Прибыль как экономическая категория служит показателем вновь созданной стоимости (добавленной стоимости, чистого дохода). Причем, чем больше происходит обработка сырья и материалов, тем больше добавленной стоимости создается на предприятии.[7].
Чаще всего прибыль рассматривают как успех хозяйственной деятельности предприятия, положительный результат, награду за риск. Прибыль возникает в результате производственной, торговой, научно-исследовательской, творческой, спекулятивной и многой яругой предпринимательской деятельности.
Возможность получения прибыли стимулирует рисковое повеление, стремление к нововведениям, освоение новых технологий, материалов, продукции.
Управление прибылью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии..
Управление формированием прибыли на уровне хозяйствующих субъектов - это процесс планирования поступлений и использования финансовых ресурсов, установление оптимальных соотношений в распределении доходов предприятий.
Главной целью управления прибылью является рост благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Исходя из этой главной цели, можно сформулировать систему основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью:
1. Максимизировать размер формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре.
2. Создать оптимальную пропорциональность между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска.
3. Обеспечить высокое качество формируемой прибыли.
4. Гарантировать выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия.
5. Обеспечить формирование достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
6. Добиться постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия.
7. Гарантировать эффективность программ участия персонала в прибыли.
Чистая прибыль – часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет.
(10) |
ЧП = ВЦ - НП,
где:
ЧП – сумма чистой прибыли предприятия по операционной деятельности в рассматриваемом периоде;
ВЦ – сумма валовой прибыли предприятия по операционной деятельности в рассматриваемом периоде;
НП – сумма налогов, уплачиваемых за счет прибыли.
Основная цепь любой коммерческой структуры состоит в максимально возможном увеличении прибыли ее владельцев. Используя этот показатель в качестве оценки деятельности, можно попытаться стабильно повышать доходы предприятия за счет целого ряда мероприятий:
· управления номенклатурой выпускаемой продукции, ранжируя се по мере убывания рентабельности;
· планирования обновления номенклатуры продукции;
· обновления устаревшего оборудования и освоения новых технологий;
· разработки оперативных планов по развитию производства на длительный срок;
· определения инвестиционной и дивидендной политики;
· использования рынка ценных бумаг.
Чаще всего в основной массе субъектов хозяйствования главное внимание уделяется широко известным факторам роста доходов, связанным с работой предприятия: росту объема продукции, снижению затрат на производство товаров и услуг и оптимизации цен.
Показатели эффективности использования вложенных ресурсов определяются как частное от деления стоимости реализованной продукции к объему вложенных средств. Оборачиваемость средств или их источников исчисляется как частное от деления выручки о реализации на среднюю величину средств или их источников.
Показатели рентабельности оценивают величину прибыли или денежных средств, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы и деятельность организации. В процессе анализа определяются их уровень и динамика.
В настоящее время существует система показателей рентабельности, которые условно можно разделить на три вида:
· показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности;
· показатели оценки эффективности управления;
· показатели рентабельности, рассчитанные на основе притока денежных средств.
Для показателей рентабельности, приведенных в Приложении 1, не существует нормативных значений. Они могут использоваться при анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри одной сферы деятельности или по группе конкурирующих организаций. Выбор показателей универсален и может использоваться независимо от сферы деятельности организации.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости.
(11) |
(Т – С) / Т ×100,
где Т – товарная продукция в оптовых ценах предприятия;
С – полная себестоимость товарной продукции.
Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула
(12) |
Рентабельность изделия – это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 302.