Раскрыть методику диагностики овладения детьми раннего возраста предметными действиями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Построй колодец из палочек».

Сначала из палочек строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

4. «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

5. Вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.).

6. Раскладывание карточек лото. Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) их раскладывать. Можно использовать карточки детского лото. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

П сихологические особенности обучения «леворуких» детей

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник);

4. копирования;

5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

7. очень медленный темп письма.

Рекомендации воспитателю по работе с леворукими детьми

1. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в группе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

2. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.

3. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.

4. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.

5. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.

6. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

7. Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.



Оценка результатов:

1 балл – задание выполнено правильно с использованием приёмов приложения (наложения);

0,5 балла – задание выполнено с помощью воспитателя, использовались наводящие вопросы;

0 баллов – задание не выполнено.

 

Цель: определить уровень восприятия цвета и формы.

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного цвета

(красный, синий, зелёный).

Ребёнку предлагаются разложить фигуры по форме, а затем по цвету. Обратить внимание, правильно ли ребёнок устанавливает сходство по заданному признаку.

Оценка результатов:

1 балл – правильно выполнено задание; 

0 баллов – неправильно выполнено задание.

 

Цель: определить особенности восприятия времени.

Материал: картинки с изображением разных частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Предложить ребёнку рассмотреть картинки и разложить их в той последовательности, в которой следуют части суток. Предложить назвать их.

Оценка результатов:

1 балл – правильный ответ;         0,5балла – ответ с помощью воспитателя;

0 баллов – неправильный ответ

Число полу-ченныхвыб.

3 6 3 5 1 1 8 4 2 3 3 3 0 1 0 2 2 2 6 5 2 5 2 3

Число вза-имныхвыб.

1 1 1 3 1 1 1 2 0 1 1 1 0 1 0 0 2 0 1 1 1 2 0 2

Число взаимных выборов – 24

Методика «Маски»

Цель: изучить преобладающее эмоциональное настроение у ребёнка.

Материал: разрезные карточки со схематичным изображением разных эмоциональных состояний («маски»)

Ребёнку предложить рассмотреть изображения на карточках, объяснить, что означает изображение на каждой карточке. Спросить у ребёнка: «Какое настроение у тебя бывает чаще, когда ты в детском саду?» Если ребёнок не может определить, то уточнил», в каких видах деятельности чаще бывает то или иное настроение, от чего это зависит.

Результаты: положительное эмоциональное состояние (преобладание жизнерадостного, весёлого настроения);

нейтральное эмоциональное состояние (преобладание спокойного уравновешенного настроения);

негативное эмоциональное состояние (преобладание грустного, тревожного настроения, переживание обиды, страха).

 

Анализ рисунка:

1. Эмоциональное благополучие в группе – 0-11 баллов. Изображение всех ребят группы и воспитателя, адекватное расположение фигур на листе, хорошее качество линии, аккуратная штриховка, отсутствие изолированных членов группы.

2. Неблагоприятная ситуация в группе, эмоциональная напряженность (0-12 баллов). Отсутствие фигуры воспитателя, отсутствие большинства детей на рисунке. Изоляция некоторых фигур, барьеры между фигурами, изображение фигуры со спины, разведение в пространстве фигур воспитателя и детей, выделение отдельных фигур, отсутствие основных частей тела у некоторых фигур, наличие показателей агрессии.

3. Тревожность в группе (0-9 баллов). Наличие неровной штриховки, линия над или под рисунком, линии с сильным нажимом, преобладание вещей на рисунке, подчёркивание отдельных деталей.

4. Чувство собственной неполноценности в группе (0-10 баллов). Фигура самого ребёнка непропорционально маленькая, изображение себя изолированно от других, расположение рисунка в нижней части листа, линии ослабленные, прерывистые, маленькие фигуры на листе, схематическое изображение фигур, агрессивная поза изображения себя, отсутствие собственного изображения, изображение себя в последнюю очередь.

Таблица для обработки результатов

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Учебная 1 6 7 12 13 18 21 22 26 30 Самооценочная 5 8 9 11 17 19 20 23 24 28 Межличностная 2 3 4 10 14 15 16 25 27 29

Ответы оцениваются в баллах:

красная карточка – 3 балла; зелёная – 2 балла; голубая – 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов по каждому виду тревожности и итоговая сумма по всем видам тревожности.

Нормальный уровень тревожности колеблется в пределах от 10-15 до 20 баллов. По наибольшему числу баллов определяется ведущий вид тревожности у ребенка.



Методика « 10 слов »

Цель: определить уровень развития слуховой памяти.

Ребёнку предлагается внимательно прослушать слова (дом, хлеб, дождь, боль, лес, машина, картина, кукла, пальто, сосна), запомнить и повторить в любом порядке.

Используется 5 предъявлений слов. Ребёнок воспроизводит слова после каждого предъявления.

Оценка результатов:

в ысокий уровень – после первого предъявления называет 5-6 слов, после пятого предъявления называет 9-10 слов;

с редний уровень – после первого предъявления называет 3-4 слова, после пятого предъявления называет 6-8 слов;

н изкий уровень – после первого предъявления называет 1-3 слова; после пятого предъявления называет 4-5 слов.

 

 

Дом Машина
Хлеб Картина
Дождь Кукла
Боль Пальто
Лес Сосна

 



Оценка результатов:

в ысокий уровень – воспроизводит 5 изображений;

с редний уровень – воспроизводит 3-4 изображения;

н изкий уровень – воспроизводит 1-2 изображения.


 

     

 

 

Не разрезать


 

 

 

 

Не разрезать

 





Методика «Найди отличия»

Цель: определить устойчивость внимания

Материал: 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий (3 серии картинок)

Ребёнку предлагается сравнить картинки и найти различия.

Проводится три серии.

Оценка результатов:

в ысокий уровень – 10-15 различий;

с редний уровень – 6-9 различий;

н изкий уровень – не более 5 различий.


Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ребенка (т ест Пьерона-Рузера )

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания, темпа психической деятельности.

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования

Ребенку предлагается бланк с геометрическими фигурами и образец

+


Инструкция испытуемому:

«Внимательно посмотри на образец. Какие фигуры ты видишь. Какие знаки ты видишь в этих фигурах?

По моему сигналу «Начали» тебе надо расставить в фигурах такие же знаки: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставим, в ромб – точку. Знаки нужно расставлять в каждую фигуру по строчкам. По моему сигналу «Стоп!» нужно прекратить расставлять знаки».

 На выполнение задания дается 1 минута. Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!".

Оценка результатов:

3 балла – выстраивает события в логической последовательности, даёт обоснование – высокий уровень логического мышления;

2 балла – нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибки – средний уровень;

1 балл – нарушает логическую последовательность, обосновать не может – низкий уровень

Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребёнком (например, девочка спит, просыпается, убирает постель, умывается, причёсывается).

Ребенок не справился с заданием, если:

1) не нашел последовательность картинок и не смог составить рассказ;

2) самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный рассказ;

3) составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли);

4) рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не получается;

5) на каждой картинке перечисляет только отдельные предметы



 
   
   




Рисуночный тест «Моя семья»

Инструкция. Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Недоуменные вопросы: «А кого это?», «Я не хочу»– говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

Оценка рисунка. Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша. Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия. Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность. Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность. Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки. Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка. Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.

Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость. Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка. Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.

2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.

3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.

4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.

5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).

6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.

2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.

3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.

4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.

5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.

6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.

7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.

8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.

9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.

10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.

11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя

12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.

13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.

14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке. Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье. Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком. Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье. Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка. Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу.

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.

2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.

3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.

4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.

5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.



Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.

2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.

3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.

4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.

5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки

6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Например, эта семья счастливая и дружная. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Правда, стоит обратить внимание, что дети стоят по обе стороны от родителей, а не вместе.

Я думаю, дети и родители любят друг друга, об этом говорят улыбки на лицах. Они держатся за руки

 Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Содержит много дополнительных деталей: дом, дерево, радуга над семьей, солнце и облако, цветок в руке девочки и флажок в руке мальчика.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.

2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.

3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.

4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.

5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.

6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье.

7. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.

8. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.

9. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.

10. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Я думаю, что в этой семье есть некоторые проблемы. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. И прорисованы они отдельно: сначала дети, потом родители.

О наличии некоторых проблем в семье говорят следующие особенности этого рисунка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза (особенно у мамы и у девочки) указывают на наличие тревожности. Фигуры на рисунке изображены не очень плотно, я бы сказала, отдаленно друг от друга. Это может указывать на не очень тесные отношения и в реальности.

Рисунок небогат и по цветовой гамме: предпочтение отдается холодным тонам – черному, коричневому, голубому. Присутствует и теплый тон – красный, но только в раскрашивание одежды мамы и дочки.

Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка. Особенно это видно во «взрослой группе» – в платье мамы и костюме отца. Дети прорисованы более тщательно.

На мой взгляд, дети любят родителей и стараются во всем им подражать (это читается по тому, как они все одеты). Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию (девочка Лиза тянется к маме, а брат – к папе).

На рисунке нет никаких дополнительных элементов, которые указывают на теплоту и благополучие в семье.



Обработка результатов

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика) ‒ 4 балла;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) – 3 балла;

в) неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор - правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно, труба) ‒ 2 балла. Элемент оценивается в целом. Если часть его скопирована верно, то начисляется 1 балл. Количество элементов в детали рисунка не учитывается;

г) неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.) ‒ 1 балл;

д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (перекос вертикальных и горизонтальных линий, заваливание забора) ‒1 балл;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (за каждый разрыв) – 1 балл. В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до ее линии, 1 балл ставится за всю штриховку в целом;

ж) если одна линия заходит за другую (за каждое залезание), то ставите – 1 балл. Штриховка крыши оценивается в целом;

з) безошибочное копирование рисунка ‒ 0 баллов. За хорошее выполнение рисунка выставляется "0".

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Вывод:

0 баллов ‒ хорошо развито произвольное внимание;

1-2 балла ‒ среднее развитие произвольного внимания;

больше 4 баллов ‒ слабое развитие произвольного внимания.

Требуется учитывать возраст испытуемого. Пятилетние дети почти не получают оценку «0», если же испытуемый в 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии.

Интерпретация теста

а) Тест “Рисунок человека”

Задание “Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

Результат

Оценивание

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища. Голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши. На лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок) Фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем. Руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

 


     Задание 2. Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы «Он ел суп».

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».

Если ребенок умеет писать буквы, то для выполнения данного задания напишите предложение латинскими буквами.


Оценивание

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

 

 

 

Задание 3.Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке.

 

 

Оценивание

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье.


 

      

                  1                                                              2

 

                     3

                                                                         4                            5

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ТЕСТА НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОХВАЛИТЬ РЕБЕНКА.

После оценки каждого задания все баллы суммируются. Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – это высокий уровень готовности к школе;

7-12 баллов – средний уровень;

13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития

 


 



Работа с методикой

Каждому ребенку экспериментатор дает лист бумаги, на котором уже написаны его фамилия, имя, и говорит: «Посмотрите, перед вами лежат листы. Что вы на них видите? (Дети отвечают.) Правильно: строчки-прямоугольники, а в каждом из них буквы А и Б. Посмотрите». (Экспериментатор показывает бланк или рисует на доске строчки с буквами А и Б, называя их.)

Далее экспериментатор дает детям инструкцию: «Я буду рассказывать вам истории про две школы, школу А и школу Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая школа ему больше нравится, и подчеркнуть нужную букву. Посмотрите на свои листочки. Видите: в каждой строчке нарисованы фигуры желтого и зеленого цвета. Сейчас мы будем работать с первой строчкой. Давайте попробуем.

Представьте, что есть две школы, школа А и школа Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, а цветов очень мало. А в школе Б, наоборот, живого уголка нет, но везде много цветов. В какой школе вы хотели бы учиться? Если вам больше нравится школа А, подчеркните желтую фигуру в этой строке (показывает на образце), а если вам нравится школа Б, подчеркните зеленую фигуру (показывает на образце). Помните, выбрать надо только 1 фигуру. Сейчас я повторю рассказ, а вы выберите школу, в которой вы хотели бы учиться, и подчеркните одну фигуру на самой верхней строчке».

Экспериментатор повторяет рассказ. Затем вместе с ассистентом проверяет, как дети поняли инструкцию и выполнили задание. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.

Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Текст надо читать дословно. Повторять его можно столько раз, сколько потребуется для того, чтобы дети поняли задание, но заменять слова или перефразировать текст нельзя.

Задания:

1. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, письма, а уроки рисования, физкультуры, музыки – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, нужно подчеркнуть букву А. Если в школе Б – букву Б.

2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. А в школе Б от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, надо подчеркнуть букву А. Если в школе Б – букву Б.

3. В школу А дети должны ходить каждый день, а в школу Б ходят только, когда хотят. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А надо подчеркнуть букву А, если в школе Б – букву Б.

4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму.

5. В школе А дети приходят в класс, и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может приходить к ребенку домой и учить его одного всему, что проходят в школе.

6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят мамы учеников: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают.

7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно. А в школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки.

8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало.

9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б учатся по учебникам.

10. В школе А часто читают сказки, а в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено – о том, что бывает на самом деле.

11. В школе А у каждого ученика есть дневник, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник родителям. А в школе Б дневников нет, детям и родителям рассказывают, как ученик учится, что у него получается и что не получается.

Обработка результатов

1. Ответы ребенка сопоставляются с ключом:

2. Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или «дошкольной» мотивации.

Интерпретация результатов

1. Преобладание в ответах игровой дошкольной мотивации свидетельствует о несформированности учебной мотивации, об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности.

2. Суммарное преобладание трех типов ответов, характеризующих учебно-познавательную (основанную на желании узнать, научиться, то есть на познавательной потребности) и позиционную мотивацию (связанную с внешней атрибутикой учения, «позицией ученика»), а также ориентацию на отметку свидетельствует о наличии у ребенка учебной мотивации разного типа.

3. В случаях, когда ребенок дает 5 или 6 ответов, относящихся к трем категориям учебных мотивов, и 5 или 6 ответов, свидетельствующих о преобладании дошкольных видов деятельности, делается вывод о примерном равенстве этих типов мотивации.

Соотношение числа ответов, относящихся к каждой категории мотивов, позволяет представить «мотивационный профиль» школьника.

А     Б
А   Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б

Ход проведения.

Методика состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный.

Инструкция к диктанту № 1: «Начнем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Инструкция к диктанту № 2: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Инструкция к диктанту № 3: «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать узор».

 Инструкция к диктанту № 4: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клеточки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две летки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» вновь выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор».

Интерпретация.

Безошибочное воспроизведение узора – 4 балла.

За 1-2 ошибки ставят 3 балла.

За большее число ошибок – 2 балла.

Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставиться 1 балл.

 Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.

Указанным образом оцениваются три узора (первый тренировочный).

Субтест Векслера «Шифровка»

Цель: выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания.

В процессе диагностики выявляется умение ребенка сконцентрировать волю и внимание.

В субтесте детям предлагаются расположенные в несколько рядов фигуры (звезда, круг, треугольник,  крестик,  квадрат) заполнить определенными знаками (черточка, две черточки, палочка, две палочки, кружочек).

Инструкция к выполнению задания.

 «Как называются эти фигуры? Посмотри на образец. Что нарисовано в круге, квадрате?.. Заполни такими же знаками фигуры в первой строчке. Будь внимателен. Сейчас ты будешь рисовать дальше. За одну минуту надо заполнить как можно больше фигур. Рисуй быстро и правильно».

Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка:

Высокий уровень – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

 

Рис. 1. Лабиринты Н. И. Озерецкого

 

Инструкция к выполнению задания.

Лабиринт № 1. «Проведи линию в лабиринте посередине дорожки. Задевать за края нельзя. Соблюдай все повороты. Работай быстро и аккуратно».

Педагог, настраивая ребенка на успешное выполнение задания, подбадривает его: «Ты уже большой, умеешь хорошо рисовать (писать), скоро пойдешь в школу. Я думаю, что это для тебя легкое задание. Ты аккуратно и быстро все сделаешь». В любом случае по окончании оценка должна носить положительный характер.

Лабиринт № 2. Ребенку предлагается выполнить то же задание. Но педагог только объясняет, что нужно сделать и держится отстраненно. Не подбадривает ребенка и не выражает никакого отношения к тому, что тот делает.

Сравнивая поведение ребенка в первой и второй ситуации, можно сделать заключение о том, насколько уверенно чувствует себя ребенок в ситуации, когда он должен действовать самостоятельно, не рассчитывая ни на чью поддержку.

 




 

+

 


Раскрыть методику диагностики овладения детьми раннего возраста предметными действиями.

Цель: выявление уровня развития соотносящих и орудийных действий у детей 2-3 года жизни.

Материал: две коробочки (красного и синего цвета), 6-8 шариков красного и синего цвета.

Воспитатель предлагает рассмотреть шарики, просит назвать цвет шариков. В случае затруднения сам напоминает название цвета. Затем предлагает разложить шарики в коробочки по цвету: в красную коробочку положить красные шарики, в синюю – синие.

В ходе выполнения задания ребёнком, воспитатель фиксирует, каким способом ребёнок соотносит предметы (на глаз или прикладывает шарик к коробочке и сопоставляет с другими шариками). Обратить внимание на самостоятельность действий.

Результаты:

Высокий уровень овладения соотносящими действиями – быстро и самостоятельно на глаз определяет цвет, безошибочно раскладывает по коробочкам, правильно называет цвета.

Средний уровень – недостаточно владеет соотносящими действиями, использует внешние практические действия, соотносит предметы методом проб и ошибок, выполняет задание с помощью воспитателя.

Низкий уровень – не владеет соотносящими действиями, не выполняет инструкцию.

 

Цель: выявление уровня овладения орудийными действиями.

Материал: пирамидка, палочка или карандаш с незаточенными концами.

Поставить на середину стола стержень пирамидки, вокруг которого лежат вразброс кольца. Показать, что придвинуть кольца к себе можно при помощи палочки. Воспитатель обращает внимание на разную величину колец, на то, что сначала надо нанизать на стержень самое большое кольцо, а затем меньшее. Ребёнок должен выбирать самое большое из оставшихся и нанизывать кольца на стержень от большого к маленькому. Пирамидка закрывается крышечкой.

Напомнить ребёнку, что придвигать к себе колечки он должен с помощью палочки, т.к. дотянуться до колец на середине стола трудно. Воспитатель обращает внимание на способ приближения к себе колец. Если ребёнок использует палочку как орудие, вставляя её в отверстие кольца, и таким способом придвигает к себе, чтобы удобно было нанизывать их на стержень, то он овладел орудийным действием. Если он помогает себе рукой, то недостаточно овладел


2.  Изложить методы психодиагностики для диагностики леворукости у детей дошкольного возраста . Проанализировать психологические особенности обучения «леворуких» детей.

Специалисты считают, что целесообразно определять ведущую руку в 4-5 лет. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4- 5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Существует несколько вариантов определения ведущей руки. Можно использовать систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, надо соблюдать следующие условия:

а) лучше, чтобы ребенок не знал, что у него проверяют, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;

б) это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался;

в) не демонстрировать действия, иначе ребенок может просто повторить за взрослым, ориентируясь на его ведущую руку;

г) каждую из проб желательно провести несколько раз. Надо помнить, что результаты данных весьма не абсолютны. Они чаще всего верны, но не дают 100 %-ной гарантии.

Во всех заданиях ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

1. Рисование. Положить перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложить ему нарисовать то, что он хочет. После того как он закончит рисунок, попросить его нарисовать то же самое другой рукой.

В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

2. Открывание небольшой коробочки (например, спичечного коробка). Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди фигурку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Также можно использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 639.