально- психологические (почётные грамоты, благодарности, публичная похвала, улучшение условий) формы стимулирования. В связи с завершением периода реализации плана мероприятий по введению и внедрению ФГОС ДО отмечено, что были разработаны новые должностные инструкции, внесены изменения в положение об оплате труда с изменением критериев оценки качества работы.
Реализация годовой задачи по обеспечению профессионального роста и уровня саморазвития педагогов с целью соответствия требованиям ФГОС ДО и мероприятиями по введению профессионального стандарта педагога предусматривает работу во всех вышеуказанных направлениях, а также введение новых требований к проведению и организации аттестации. За последние два года педагоги ДОУ распространяли педагогический опыт на мероприятиях разного уровня:
-5 педагогов (Мясникова О.В., Тимина М.И. (2 выступления), Костерина О.В., Бухалова Л.А., Косякова В.М.) выступили с отчетами (из опыта работы) на районных методических объединениях;
-обобщили опыт работы 4 педагога (Костерина О.В., Косякова В.М., Тимина М.И., Бухалова Л.А.);
-все педагоги неоднократно приняли участие во всероссийских вебинарах, интернет – конкурсах; -3 педагога ( Веселова Ж.В., Карпова М.О., Косякова В.М.) приняли участие в научно-практических, дистанционных конференциях;
-старший воспитатель Веселова Ж.В. приняла участие в региональной практической конференции НГПУ им. К. Минина, посвященной проблеме экологического образования дошкольников;
-3 педагога: Веселова Ж.В., Бухалова Л.А., Орешкова О.В. приняли участие в региональном семинаре-практикуме, организованном Нижегородским губернским колледжем, с целью обмена опыта между коллегами (другого района) и обучения педагогов по созданию роликов в программе MOVI MAKER .
-3 педагога: Фомина О.И., Мясникова О.В., Петрова А.П. приняли участие в региональном семинаре-практикуме, организованном Нижегородским губернским колледжем, с целью обмена опыта между коллегами (другого района) и обучения педагогов по организации проектной деятельности в ДОО.
-участие старшего воспитателя во всероссийском форуме «Педагоги России», проходившего на базе НГТУ им Алексеева (Н.Новгород), прохождение мастер-класса;
-на районной родительской конференции воспитанники старшей группы показывали инсценировку сказки «Доктор Айболит» (воспитатель Косякова В.М.);
-на районной родительской конференции Веселова Ж.В. провела для присутствующих деловую игру «Знатоки здоровья».
В апреле 2018 года на базе ДОУ проходило РМО музыкальных руководителей, Бухалова Л.А. представила вниманию педагогов Павловского района открытый показ организации НОД «Потерянные эмоции».
23 воспитанника заняли почетные, призовые места в муниципальных, всероссийских конкурсах.
На сегодняшний день сильными сторонами кадровой системы нашего учреждения являются: –стабильный коллектив; – 100% обеспеченность кадрами (воспитатели, специалисты, вспомогательный персонал); –9 педагогов имеют квалификационную категорию; –средний возраст педагогов и административной команды (35); –5 педагогов работают в ДОУ больше 10 лет, что говорит о сохранности контингента; На базе ДОУ проходят районные объединения, совещания для педагогов и руководителей. На сегодняшний день в ДОУ организована положительная кадровая политика, позволяющая реализовать сопровождение по реализации ФГОС ДО и переход к требованиям профессионального стандарта педагога.
Таким образом, работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное развитие и воспитание детей, усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Годовая задача: «Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития дошкольников, формирование у родителей активной позиции по вопросам построения индивидуальной траектории развития ребенка. Обеспечение выполнения задач третьего этапа реализации Программы развития ДОУ».
При решении годовой задачи проводились следующие мероприятия:
- тематический контроль по данной теме;
- педагогический совет на тему «ДОУ и семья - единое пространство детского развития» с проведением деловой игры педагогов Веселовой Ж.В. и Бухаловой Л.А. «Эффективные пути взаимодействия с семьями воспитанников»;
- семинар для педагогов на тему: «Использование приемов активизации родителей в педагогической работе»;
- интерактивная лекция «Современные технологии построения взаимодействия в образовательном процессе»;
- открытый показ организации родительского собрания по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Вот и стали мы на год взрослее» Мясниковой О.В. с использованием нетрадиционных форм и методов в работе (показ практических действий детей с дидактическими пособиями)
- обновление информационных уголков (папки-передвижки);
- своевременное размещение (обновление) материала на сайте ДОУ.
В течении 2017-2018 учебного года проходил третий этап работы по Программе развития-обобщающий. Проект «Социум вокруг нас» реализовывался через следующие задачи:
1. Создание эмоционального комфорта; внедрение новых приемов активизации родителей во взаимодействии с социумом (концерты, встречи (семейный опыт-презентации, сайты, Интернет-ресурсы, газета ДОУ под названием «Улыбка», диагностические материалы по изучению семьи, совместные выставки, картотеки статей и т.д.); разработка перспективного планирования с социумом;
2. Привлечение к участию родителей в жизни детского сада и социальных институтов.
Что отмечено по данному вопросу.федеральные документы
Региональные документы
Муниципальные документы
документы образовательной организации
Приказы по питанию на 2014-2015 гг.Заявление при приеме воспитанников в МАДОУ ДС №51"Зоренька".
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
В нашем ДОУ в работе с родителями поиск новых форм работы остается всегда актуальным. Дошкольное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу по данному направлению. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
*Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,использование новых форм работы с родителями, анализ применения.
*Повышение педагогической культуры родителей; единая траектория воспитания детей.
*Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Для решения поставленных задач в каждой возрастной группе разрабатывается, а затем корректируется программа социального партнерства с семьями воспитанников. Мероприятия составляются таким образом, чтобы они отвечали задачам годового плана ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, ознакомительные экскурсии для родителей вновь прибывших детей.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей родители обращаются к мед.сестре. Оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию.
В течение года заведующим, специалистами, педагогами проводятся индивидуальные консультации с родителями. При составлении календарного планирования воспитатели в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.
С успехом всегда проходят такие мероприятия как родительские собрания в форме круглого стола, с открытым показом занятий, совместные досуги, праздники. Родители активно посещают данные мероприятия, дают хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, т.к. позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми.
С целью морального стимулирования наиболее активные родители отмечены на общих собраниях, им вручены благодарственные письма, грамоты.
С 2017 года творческой группой педагогов выпускается информационно-познавательная газета под названием «Улыбка», в которой рассказывается об интересной жизни детей, родителей и педагогов в детском саду.
С 2012 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах образовательной деятельности, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Также родители могут посмотреть фотоальбомы, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.
Педагогами, в основном, используются традиционные формы работы такие, как родительские собрания, консультации, беседы, открытые просмотры, совместные праздники и развлечения, оформление наглядной информации, привлечение родителей к оформлению творческих выставок, анкетирование и реже такие формы работы, как опросы, интервью, родительского собрания в форме «Гостиная», «За чашкой чая», организация родительского клуба по интересам, кружковая работа и другие нетрадиционные формы. Самая используемая форма работы – групповые родительские собрания. Их тематика соответствует, в основном, возрастным особенностям детей, реже годовым задачам ДОУ, проблемным вопросам группы и очень редко - запросам родителей. Явка на родительские собрания составляет, в основном, от 40% до 70%. Рекомендации:
-систематически планировать и продумывать новые формы работы во взаимодействии с родителями по реализации задач тематических недель;
-своевременно проводить групповые родительские собрания и оформлять их протоколами;
-систематически планировать индивидуальную работу с родителями воспитанников;
-с целью эффективной подготовки педагогов к аттестации систематически планировать и осуществлять взаимодействие с семьями воспитанников по темам ИОМ педагогов;
-основным и сменным воспитателям осуществлять преемственность в планировании взаимодействия с семьями воспитанников.
Для оценки профессиональных умений воспитателей также было проведено тестирование по самооценке затруднений в общении с родителями. Картина анализа вырисовалась следующая: 87% педагогов владеют гибкостью стиля общения, умением сопереживать родителям; 97% педагогов умеют учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей; 70% педагогов умеют использовать активные методы и формы общения с родителями, 30 % педагогов мало используют активные методы и формы в общении с родителями. Но при этом всего 46% педагогов, согласно самооценке, могут подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями, и 53% педагогов владеют навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Это говорит либо о завышенной самооценке педагогов, либо о нежелании делиться опытом.
На основе оценки профессиональных знаний и умений воспитателей можно сделать вывод о том, что практически все педагоги на достаточном уровне владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями, хорошо знают контингент родителей своих воспитанников, психологический климат в семьях и уровень педагогической культуры родителей, но есть педагоги, которые затрудняются в построении конструктивного общения с родителями по вопросам воспитания и образования детей. Есть педагоги, которые отдают предпочтение индивидуальным беседам и консультациям с каждым из родителей в отдельности, чем групповым мероприятиям для родителей. Анализ созданных в ДОУ условий, по результатам анкетирования родителей, показал положительные отзывы о работе педагогов и ДОУ в целом. Родители имеют в основном (полную – 67% и частичную – 29%) осведомленность о работе ДОУ. В конце учебного года среди родителей проводился опрос на тему «Оценка деятельности ДОУ». 93% родителей довольны тем, что их ребенок посещает данный детский сад, а также дали положительную оценку качества работы всего коллектива.
Таким образом, созданная система работы дошкольного учреждения, позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты: -активное участие родителей в жизни детского сада: выставки поделок во время каждого сезона, рисунков, фотовыставки, семинары-практикумы, спортивные праздники, экологические акции, благоустройство участков и оформление групп и т.д.; -повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий, участия родителей в трудовой деятельности детского сада; -родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.
Всей своей работой сотрудники ДОУ показывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
2.2. Анализ промежуточных, итоговых результатов освоения ОП ДОУ.
Осуществление образовательного процесса невозможно без наблюдений за развитием ребенка, изменением в его поведении; усвоенных знаний, представлений, сформированных умений и навыков. Динамика (положительная или отрицательная) дает возможность планировать (педагогам и родителям) дальнейшую работу по созданию благоприятных условий для всесторонне развитой личности дошкольника.
Уровень физической подготовленности детей (мальчиков и девочек)
С 4 до 7 лет по методике Т.А. Тарасовой
Дата: 2018-12-28, просмотров: 350.