Информационное обеспечение финансового анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовое состояние формируется в процессе всей деятельности предприятия, предполагающей его взаимоотношения с поставщиками и покупателями, акционерами, инвесторами, коммерческими банками и другими субъектами.

У каждого партнера предприятия свои критерии оценки его привлекательности и надежности. Результаты изучения финансового положения должны давать возможность делать выводы с позиций интересов различных пользователей аналитической информации. Их можно условно подразделить на 2 группы: внешние; внутренние.

Взаимодействие интересов различных пользователей по объектам анализа финансового положения может быть представлено в следующем виде:

Таблица 1

Группы пользователей

Группы показателей

по степени доступа к информации по кругу интересов Имущественное положение деловая активность доходность финансовая устойчивость платежеспособность
Внутренние руководство   + + + + +

Внешние

 

собственники + + +
деловые партнеры + + +
поставщики + + + +
банки и прочие кредиторы + + + + +
инвесторы + + + +
налоговые органы + + +
финансовые органы + + +

 

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат:

· Бухгалтерская (финансовая) отчетность: форма №1 (бухгалтерский баланс); форма №2 (отчет о прибылях и убытках); форма №3 (отчет об изменениях капитала); форма №4 (отчет о движении денежных средств); форма №5 (Приложение к бухгалтерскому балансу); пояснительная записка к отчету.

· Данные бухгалтерского учета (синтетического и аналитического), которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи отчетности (главная книга, журналы-ордера, ведомости).

· Внеучетные данные (материалы ревизий, аудиторских проверок, сведения о конкурентах, родственных предприятиях).

Внутренние пользователи аналитической информации располагают полным объемом сведений о финансовом положении предприятия, используя данные всех трех групп источников информации.

Внешние субъекты получают сведения преимущественно из типовых форм отчетности и публикаций в печати. При этом наиболее информативной формой отчетности для оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс, который отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную конкретную дату.

На основе изучения баланса внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером, оценить кредитоспособность предприятия как заемщика, возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия или его активов и другие решения.

Анализ непосредственно по балансу дело довольно трудоемкое и неэффективное, поскольку большое количество расчетных показателей не позволяет выявить главные тенденции в финансовом состоянии предприятия. Поэтому для удобства анализа составляют аналитический баланс, который формируется из исходного путем перегруппировки и уплотнения отдельных статей, а также дополнения его показателями структуры и расчетом динамики (табл. 2).

Таблица 2

Уплотненный аналитический баланс-нетто

Разделы и статьи баланса

На начало отчетного периода, тыс. р.

В % к валюте баланса

На конец отчетного периода, тыс. р.

В % к валюте баланса

Изменение

Темпы роста, %

По сумме В % к выручке
         

 

 
               

 

Среди основных корректировок следует выделить:

1. На сумму по статье «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал» должна быть уменьшена величина собственного капитала и оборотных активов;

2. На величину долгосрочной дебиторской задолженности уменьшается сумма оборотных активов и увеличиваются внеоборотные активы;

3. При наличии соответствующей информации статья «расходы будущих периодов» также может быть отнесена к составу внеоборотных активов (в случае, если срок их списания превышает ближайшие 12 месяцев);

4. Из раздела «Краткосрочные обязательства» должны быть исключены статьи «расходы будущих периодов» и «резервы предстоящих расходов». На сумму по этим статьям должен быть увеличен собственный капитал предприятия;

5. Величина собственного капитала определяется как чистые активы предприятия.

Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы обязательств предприятия, принимаемых к расчету.

Несмотря на справочное отражение величина данного показателя для большинства предприятий имеет директивное значение. Так, согласно ГК РФ в АО, ООО показатель «чистые активы» сопоставляется с величиной уставного капитала и не может быть меньше него. В противном случае уставный капитал должен быть уменьшен до величины чистых активов.

Если же стоимость чистых активов меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, организация подлежит ликвидации.

Итак, комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности – один из главных элементов менеджмента любой компании, служит средством для выявления резервов, обоснования бизнес-планов, а также контроля их выполнения. Результаты экономического анализа необходимы различным пользователям (собственникам, руководству, менеджерам и т.д.) для выработки наиболее рациональной системы управления хозяйственной деятельностью организации, ориентированной на конечную цель бизнеса – получение прибыли.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.