Любое исследование строится на предварительных предположе- ниях, без которых трудно целенаправленно вести изучение проблемы. Можно согласиться с общеизвестной мыслью Д.И. Менделеева, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой.
Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – 1) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее верификации (проверки); 2) вероятностное предположе-
ние, истинность которого недоказуема при современном состоянии знаний [31].
Гипотеза АД-ХОК (от лат. ad hok – для данного случая, для этой цели) – предположение, специально применяемое для описания и объяснения отдельного явления и не связанное систематически с предшествующими знаниями о нем [31].
Обобщая различные определения понятия гипотезы, данный термин можно трактовать как хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в опреде- ленном месте восполнить пробелы эмпирического познания или свя- зать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать пред- варительное объяснение факту или группе фактов.
Гипотеза является научной лишь в том случае, если она под- тверждается фактами, т.е. она может существовать до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта. В противном случае она становиться просто фикцией.
Гипотеза верифицируется (проверяется) соответствующими фактами опыта, в особенности экспериментом, получая характер ис- тины. Она является плодотворной как эвристическая или рабочая ги- потеза, если может привести к новым знаниям и новым путям позна- ния. Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему догадка автора исследования подтверждается, опровергается или модифици- руется, а конечном итоге, расширяется опыт. В свою очередь, как от- мечал французский философ и математик Жюль Анри Пуанкаре, фак- ты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осу- ществленными, строго доказанными гипотезами образуют теорию [40]. Гипотеза задает направления исследования и позволяет более скрупулезно разработать его инструментарий. Например, если в каче- стве инструментария используется анкета, то каждая гипотеза должна
быть проверена соответствующим блоком вопросов анкеты. Гипо- тезы тесно связаны с задачами исследования и системным анализом объекта исследования.
В исследовании возможна формулировка различных видов ги- потез. Они могут быть научными или рабочими.
Рабочая гипотеза представляет собой временное предположе- ние для систематизации имеющегося фактического материала.
Научная гипотеза формулируется тогда, когда накоплен зна- чительный фактический материал и появляется возможность выд- винуть «проект» решения, сформулировать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию. Можно сказать, что рабочая гипотеза выдвигается в начале исследования, а научная – в его ходе. Различаются они по объему накопленного материала.
Выделяют гипотезы-основания и гипотезы-следствия.
По содержанию предположений гипотезы могут быть описа- тельными (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объ- яснительными (предположения о причинно-следственных связях объекта), прогностическими (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов). Можно формулировать смешанные типы гипотез. Но следует помнить, что гипотезы должны быть сформулированы точно, лаконично, не содер- жать абстрактных понятий.
Примеры формулировки гипотез:
1) «...факторами, негативно влияющими на профессиональное мастерство и творчество педагогов, являются:
– трудности в понимании и переосмыслении новых образова- тельных целей и ценностей;
– устаревшие и недостаточные знания;
– несформированность мотивов на саморазвитие и развитие
учащихся;
– экстернальность личности педагогов и руководителей (склонность в своих неудачах винить внешние обстоятельства)...». Такую гипотезу можно отнести к рабочей, описательной;
2) «...факторами, обеспечивающими предупреждение про- фессиональных деформаций специалистов на личностном уровне яв- ляются:
– знания специалистов о закономерностях профессионального становления, о способах преодоления кризисов и проблем;
– способность специалистов и руководителей осознавать при- чины неудовлетворенности профессиональной деятельностью;
– умение найти оптимальные для себя способы разрешения кри- зиса, оставаясь в профессии». Данную гипотезу можно назвать науч- ной, объяснительной, гипотезой-основанием;
3) «курсы повышения квалификации будут эффективны и обеспечат позитивные изменения в профессиональной компетент- ности специалистов если:
– курсовая подготовка обеспечит преемственность трех форм повышения квалификации (докурсовую, курсовую, послекурсовую);
– будут использованы эффективные формы организации кур- сового обучения;
– целенаправленно будет осуществляться коррекция професси- ональной деятельности, профессиональных деструкций на лично- стном уровне (мотивация, ценностные ориентации, профессиональ- ные умения и т.д.)». Эту гипотезу можно отнести к прогностической и охарактеризовать как причинно-следственную.
Выдвижение гипотез – заключительная процедура методоло- гического раздела программы исследования. После этого можно при- ступить к разработке методик, процедур исследования.
Приведем вариант методологического раздела программы ис- следования по теме «Проблемы реализации потребностей, интересов и притязаний учащихся учреждений НПО Челябинской области в си- стеме дополнительного образования».
Образец
Программа
Дата: 2018-12-28, просмотров: 258.