Цель: изучить уровень личностной самооценки.
Материал: картинки с изображением дворца, дома, хижины.
Ребёнку предлагается рассмотреть изображения: «Посмотри на картинки. В сказочном царстве – разные дома. Во дворце живут самые лучшие дети, смелые, умные, добрые. Они никогда не дерутся, не обижают других детей, не врут. Всегда-всегда слушают взрослых. В доме живут добрые, умные, смелые дети, которые лишь иногда обижают других детей. В хижине живут дети, которые часто дерутся, обижают других детей, только иногда слушают взрослых. Посмотри на картинки и скажи, в каком домике можешь жить ты? Почему?»
Мотив выбора фиксируется. Выбор ребёнка соотносится с наблюдениями за его поведением и отношениями с другими людьми.
Результаты: 1 (дворец) – завышенная самооценка;
2 (дом) – адекватная самооценка;
3 (хижина) – заниженная самооценка.
6. Раскрыть методики диагностики эмоционального самочувствия дошкольников.
Методика «Маски»
Цель: изучить преобладающее эмоциональное настроение у ребёнка.
Материал: разрезные карточки со схематичным изображением разных эмоциональных состояний («маски»)
Ребёнку предложить рассмотреть изображения на карточках, объяснить, что означает изображение на каждой карточке. Спросить у ребёнка: «Какое настроение у тебя бывает чаще, когда ты в детском саду?» Если ребёнок не может определить, то уточнил», в каких видах деятельности чаще бывает то или иное настроение, от чего это зависит.
Результаты: положительное эмоциональное состояние (преобладание жизнерадостного, весёлого настроения);
нейтральное эмоциональное состояние (преобладание спокойного уравновешенного настроения);
негативное эмоциональное состояние (преобладание грустного, тревожного настроения, переживание обиды, страха).
Рисуночный тест « Моя группа».
Цель: изучение психологического климата в группе, эмоционального самочувствия ребёнка в группе.
Материал: белый альбомный лист бумаги, набор цветных карандашей.
Анализ рисунка:
1. Эмоциональное благополучие в группе – 0-11 баллов. Изображение всех ребят группы и воспитателя, адекватное расположение фигур на листе, хорошее качество линии, аккуратная штриховка, отсутствие изолированных членов группы.
2. Неблагоприятная ситуация в группе, эмоциональная напряженность (0-12 баллов). Отсутствие фигуры воспитателя, отсутствие большинства детей на рисунке. Изоляция некоторых фигур, барьеры между фигурами, изображение фигуры со спины, разведение в пространстве фигур воспитателя и детей, выделение отдельных фигур, отсутствие основных частей тела у некоторых фигур, наличие показателей агрессии.
3. Тревожность в группе (0-9 баллов). Наличие неровной штриховки, линия над или под рисунком, линии с сильным нажимом, преобладание вещей на рисунке, подчёркивание отдельных деталей.
4. Чувство собственной неполноценности в группе (0-10 баллов). Фигура самого ребёнка непропорционально маленькая, изображение себя изолированно от других, расположение рисунка в нижней части листа, линии ослабленные, прерывистые, маленькие фигуры на листе, схематическое изображение фигур, агрессивная поза изображения себя, отсутствие собственного изображения, изображение себя в последнюю очередь.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 813.