- она включает большое разнообразие услуг и работ, необходимых сельскому хозяйству;
- потребителями работ и услуг являются не любые пользователи, а только с/х предприятия;
- объем услуг может расширяться или сокращаться в зависимости от экономической целесообразности, доступности и возможностей их потребления с/х предприятиями;
- возникает необходимость постоянно учитывать экономические интересы и потребности потребителей услуг, работ и ресурсов, а значит,необходимость увязывать интересы поставщиков и пользователей.
Агросервисные услуги отличаются весьма большим разнообразием и составом, которые в обобщенном плане можно сгруппировать по следующим направлениям:
технические услуги и работы: поставка технических средств, запасных частей, узлов и механизмов; выполнение работ по их установке, монтажу, пуску, ремонту и техническому обслуживанию;
технологические услуги, которые можно свести в основном к выполнению сельскохозяйственных работ или отдельных технологических операций по заказу сельхозорганизаций: вспашка, опрыскивание, внесение удобрений,контроль за состоянием растений, поставка семенного и племенного материала, ветеринарное обслуживание и др.;
консультационные (консалтинговые) услуги, которые представляют собой совокупность научных знаний в различных отраслях сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, экономика и др.), которые могут давать специально подготовленные для этого службы и специалисты, а также ученые, которые призваны существенно повысить эффективность агропромышленного производства;
информационные услуги — это различного рода информация (устная, на электронных носителях, на таких бумажных носителях, как журналы, газеты, научные методики и рекомендации и пр.), которая должна обеспечить постоянный приток научных знаний и опыта в практику сельского хозяйства и обеспечить непрерывный научно-технический прогресс АПК.
непроизводственные услуги: финансово-кредитные, страховые, юридические, аудиторские, социально – бытовые, торгово-посреднические по сбыту сельскохозяйственной продукции и др. услуги
Агросервис в условиях рынка должен представлять собой наиболее свободную сферу и инфраструктуру, обеспечивающую ему необходимую гибкость, маневренность и оперативность и создающую условия для быстрого развития..
Сервис в условиях рынка может быть эффективным и доступным для пользователей при широком многообразии форм собственности и хозяйствования и множественности агросервисных услуг.
Т.о. основных агросервисных структур, особенно в сфере технического и технологического сервиса, должно быть как можно больше, их организационно-правовые формы и производственные размеры должны быть самыми различными.
Основная суть агросервиса должна сводиться к оказанию многообразия дешевых и доступных пользователям услуг (работ).
Принципы функционирования агросервисных организаций:
Платность и доступность. Услуги, оказываемые агросервисными предприятиями (организациями) и объединениями должны быть в обязательном порядке платными, с тем, чтобы осуществляющие их субъекты хозяйствования могли функционировать на хозяйственном расчете.
Стоимость услуг должна покрывать среднеотраслевые нормативы затрат на их выполнение и обеспечивать нормативную прибыльность и рентабельность для ведения расширенного воспроизводства услуг, формирования необходимых инвестиций в модернизацию и развитие своей материально-технологической базы. В то же время стоимость услуг должна строго соответствовать их качеству и количеству, не превышать установленных нормативов и не нарушать рыночного равновесия. Услуги и работы, выполняемые агросервисными предприятиями, должны быть легко доступными сельхозорганизациям по их цене (стоимости, расценке), качеству и оперативности предоставления и получения.
Качество услуг. Качество должно стать всеобщим требованием деятельности агросервисных структур. Некачественные услуги и работы (услуги, выполненные с нарушением технологических условий) должны быть исключены из практики деятельности агросервисных предприятий и организаций, а при их допущении должны действовать строгие законодательные и экономические санкции. В своей деятельности агросервисные структуры должны строго придерживаться стандартов, технологических регламентов и нормативов, а также лучших образцов отечественной и зарубежной практики. Регламенты и стандарты обеспечивают заданное качество услуг и работ по уровням производительности труда и машин и способствуют получению планируемой эффективности.
Конкурентоспособность . Услуги отечественных агросервисных предприятий и организаций должны быть конкурентоспособными на рынке по сравнению с аналогичными услугами зарубежных поставщиков услуг. Такая конкурентоспособность должна определяться рядом показателей — качеством, оперативностью, стоимостью и др. Если услуги отечественных предприятий будут уступать по конкурентности иностранным их поставщикам, то постоянно будет существовать угроза вытеснения и разорения отечественных предприятий.
Технологичность. Услуги и работы отечественных агросервисных организаций должны строиться на надежной технико-технологической основе.Следует стремиться к высокому оснащению предприятий и организаций агросервиса необходимыми техническими средствами, не уступающими по своим технико-технологическим характеристикам лучшим зарубежным образцам (возможно постепенное оснащение отечественных предприятий техническими средствами импортного производства).
Эффективность. Основная эффективность агросервиса состоит в технологичности.Услуги агросервиса будут высокорезультативными, если они станут блочно-модульными, то есть представляться в комплексе (в виде стандартных блоков), быстро выполняться (блок-модули можно оперативно внедрять) и быть надежными (отработанные, стандартные блок-модули могут использоваться продолжительное время). Стандартная блок-модульная технология агросервиса должна быть сквозной и завершенной и предусматривать ритмичную деятельность от первой операции технологии до последней, исключать разрывы технологии и выпадение отдельных важных цепей.
Деятельность на принципах коммерческого расчета. Все предприятия и организации агросервиса независимо от формы собственности и хозяйствования должны строить свою деятельность на принципах коммерческого расчета т.е., покрывать затраты на ведение хозяйства за счет доходов от основной производственно-обслуживающей деятельности.
Материальное стимулирование труда . В основе всякой деятельности находится экономический интерес. Если этот интерес достаточный и позволяет стимулировать предпринимательство и зарабатываемость, то предприятие функционирует и развивается динамично: если интерес подавлен или вовсе отсутствует — производство движется по инерции и деградирует.
Поэтому экономический интерес предприятий и организаций агросервиса и занятых в них работников должен быть обеспечен материальными стимулами в такой степени, чтобы мотивировать производительный и качественный труд, гибкое и динамичное производство. Оплата труда работников должна побуждать их работать производительно и ответственно. Следовательно, размер оплаты труда должен обеспечивать достойный уровень жизни и покрывать все нормативные расходы, связанные с требуемым качеством жизни и деятельности.
Взаимосвязь экономических интересов агросервисных и сельскохозяйственных предприятий. Эффективность деятельности предприятий агросервиса напрямую зависит от результативности функционирования сельскохозяйственных предприятий, поскольку их услуги непосредственно предназначены для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Чем больше услуг будет оказываться сельским товаропроизводителям, чем шире будет их доступность, чем больше заказов будет поступать от сельскохозяйственных организаций на услуги и работы, тем более состоятельными будут агросервисные структуры, тем эффективнее они будут функционировать. Это прямая взаимозависимость. Поэтому экономические интересы агросервисных и сельскохозяйственных предприятий должны между собой согласовываться и отвечать общим потребностям.
Кооперация и интеграция . Агросервисные и сельскохозяйственные организации могут создавать единые сквозные кооперативно-интеграционные структуры (на договорных отношениях) и тем самым предотвращать возможные противоречия и достигать реализации взаимных экономических интересов. Формы кооперации и интеграции могут быть различными: мягкими (на основе договоров) и сильными (при создании единой структуры), с сохранением юридической самостоятельности взаимодействующих субъектов хозяйствования и без сохранения (когда агросервисное предприятие становится хозрасчетным подразделением крупного агропромышленного предприятия или объединения и наоборот.
Здесь агросервисные предприятия получают устойчивый и выгодный канал сбыта своих услуг и источник получения доходов, а сельскохозяйственные предприятия — надежного партнера и услуги на взаимоприемлемых условиях.
Специализация. Агросервисные предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования, а также их размеров должны развиваться в направлении углубления специализации хозяйственной деятельности. Каждое агросервисное предприятие должно иметь выраженную узкую специализацию и постоянно совершенствовать это направление своей деятельности. Таким путем можно будет создать высококонкурентную технологию, позволяющую постоянно наращивать объемы услуг, которые будут характеризоваться соответствующим качеством и конкурентностью, быть доступными по стоимости, цене и оперативности.
Концентрация. Это одно из требований конкурентного и эффективного производства. Концентрация выражается в двух основных формах:
а) в форме концентрации ресурсов на специализированных направлениях деятельности с целью создания высококонкурентного производства услуг;
б) в форме концентрации самого производства с целью массированного предоставления услуг, вытеснения конкурентов и завоевания рынка сбыта.
Концентрация производства способствует снижению себестоимости услуг, росту их качества, расширению технических возможностей их оперативного представления, сглаживанию негативных проявлений рынка, повышению устойчивости предприятия в непредвиденных конъюнктурных обстоятельствах.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 303.