Экономика производства, переработки и реализации мяса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мясопродуктовый подкомплекс является одним из важнейших элементов АПК Республики Беларусь. В мясном подкомплексе занято 17 % общей численности работников АПК и 19 % совокупной стоимости ОПФ АПК.  На долю мяса и мясопродуктов приходится 30–32 % всех затрат на производство продовольствия в республике.

 В структуре розничного товарооборота мясной продукции принадлежит 12,3 % в т.ч. мясу и птице – 6,3 %, колбасным изделиям и копченостям -5,8 %, мясным консервам – 0,2%. В розничном товарообороте продовольствия – 24,1 % доля мясной продукции.

В 2011 г. валовое производство мяса в Республике Беларусь составило около 1,46 млн тонн.

В мировом рейтинге страна занимает 40-е место, в т.ч. 36-е-по производству говядины,27-е свинины, 43-е- мяса птицы.

По производству мяса на душу населения Республика Беларусь среди европейских стран находится на 13-ом месте.

Значительное место мясного подкомплекса обусловлено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Мясо – важнейший продукт питания, источник белка

В структуре питания по калорийности (в соответствии с физиологическими нормами) на долю мяса и мясопродуктов должно приходиться 11–12 %, а фактически достигли в республике Беларусь 18 %.

Научно обоснованная норма потребления мяса и мясопродуктов составляет 80–82 кг на душу населения в год. Фактическое потребление в 2011г. составляло 88 кг, развивающихся странах лишь 10 кг. В рейтинге европейских стран по уровню потребления мяса Беларусь занимает 21-е место. Рациональная структура потребления мяса для жителей республики имеет следующий состав: 43–45 % − говядина, 36–37%- свинина, 17–18 % мясо птицы, 1–3 % мясо других видов животных.

В структуре реализации скота и птицы на убой (в живом весе) наибольший удельный вес занимают сельхозорганизации – 87,5 %, а доля населения к уровню 1995 г. сократилась в 2 раза.

Среди мясных продуктов, потребляемых человеком, говядине принадлежит одно из основных мест.

Говядина отличается высокой биологической ценностью в питании людей: полноценный белок и жир находятся в хорошем соотношении, содержатся витамины (особенно группы В), ферменты.

В Республики Беларусь за 10 лет поголовье КРС остается стабильным – 4,2 млн.гол.  В 2010г. и 2011 г. в Республике Беларусь производство мяса на душу населения (в убойном весе) составило, соответственно, 102 и 108 килограммов, а потребление в расчете на душу населения – 84 и 88 кг., что соответствует рекомендуемой медицинской норме потребления, равной 80 кг. Внутренний рынок мяса Республики Беларусь полностью обеспечен мясопродуктами собственного производства и значительная часть их экспортируется – 198,9 тыс. тонн (2011г.)

Наибольший удельный вес в экспорте продукции в стоимостном выражении занимает говядина ( 63 %), ее экспорт за 10 лет увеличился 5,4 тыс.т до 96,7 тыс.т. В основном экспорт мясной продукции осуществляется в Россию – 98,3%

Основными производителями говядины в Республике Беларусь были и остаются сельскохозяйственные организации. Здесь сосредоточено около 95,5 % откормочного поголовья и производится более 90 % говядины.

Крупный рогатый скот содержится практически во всех сельскохозяйственных организациях и размещен по территории республики относительно равномерно.

За 10 последних лет реализация скота и птицы на убой в живом весе
во всех категориях хозяйств увеличилась на 71,4 % и составила в 2011 г. 1464 тыс.т., в том числе сельхозорганизациями 1281,5 тыс.тонн или 87,5 %.

Объем реализации скота и птицы на убой в живом весе
 в сельхозорганизациях увеличился за период 2000 – 2011 гг. примерно в 2 раза.

Государственной программой устойчивого развития села на 2011-2015 гг. предусматривается развитие специализированной отрасли мясного скотоводства и производство к 2015 году 40 тыс. тонн говядины от скота мясных пород и его помесей, которое будет обеспечено за счет:

повышения среднесуточных приростов на выращивании и откорме – до 1200-1300 граммов и снижения затрат кормов – до 7,5-8,0 к.ед.;

увеличения в сельскохозяйственных организациях численности чистопородных мясных коров и помесей в 2015 году не менее 46 тыс. голов, в том числе в Брестской области – 14 тыс., Витебской – 8,5 тыс., Гомельской – 9,0 тыс., Гродненской – 4,0 тыс., Минской – 5,2 тыс. и Могилевской области – 5,3 тыс. голов;

перевода на технологию мясного скотоводства в 2011 году 55 тыс. голов коров, 2012 – 75 тыс., 2013 – 95 тыс., 2014 – 136 тыс., 2015 году – 165 тыс. голов коров.

 

 Экономическую эффективность выращивания и откорма КРС можно оценить с помощью системы показателей:

 1.Плотность поголовья КРС (в том числе животных на выращивании и откорме) в расчете на 100 га (балло-гектаров) сельскохозяйственных угодий, гол

2.Загрузка мощностей (по поголовью и объемам реализации скота в живой массе), %.      

3.Среднесуточный прирост живой массы, г (продукция выращивания скота в расчете на одну голову за сутки). Его определяют путем деления валового привеса на число дней в периоде (содержания животных).

4.Абсолютный прирост определяется в кг, и вычисляется путем вычитания из веса животного на конец периода откорма его веса на начало периода.

5.Производство мяса КРС, в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, ц.   

6.Производительность труда (ц/чел.-ч)

7.Трудоемкость производства продукции, Тем (чел.-ч / ц)

8.Кормоемкость мясной продукции скотоводства, ц корм. ед.

9.Отдача от использования кормовкорм), ц.

10.Экономическая оплата корма (ЭОкорм), руб.

11.Себестоимость 1 ц прироста живой массы скота, руб., себестоимость 1 ц живой массы крупного рогатого скота, руб.

12.Средняя живая масса одной головы реализованного скота ж), кг

13.Средняя убойная масса одной головы реализованного скота, кг.
     14. Убойный вес
– вес убитого животного без головы, кожи, внутренних органов, передних ног – до запястья, задних – до скательного сустава. Мясная продуктивность характеризуется по убойному выходу.

 15.Убойный выход процентное отношение убойного веса туши к живому предубойному весу. В среднем у крупного рогатого скота убойный выход составляет 50–55 %.

16.Удельный вес реализованного скота высшей и средней упитанности , %

17.Цена реализации крупного рогатого скота, руб./т. Закупочные цены на крупный рогатый скот устанавливаются в живой и убойной массе с дифференциацией в зависимости от упитанности животных: высшая, средняя, ниже средней, тощий скот (ГОСТ 5110–55).

18.Валовой доход (руб.)

19.Чистый доход (руб.)   

20.Сумма прибыли от реализации КРС , руб.

21.Получено прибыли, валового дохода, валовой продукции в сопоставимых ценах, руб. в расчете: на одну условную голову крупного рогатого скота; на один рубль стоимости потребленных кормов; на одну кормовую единицу; на один чел.-ч; на одного среднегодового работника отрасли;




Рентабельность продукции.

                                                                                                          

 Основные пути повышения экономической эффективности развития животноводства:

-  рост продуктивности скота;

- получение продукции высокого качества;

- экономически обоснованные затраты;

-  рациональное использование производственных ресурсов;

-  установление стимулирующих закупочных цен на реализуемое с/х организациями мясо крупного рогатого скота.

Решение проблемы сводится, в первую очередь, к реализации организационно-экономических факторов, принятию мер по укреплению трудовой, производственной и технологической дисциплины, рациональному использованию материально-технических ресурсов.

Организационные факторы:

- рациональная организация производства и трудовых процессов в отраслях сельского хозяйства;

- организация связей и взаимоотношений между предприятиями и структурными подразделениями в технологической цепи получения конечной продукции;

- организация эффективного управления, выгодной кооперации труда, производственной кооперации.

Экономические факторы:

- материальное стимулирование труда и производства;

- инвестиции в освоение эффективных технологий и средств производства;

- оптимальный объем производства и активный сбыт продукции;

- интенсификация производства.

Оптимальный объем производства должен формироваться на основе критерия окупаемости, ресурсосбережения при неукоснительном достижении качества продукции.

Активный сбыт продукции может быть достигнут путем первичной доработки и переработки произведенной продукции, в результате чего полнее будет удовлетворен потребительский спрос.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 258.