Социальное партнерство – это тип и система отношений между работодателями и работниками, при которых обеспечивается согласование их важнейших соц. – трудовых отношений.
Основная цель – содействие решению актуальных социальных и экономических проблем, укреплению демократии, сохранению соц. стабильности и достижение согласия между всеми участниками партнерства.
Элементы социального партнерства:
1) объект
2) субъекты
3) принципы
4) уровни
Главные принципы системы соц. партнерства:
1) Соблюдение норм законодательства
2) Полномочность представителей сторон
3) Реальность принимаемых обязательств
4) Систематичность контроля
5) Ответственность за выполнение обязательств
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта ген. соглашения на федеральном уровне создана постоянно действующая российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально – трудовых отношений.
Основные задачи российской трехсторонней комиссии:
1) Ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение ген. соглашения между объединениями проф. союзов, объединениями работодателей и Правительством РФ
2) Обсуждение проектов фед. законов по вопросам соц. – эк. политики и регулирования труд. отношений
3) Изучение международного опыта
4) Участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями
Формы реализации СП – это коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации соц. – трудовой политике, совместные контроль и согласование действий выполнения достигнутых договоренностей.
Лекция № 11. Конфликты в социально – трудовой сфере.
1. Социально-трудовые отношения как источник конфликтов.
2. Сущность социально-трудового конфликта.
3. Причины социально-трудовых конфликтов.
4. Функции и последствия трудовых конфликтов.
5. Разрешение социально-трудовых конфликтов.
Социально-трудовые отношения как источник конфликтов.
Основные конфликты в сфере социально-трудовых отношений:
1) по поводу оплаты труда работников
2) связанные с проблемой занятости и угрозой безработицы
3) связанные с приватизацией предприятий
4) связанные с проблемой принятия проф. союзов и их представительных органов
5) связанные с участием работников в управлении организацией
6) связанные с проведением процедуры банкротства и соблюдением гарантий для работников
Сущность социально-трудового конфликта.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения партнеров по общению.
Типы конфликтов:
- внутриличностный
- межличностный
К = конф. ситуация + инцидент
Конфликтная ситуация – накопленные противоречия, создающие истинную причину конфликта.
Инцидент – стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта.
Основные параметры:
1) Уровень осознания конфликтной ситуации, ее субъектов и причин.
2) Наличие или отсутствие реального конфликтного поведения
3) Известность конфликтной ситуации для окружающих и их вляние на нее.
Субъекты социально – трудового конфликта – индивиды и группы, прямо или косвенно относящиеся к конфликту, а именно первичные агенты, присоединяющиеся участники и среда конфликта.
Причины социально-трудовых конфликтов.
Объективные: недостатки или ошибки в организации труда.
Субъективные: основаны на индивидуальных особенностях человеческой личности.
Причины для российских предприятий:
1) проблемы распределения отношений
2) сложность функционального взаимодействия
3) деловые разногласия
4) ролевые противоречия
5) раздел вины и ответственности
6) борьба за лидерство
7) ненормальные условия труда
8) несовместимость
9) половозрастной состав группы
10) соц. различия
Дата: 2018-12-28, просмотров: 249.