1) рассчитываемые для оценки доходности предприятия:
а) рентабельность продаж (Р) определяется по формуле:
Р= П : В * 100,
где: П – прибыль;
В −выручка от реализации продукции (работ, услуг).
б) рентабельность капитала (Р) определяется по формуле:
Р =П : К * 100,
где: П – прибыль;
К – стоимость капитала.
Методика их расчета основана на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала (в знаменателе);
в) рентабельность продукции (Р) рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции:
Рпрод = П / С *100,
где: П – прибыль;
С – себестоимость продукции.
г) рентабельность основных производственных фондов определяется путем деления прибыли на стоимость основных производственных фондов:
Ропф = П / ОПФ * 100 ,
где: ОПФ – стоимость основных производственных фондов.
д) рентабельность производства (норма прибыли) рассчитывается путем деления прибыли на сумму основных производственных фондов и нормируемой части оборотных средств:
Рпр = П / (ОПФ + ОбСн.ч ) * 100
где: ОбС н.ч – нормируемая часть оборотных средств.
Методика их расчета базируется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотных средств, оплаты и т. д. (в знаменателе).
Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности данной группы являются рентабельность продукции, рентабельность основных производственных фондов и рентабельность производства.
Факторы влияющие на прибыль и рентабельность можно классифицировать по различным признакам (Рисунок 11.)
К внешним факторам (не зависящим от деятельности предприятий, но оказывающим значительное влияние на величину прибыли и рентабельности) относятся: природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций; инфляция и др.
Рисунок 11- Факторы, влияющие на величину прибыли
И рентабельности
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.
Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Они подразделяются на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения и увеличения прибыли, повышения рентабельности через "качественные" изменения:
- повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов;
- совершенствование технологии производства;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- повышение квалификации и производительности труда персонала;
- снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда;
- более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
Основными факторами роста прибылии рентабельности, зависящими от деятельности организации, являются следующие:
- рост объема производства и реализации продукции;
- снижение себестоимости продукции;
- рост цен на реализуемую продукцию;
- изменения в структуре производимой и реализуемой продукции,"улучшение" ассортимента.
Отмеченные выше факторы воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. В связи с тем, что подавляющую часть прибыли отчетного периода (90 – 95%) предприятия получают именно от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено особое внимание.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 338.