1. Назначение выборов (эта стадия заключается в установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днем).
2. Составление списков избирателей (это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правам и проживающих на территории конкретного избирательного участка).
3. Образование избирательных округов (это территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица).
4. Образование избирательных участков (эти территориальные единицы объединяют избирателей общим местом голосования).
5. Образование избирательных комиссий (это коллегиальные органы, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов).
6. Выдвижение кандидатов (на этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, президенты).
7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения).
8. Голосование (это самая главная стадия избирательного процесса, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление).
9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, то есть избирательные бюллетени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).
На созданных избирательных участках формируются списки избирателей, если избирательные участки создаются главами муниципальных образований, то списки формируются соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 26-ть дней до дня голосования на основе данных переданных органами местного самоуправления. Эти данные уточняются 2-раза в год, передаются не позже чем за 2-а месяца до дня голосования. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
В списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного либо преимущественного проживание в настоящее время на территории избирательного участка. Если вы включены в списки, но на момент голосования будете в деревне (или в каком-либо другом месте), то можете получить открепительное удостоверение. Если в списках указаны неверные данные, то вы имеете право обжаловать эту неточность в избирательную комиссию. Срок рассмотрения - сутки, а в день голосования 2-а часа с момента обращения, но не позже момента окончания голосования. Если решение избирательной комиссии вас не устраивает, вы имеете право обжаловать его в суд, либо в вышестоящую избирательную комиссию. Это судебное решение должно состоятся в 3-ый срок, а в день голосования или менее чем за 3-дня - немедленно.
96 Особенности избирательной системы, виды
Классификация:
I. По способу подсчета голосов и определения итогов выборов:
1) мажоритарные избирательные системы (система подсчета голосов по одномандатным округам: а) абсолютного большинства (более 50% от числа голосовавших); б) относительного большинства (побеждает у кого больше голосов);
2) пропорциональные избирательные системы (применяются на выборах по одному мандату от избирательных объединений, которые получают в парламенте количество мест пропорциональное количеству голосов избирателей: а) с установленным мин голосов; б) учитываются все голоса избирателей). Мажоритарная система не позволяет полностью учитывать соотношение политических сил в стране. Пропорциональная учитывает соотношение разных политических сил, но не обеспечивает гласности выборов.
3) Система единого не передаваемого голоса (избиратели голосуют не только за список, но персонально за каждую фигуру представленную в списке. Проходит та которая набрала наибольшее количество голосов).
II. По степени альтернативности: а) альтернативные (несколько кандидатов); б) безальтернативные.
III. По характеру избирательных округов: а) с территориальными округами; б) с экстерриториальными. IV. По количеству мандатов: а) на основе только одномандатных округов; б) одно и более мандатных округов; в) смешанные.
Понятие и виды представительных систем и представительных органов власти в РФ.
Представительная система это система органов государства предназначенных для непосредственного выражения интересов населения. Воплощение воли народов в государственной воле и формируемые путем реализации избирательные права. Представительные органы бывают законодательными, исполнительными (например, глава администрации Новосибирской области) и даже судебными (избрание народных судей). Представительная система формируется путем реализации избирательного права на основе избирательной системы.
Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему власти. Однако, нельзя считать, что путем выборов народ передает своим избранникам суверенитет, так как народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.
Выборы отражают определенный тип политической системы и непосредственно влияют на нее. Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных - избранные ими лица: выборщики, депутаты и др. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Кроме того, выборы бывают общероссийскими (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта Федерации) и местными (по выборам органов местного самоуправления).
Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура, что называется повторным голосованием. Наконец, различают выборы очередные - проводимые в установленные законом сроки и внеочередные - назначенные в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента.
97 Избирательные округа и избирательные участки: понятие
Элементы избирательной системы.
1-я группа организационно-территориальная:
Избирательные округа: 1) подразделяются по количеству мандатов: а) одномандатные; б) многомандатные;
2) по охвату территории: а) общефедеральные (выборы президента, депутатов Государственной Думы от избирательных объединений); б) региональные (выборы депутатов законодательного органа или высшего должностного лица субъекта федерации); в) территориальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица города); г) локальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица местного самоуправления);
3) производственные (создаются на предприятиях). Другим территориальным субъектом является избирательный участок – это часть избирательного округа, в пределах которого осуществляется голосование и первичный подсчет голосов. Избирательные участки создаются на территории округов органами местного самоуправления. По избирательным участкам формируются списки избирателей.
2-я группа – непосредственные участники избирательных кампаний связана с выдвижением кандидатов на выборные должности: 1) сами кандидаты (должны отвечать активному и пассивному избирательному праву); 2) субъекты выдвигающие кандидатов на выборные должности: а) избирательные объединения (возможно политическая партия или
общественные объединения в программах которых записано, что оно является избирательным объединением); б) группа избирателей (лица, которые ставят свои подписи под избирательными списками); в) инициативные группы по выдвижению претендентов; г) доверенные лица кандидатов на выборы – это лица, оказывающие поддержку и помощь кандидату в ходе избирательной кампании (необходимо от помощника депутата); 3) наблюдатели за ходом ИК и подведением итогов выборов.
Основные принципы избирательного права это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование.
Менее значимыми считаются: 1) принцип гласности; 2) принцип проведения выборов избирательными комиссиями; 3) территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам); 4) принцип государственного финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию государство, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования). Краткая характеристика каждого из принципов. Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним участвуют в голосовании, может участвовать все дееспособное население государства с минимальными цензами. Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают те, кто избирается с государственной должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей (недавний пример, выборы президента РФ). Прямое избирательное право - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируют нижестоящие органы представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас - так формируется Совет федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков. Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль (нарушения могут быть самыми разными).
На созданных избирательных участках формируются списки избирателей, если избирательные участки создаются главами муниципальных образований, то списки формируются соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 26-ть дней до дня голосования на основе данных переданных органами местного самоуправления. Эти данные уточняются 2-раза в год, передаются не позже чем за 2-а месяца до дня голосования.
Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного либо преимущественного проживание в настоящее время на территории избирательного участка. Если вы включены в списки, но на момент голосования будете в деревне (или в каком-либо другом месте), то можете получить открепительное удостоверение.
Если в списках указаны неверные данные, то вы имеете право обжаловать эту неточность в избирательную комиссию. Срок рассмотрения - сутки, а в день голосования 2-а часа с момента обращения, но не позже момента окончания голосования. Если решение избирательной комиссии вас не устраивает, вы имеете право обжаловать его в суд, либо в вышестоящую избирательную комиссию. Это судебное решение должно состоятся в 3-ый срок, а в день голосования или менее чем за 3-дня - немедленно.
98 Избирательные комиссии: понятие и виды
Избирательные комиссии (ИК) – это формируемые на смешанной государственно-общественной основе государственные органы, которые осуществляют руководящую и организационную деятельность избирательных комиссий. Центральная ИК осуществляет руководство деятельностью всех нижестоящих ИК, обеспечивает единообразие применения избирательного законодательства и выступает в роли окружной ИК по выборам президента РФ и депутатов ГД от избирательного объединения. ИК субъектов координирует деятельность нижестоящих ИК и выступает в роли окружной ИК на выборах в органы государственной власти, высшего должностного лица субъекта федерации, президента РФ, части депутатов по многомандатному округу от избирательных объединений.
Территориальные ИК – комиссии городов, районов, сельских советов, волостей и иных населенных пунктов, координирующие деятельность нижестоящих ИК и выступающие в роли окружной ИК по выборам глав МСУ соответствующих органов. Окружные ИК – комиссии, созданные в пределах локальных территориальных избирательных округов. Существуют участковые ИК – это ИК которые организуют голосование и первичный подсчет голосов на избирательных участках.
Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. В соответствии с избирательным законодательством избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, однако на практике нередки случаи вмешательства должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность избирательных комиссий. В РФ действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.
1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) — работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы)
2. Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКСы РФ) — действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов)
3. Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований
4. Избирательные комиссии муниципальных образований — действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения). Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий.
5. Окружные избирательные комиссии — формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа, участвуют в проведении выборов депутатов регионального или местного уровня, проводимых по мажоритарной или смешанной избирательной системе. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.
6. Участковые избирательные комиссии — формируются в период избирательной кампании (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.