Вещные сервитуты и ограничения права собственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особенно важным для отечественного правопорядка является разграничение сервитута как категории частного права от публично-правовых ограничений права собственности. В российской цивилистике возникла полемика относительно соотношения данных категорий, определения сущностей "обременений", "ограничений", "границ", "пределов" права собственности.

Понятие "публичный сервитут" вытекает из ст. 23 ЗК РФ, согласно которой он может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний*(293).

Отсутствие частноправовой природы у "публичного сервитута" (соответственно невозможность признания субъективным вещным правом) было аргументировано еще в пандектном учении, а также в отечественной дореволюционной цивилистике, где считалось, что эта категория не является вещным правом вообще, ибо не предоставляет конкретному лицу абсолютного субъективного права на чужую вещь.

Известный немецкий правовед О. Гирке, характеризуя использование общественных дорог, утверждал, что правовые отношения по пользованию дорогами регулируются публичным правом, так как оно представляет собой общественное пользование. Он писал, что публичное право устанавливает правила о качестве дорог, их обременении, содержании, общественном пользовании, установлении сборов (мостовые сборы). Тогда как пользование частными дорогами и межами может квалифицироваться как вещный или личный сервитут*(294). В современной зарубежной практике Австрии*(295), Германии*(296) в качестве законных ограничений права собственности рассматривают градостроительные ограничения, пользование лесами, водными объектами в общественных местах, ограничения прав соседей (Legаlservituten).

Серьезные отличительные особенности "публичных сервитутов", закрепленных российским законодательством, от вещных (реальных сервитутов) очевидны: они служат для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, а не частных лиц - владельцев смежных земельных участков; не подлежат государственной регистрации как права ограниченного пользования определенного лица, поскольку не являются субъективным вещным правом; не подлежат вещно-правовой защите (защищаются особым способом); возникают на основании нормативно-правового акта публично-правового образования, а не соглашения между собственниками участков. Более того, можно утверждать, что распространение на публичный сервитут гражданско-правовых норм о вещных сервитутах не востребовано современной практикой, ибо их осуществление регулируется публичным правом (градостроительным, водным, лесным, земельным). Как исторические, так и современные социально-экономические предпосылки свидетельствуют о необходимости распространения на публичные сервитуты норм о публично-правовых ограничениях прав собственности.

Соответствующее обоснование отказа от публичного сервитута вытекает из проекта концепции развития гражданского законодательства о вещном праве (п. 1 раздела "Сервитуты"). Безусловно, что в связи с предлагаемым введением института вещного права, основанного на классических принципах, сохранение данного института является недопустимым. Однако следует иметь в виду, что предложение об отказе от публичных водного, лесного, земельного сервитутов вовсе не свидетельствует о необходимости ликвидации сервитутных прав в этой сфере. Думается, что возможность установления указанных видов сервитутов должна быть сохранена при наличии признаков реального сервитута, например, нуждаемости в использовании соседнего участка для собственника смежного участка (объективная необходимость).

В плане сравнительно-правового исследования любопытно обратиться к немецкому и австрийскому опыту, где вопрос о разграничении вещного и публичного сервитута (ограничения права собственности) считается в настоящее время разрешенным. Несмотря на использование термина Legalservituten, под ним совершенно четко понимают публично-правовые ограничения права собственности в общественном интересе*(297).

В качестве публичных ограничений права собственности в немецком праве используются строительные обременения (Baulasten), которые представляют собой общественно-правовые обязательства собственника, связанные с принадлежащим ему земельным участком, к определенному поведению, претерпеванию чужих действий, либо к соблюдению запретов в рамках предоставленного разрешения на строительство. К строительным обременениям в немецком праве относят обеспечение собственником подъезда (Zufahrt) к строению или земельному участку, установление определенного расстояния между строениями, запрет при строительстве на выброс вредных веществ в окружающую среду, обременение созданием общей стены*(298). Строительные обременения подлежат регистрации в строительном ведомстве в специальном реестре строительных обременений, они переходят к правопреемникам. Однако такая регистрация носит декларативный характер и она не равнозначна регистрации сервитутов в Поземельной книге. Подобные строительные обременения разрешены во всех немецких федеральных землях, кроме Баварии и Бранденбурга, где аналогичным отношениям придали правовую форму личных сервитутов*(299).

Кроме строительных обременений в немецком законодательстве в качестве законных ограничений права собственности выступают предусмотренные водным законодательством различных федеральных земель принудительные права. При этом речь идет о общественно-правовых обязанностях терпеть какое-либо постороннее воздействие. Например, землевладельцы обязаны терпеть надземное и подземное провождение сточных вод, содержание или совместное пользование устройств водоснабжения или канализационные устройства (ст. 124 EGBGB)*(300).

Категория "законный сервитут" также известна Code civil (ст. 649-685-1). К данной категории Code civil относит сервитуты, установленные для общественной или коммунальной пользы или пользы частных лиц; сервитуты, установленные в государственных или коммунальных интересах, которые имеют в качестве предмета проходы вдоль домениальных водных путей, строительство или ремонт дорог и другие государственные или коммунальные сооружения.

Вместе с тем нетрудно заметить из содержания данных статей, что, распространяя на данную категорию понятие "сервитут", французский законодатель установил серьезные особенности правового регулирования последних, которые можно рассматривать как ограничения права собственности. Во-первых, такие ограничения вытекают строго из закона, что подтверждается абз. 2 ст. 650 Code civil, где отмечено: данная разновидность сервитутов определяется особыми законами и регламентами. Во-вторых, не всегда применимо положение о господствующем и служебном земельном участке. И в-третьих, данные "сервитуты" не предоставляют самостоятельные субъективные права пользования чужим земельным участком для пополнения недостающих качеств господствующего участка, поскольку здесь речь идет о возложении обязанности на землевладельцев терпеть определенные неудобства со стороны государственных и коммунальных органов, а также действия, допускаемые нормами закона о соседском праве (ст. 653-685-1 Code civil).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 197.