Показатели рентабельности объединяются в следующие группы:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) рассчитываемые для оценки доходности предприятия:

а) рентабельность продаж (Р) определяется по формуле:

Р= П : В * 100,

где: П – прибыль;

В −выручка от реализации продукции (работ, услуг).

 б) рентабельность капитала (Р) определяется по формуле:

Р =П : К * 100,

где: П – прибыль;

К – стоимость капитала.

Методика их расчета основана на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала (в знаменателе);

в) рентабельность продукции (Р) рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции:

Рпрод = П / С *100,

где: П – прибыль;

С – себестоимость продукции.

г) рентабельность основных производственных фондов определяется путем деления прибыли на стоимость основных производственных фондов:

Ропф = П / ОПФ * 100 ,

где: ОПФ – стоимость основных производственных фондов.

д) рентабельность производства (норма прибыли) рассчитывается путем деления прибыли на сумму основных производственных фондов и нормируемой части оборотных средств:

Рпр = П / (ОПФ + ОбСн.ч ) * 100

где: ОбС н.ч – нормируемая часть оборотных средств.

 

Методика их расчета базируется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотных средств, оплаты и т. д. (в знаменателе).

Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности данной группы являются рентабельность продукции, рентабельность основных производственных фондов и рентабельность производства.

Факторы влияющие на прибыль и рентабельность можно классифицировать по различным признакам (Рисунок 11.)

К внешним факторам (не зависящим от деятельности предприятий, но оказывающим значительное влияние на величину прибыли и рентабельности) относятся: природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций; инфляция и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Рисунок 11- Факторы, влияющие на величину прибыли

И рентабельности

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Они подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

     Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения и увеличения прибыли, повышения рентабельности через "качественные" изменения:

- повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов;

- совершенствование технологии производства;

- ускорение оборачиваемости оборотных средств;

- повышение квалификации и производительности труда персонала;

- снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;         совершенствование организации труда;

- более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

Основными факторами роста прибылии рентабельности, зависящими от деятельности организации, являются следующие:

- рост объема производства и реализации продукции;

- снижение себестоимости продукции;

- рост цен на реализуемую продукцию;

-  изменения в структуре производимой и реализуемой продукции,"улучшение" ассортимента.

Отмеченные выше факторы воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. В связи с тем, что подавляющую часть прибыли отчетного периода (90 – 95%) предприятия получают именно от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено особое внимание.

      

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 338.