Цель: выявить способность устанавливать логическую последовательность событий.
Материал: 5 картинок, на которых изображены события, хорошо знакомые ребёнку. Например, девочка спит (1 картинка); девочка просыпается (2 картинка); девочка умывается (3 картинка); девочка причёсывается (4 картинка); девочка убирает постель (5 картинка).
Ребёнку предлагается рассмотреть 4-5 картинок, расположенных в случайном порядке, а затем разложить их в той последовательности, в которой эти события могли разворачиваться и рассказать, что произошло.
Оценка результатов:
3 балла – выстраивает события в логической последовательности, даёт обоснование – высокий уровень логического мышления;
2 балла – нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибки – средний уровень;
1 балл – нарушает логическую последовательность, обосновать не может – низкий уровень
Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребёнком (например, девочка спит, просыпается, убирает постель, умывается, причёсывается).
Ребенок не справился с заданием, если:
1) не нашел последовательность картинок и не смог составить рассказ;
2) самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный рассказ;
3) составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли);
4) рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не получается;
5) на каждой картинке перечисляет только отдельные предметы
Методика «Назови одним словом»
Цель: определение уровня развития операции обобщения
Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:
1. Троллейбус, автобус, трамвай -
2. Шкаф, тумбочка, кровать -
3. Волк, медведь, заяц -
4. Синий, красный, зелёный -
5. Каша, хлеб, конфеты -
6. Роза, гвоздика, ландыш –
7. Дуб, береза, липа –
8. Сыроежка, мухомор, подберезовик –
9. Сом, карась, окунь –
10. Капуста, картошка, лук –
11. Ручка, карандаш, фломастер –
12. Рука, нога, голова –
Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 12. Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения:
I уровень – 12 баллов – высокий уровень развития операции обобщения
II уровень – 10-11 – средний уровень
III уровень – 7-19 – низкий уровень
IV уровень – менее 7 – очень низкий уровень
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1461.