учреждений НПО Челябинской области в системе дополнительного образования»
Проблемная ситуация. В условиях современного города су- ществует множество форм досуга молодежи, которые можно охарак- теризовать как «пустое времяпровождение», поскольку они не фор- мируют социально значимые нормы, ценности, установки. Объектив- но это связано с тем, что вследствие стремительного реформирования современного общества, смены ценностных его ориентиров образует- ся некий разрыв между общественной культурой и молодежной суб- культурой. Молодежная субкультура более мобильна и быстрее от- ражает общественные изменения. Субъективно это связано с не- устойчивостью мировоззренческих установок, низким уровнем лич- ной культуры молодых людей, и, как следствие этого – неумением выбирать социально значимые ориентиры, ценности. На этом фоне априорная потребность в самовыражении и самоутверждении у юно- шества реализуется стихийно и, чаще всего, приобретает асоциаль- ный оттенок. Отсюда возникает острая необходимость институали- зации процесса воспитания молодежи, приобщения ее к нормам куль- туры страны, к общечеловеческим ценностям.
Одним из важных социальных институтов, способных и при- званных гармонизировать индивидуальные потребности, интересы
и притязания молодежи и общественные нормы и ценности является система дополнительного образования. Именно она, с одной стороны, способствует самоутверждению молодого человека, а с другой – яв- ляется тем социализатором, который формирует и развивает обще- ственно приемлемые нормы, ценности, интересы, потребности, при- тязания. Основная миссия системы дополнительного образования – социализация молодежи, создание условий для ее развития и само- развития через различные формы досуговой деятельности.
Система дополнительного образования Челябинской области представлена множеством учреждений – Дворцы культуры, Клубы по интересам, Дома технического творчества молодежи и т.д., а также сетью кружков и секций, базирующихся непосредственно в учрежде- ниях УНПО. Эмпирические наблюдения свидетельствуют о том, что пространственное расположение большинства учреждений дополни- тельного образования, график их работы, а также содержание дея- тельности не в полной мере сочетаются с возможностями и интереса- ми молодых людей. Кроме этого, в последнее время закрепилась тен- денция стихийной коммерциализации деятельности учреждений дополнительного образования, необоснованной системы оплаты за предоставляемые услуги. Немаловажным фактом является снижение уровня профессионализма педагогов, работающих в системе допол- нительного образования. Все это сокращает возможности подавляю- щего большинства молодых людей использовать услуги данных учреждений с целью развития и саморазвития. Что же касается моло- дежи, обучающейся в учреждениях начального профессионального образования (УНПО), то ее проблемы реализации интересов, потреб- ностей и притязаний в учреждениях дополнительного образования с целью развития и саморазвития стоят еще более остро. Реально су- ществующая система дополнительного образования, функциониру- ющая в рамках учебных заведений НПО, охватывает около 7–10%
учащихся. Возможности использования услуг других учреждений у учащихся УНПО очень ограничены.
Таким образом, противоречие между предписываемой миссией системы дополнительного образования как важного социализатора молодежи и фактора, влияющего на самоутверждение молодёжи на основе культурных ценностей, потребностей, интересов и реальными условиями деятельности этих учреждений, а также наличие значи- тельного числа учащихся, не использующих их услуги, вызывает к жизни данное исследование.
Цель исследования: теоретическое обоснование и выявление факторов, препятствующих реализации интересов, потребностей и притязаний учащихся УНПО в учреждениях дополнительного образо- вания, разработка рекомендаций субъектам образовательной сферы.
Объектом данного исследования является система дополни- тельного образования Челябинской области.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на процесс реализации интересов, потребностей, притязаний учащихся УНПО в системе дополнительного образования Челябинской обла- сти.
Задачи исследования
1. Изучить приоритетные интересы и потребности учащихся.
2. Установить:
а) степень информированности учащихся о деятельности уч- реждений дополнительного образования;
б) наличие свободного времени для занятий в этих учреждени-
ях.
3. Выяснить социальное самочувствие учащихся.
4. Выявить влияние социальных институтов и референтных
групп на выбор занятия в том или ином учреждении.
5. Соотнести неосознанные сформировавшиеся профессиональ-
ные ментальные установки (предпочтения) с осознанным выбором того или иного вида дополнительного образования.
6. На основе анализа документов, регламентирующих дея- тельность учреждений дополнительного образования, и результа- тов анкетирования определить, насколько условия деятельности учреждений дополнительного образования соответствуют потреб- ностям и интересам учащихся.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 253.