В контексте конкретной исследовательской ситуации можно выделить два неравнозначных блока факторов, влияющих на состоя- ние проблемы исследования: объективные факторы и индивидуаль- ные особенности учащихся как субъективные факторы.
К объективным факторам относятся:
а) социально-экономическая обстановка в стране;
б) наличие свободного времени для занятий дополнительным образованием;
в) информированность учащихся о деятельности учреждений дополнительного образования;
г) семья;
д) референтная группа;
е) криминогенная ситуация в регионе;
ж) требования, предъявляемые к профессиональной и иной деятельности индивида;
з) социокультурная среда в регионе, в учебном заведении. К индивидуальным особенностям следует отнести:
а) пол;
б) возраст;
в) личный опыт, интересы, потребности, притязания, способно- сти, задатки;
г) ментальные ориентации для деятельности в определенной системе;
д) здоровье;
е) самоидентификацию;
ж) уровень образования.
Системный анализ объекта исследования позволяет выдвинуть следующие гипотезы:
1. На желание учащихся заниматься в системе дополнительного образования в большей степени будет влиять не наличие у них сво- бодного времени, а их информированность о деятельности учрежде- ний дополнительного образования, график работы и наличие круж- ков, секций, клубов, представляющих интересы подростков.
2. На формирование ценностей и интересов в большей степени оказывает влияние референтная группа, в меньшей – семья и учре- ждения дополнительного образования, а также учебные заведения.
3. Деятельность учреждений дополнительного образования будет соответствовать потребностям, интересам, притязаниям уча- щихся, если:
а) в учреждении будет благоприятный морально-психологиче- ский климат;
б)уровень компетентности педагогов будет достаточно высоким; в) материальная база учреждения будет соответствовать совре-
менным требованиям.
4. Личность педагога будет влиять на выбор кружка, секции и других видов деятельности в той степени, в какой реальное поведе- ние педагога его профессионализм будут соответствовать идеальному образу, сформировавшемуся в сознании учащихся.
5. На устойчивое желание учащихся совершенствовать свои природные задатки, социальные качества в большей степени будут влиять:
а) социальное самочувствие;
б)неосознанные ментальные профессиональные установки; в) желание развить лидерские и коммуникативные способности
и качества.
6. Приоритетными интересами являются: интерес к коммуни- кативной деятельности, иностранным языкам, компьютерным сред- ствам и технологиям, танцам, этикету.
7. Приоритетными потребностями будут выступать: потребность в безопасности, признании, отдыхе, общении.
8. Наиболее сформированными притязаниями являются лидер- ство и карьерный рост.
В исследовании используются следующие эмпирические мето-
ды:
1) выборочное анкетирование учащихся;
2) анализ документов, определяющих содержание и регламен-
тирующих деятельность учреждений системы дополнительного обра- зования;
3) наблюдение;
4) интервьюирование.
Примечание. Данный пример методологического раздела про- граммы конкретного исследования не отражает полного описания его процедур. Он приведен лишь для того, чтобы на его основе учиться овладевать системой мышления при разработке исследова- тельских программ.
Методико-процедурный раздел программы исследования
В данном разделе исследователю необходимо ответить на ряд вопросов: «что исследовать?», «сколько?», «с помощью чего?», «в ка- кие сроки?» и т.д.
Структурно этот раздел программы исследования оформляется следующим образом:
а) построение выборки;
б) разработка инструментария;
в) написание организационного плана исследования.
Построение выборки
В научном исследовании задача построения выборки возникает в связи с необходимостью сбора информации о некоторой группе или большой совокупности людей.
Практика исследований показывает, что нет необходимости оп- рашивать (наблюдать) всех индивидов, составляющих объект иссле- дования. Это очень затратно и по времени, и по объему выполняемой работы, и по материальным соображениям. Поэтому можно отобрать ту часть исследуемого объекта, которая по всем признакам будет от- ражать характеристики всей совокупности субъектов объекта иссле- дования.
Выборка – это подмножество заданной совокупности, позволя- ющее делать более или менее точные выводы относительно изучае- мой совокупности в целом. Она строится для того, чтобы обеспечить репрезентативность исследования и, соответственно, достоверность полученной в результате исследования информации.
Для построения выборки необходимо знать значение следую- щих взаимосвязанных понятий: генеральная совокупность, выбороч- ная совокупность, репрезентативность.
Вся совокупность субъектов исследования называется генераль- ной совокупностью, а часть ее – выборочной совокупностью.
Репрезентативность (представительность) – свойство вы- борки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупно- сти. Например, если в генеральную совокупность входят подростки разных возрастов, уровней образования, социального положения, по- ла и т.д., и они являются объектом исследования, то в выборочную совокупность должны попасть пропорционально подростки с пере- численными признаками. Таким образом, репрезентативность обес-
печивает точность исследования. Для достижения репрезентативно- сти необходимо полное знание структуры генеральной совокупности. Выборка – это процедура, позволяющая ответить на вопрос, сколько и кого конкретно нужно исследовать, исходя из цели и задач исследования. Процедура построения выборки сложна. Она прово- дится на основе сложных формул. Если исследованию подвергается небольшое количество объектов, можно воспользоваться некоторыми
правилами, которые не вызовут затруднений.
· Следует помнить, что если генеральная совокупность ис- следования менее 200 человек, то целесообразно проводить сплош- ное, а не выборочное исследование, т.е. исследовать весь объект.
· Если генеральная совокупность составляет от 200 до 500 человек, то следует опросить 45% исследуемых.
· При больших числах генеральной совокупности процент выборочной совокупности уменьшается (от 45% до 3–5%).
· В практике для определения объема выборки можно вос- пользоваться табл. 1. Этим самым мы получим ответ на вопрос:
«Сколько единиц объекта нужно отбирать для непосредственного ис- следования?». Если выборка построена правильно, исследование да- ет достаточно точные результаты даже при небольшом ее объеме.
Таблица 1
ЗАВИСИМОСТЬ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ ОТ ОБЪЕМА ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ
Объем ге- неральной совокупно- сти | 500 | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | 5000 | 10000 | 100000 | Бесконечно |
Объем выбороч- ной сово- купности | 222 | 286 | 339 | 350 | 360 | 370 | 385 | 398 | 400 |
· Точность результатов исследования определяется не только объемом выборки, но и процедурой, в основе которой лежит вопрос:
«Кого конкретно исследовать?». Для ответа на этот вопрос нужно знать еще одно правило: чем разнообразнее (по различным призна- кам) генеральная совокупность, тем точнее необходимо выбирать ис- следуемых. Точность определяется квотами (признаками). В качестве квот чаще всего могут выступать пол, возраст, профессия, квалифи- кация, род занятия, социальный статус и т.д. Выделив квоты, иссле- дователь строит по ним пропорциональную выборку. Например, если исследуются проблемы успеваемости учащихся, то пропорционально в выборку должны попасть учащиеся и женского, и мужского пола, успевающие на «хорошо» и на «тройки», а также неуспевающие, учащиеся из социально благополучных и неблагополучных семей и т.д. Далее по квотам составляются списки и конкретный исследуе- мый отбирается по формуле:
N = г.с.
в.с.
где N – шаг, через который в списке отмечается исследуемый; г.с. – генеральная совокупность;
в.с. – выборочная совокупность.
Например, в исследовании участвуют 100 юношей, а нужно пропорционально опросить 25 юношей, тогда N = 100 : 25 = 4, т.е. из списка выбирается каждый четвертый исследуемый.
Эта процедура выполняется по всем квотам и позволяет исследователю ответить на вопрос: «Кого конкретно необходимо ис- следовать?».
Многие практики используют компьютерный вариант постро- ения выборки, в частности, программу SPSS А. Бююля и П. Цефеля [Бююль А., SPSS: Искусство обработки информации. Анализ стати- стических данных и восстановление скрытых закономерностей / А. Бююль, П. Цефель; под. ред. В.Е. Момота. – М.; СПб.; Киев, 2002.]
Более подробную информацию о процедуре выборки, ее видах можно получить из известных источников [21].
Дата: 2018-12-28, просмотров: 267.