Методика «Последовательные картинки»

Цель: выявить способность устанавливать логическую последовательность событий.

Материал: 5 картинок, на которых изображены события, хорошо знакомые ребёнку. Например, девочка спит (1 картинка); девочка просыпается (2 картинка); девочка умывается (3 картинка); девочка причёсывается (4 картинка); девочка убирает постель (5 картинка).

Ребёнку предлагается рассмотреть 4-5 картинок, расположенных в случайном порядке, а затем разложить их в той последовательности, в которой эти события могли разворачиваться и рассказать, что произошло.

Оценка результатов:

3 балла – выстраивает события в логической последовательности, даёт обоснование – высокий уровень логического мышления;

2 балла – нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибки – средний уровень;

1 балл – нарушает логическую последовательность, обосновать не может – низкий уровень

Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребёнком (например, девочка спит, просыпается, убирает постель, умывается, причёсывается).

Ребенок не справился с заданием, если:

1) не нашел последовательность картинок и не смог составить рассказ;

2) самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный рассказ;

3) составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли);

4) рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не получается;

5) на каждой картинке перечисляет только отдельные предметы



 
   
   




Методика «Назови одним словом»

Цель: определение уровня развития операции обобщения

Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:

1. Троллейбус, автобус, трамвай -

2. Шкаф, тумбочка, кровать -

3. Волк, медведь, заяц -

4. Синий, красный, зелёный -

5. Каша, хлеб, конфеты -

6. Роза, гвоздика, ландыш –

7. Дуб, береза, липа –

8. Сыроежка, мухомор, подберезовик –

9. Сом, карась, окунь –

10. Капуста, картошка, лук –

11. Ручка, карандаш, фломастер –

12. Рука, нога, голова –

Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 12. Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения:

I уровень – 12 баллов – высокий уровень развития операции обобщения

II уровень – 10-11 – средний уровень

III уровень – 7-19 – низкий уровень

IV уровень – менее 7 – очень низкий уровень

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 632.