Демонстрации и уличные шествия в РФ как формы прямого выражения мнения народа

Демонстрации и уличные шествия – это продвижения масс населения по заранее определенному маршруту.

Демонстрация сопровождается активными и пассивными формами пропаганды и агитации (транспаранты, флаги, звуковое сопровождение). При уличном шествии имеется цель – привлечь внимание к митингу, который будет проводиться. Уличное шествие всегда заканчивается митингом, пикетом и не сопровождается никакими формами агитации и пропаганды. Пикетом у нас называется то, что за рубежом обозначает демонстрацию.

За рубежом же пикет – это группа людей, осуществляющая функции охраны порядка при проведении массовых мероприятий или забастовок, он там постоянно должен двигаться. У нас это стоячая демонстрация. За рубежом не нужно разрешения для пикета, в отличие от нашей страны. Для проведения всех видов манифестаций нужно получить разрешение, то есть поставить в известность власти. Получается, что, с одной стороны, написано «право», а, с другой стороны, нормативная база (указ Президента).

В нем говорится о том, что нужно за 10 дней направить в органы МСУ той территории, где проводится , уведомление с указание: а) что проводится; б) где проводится; в) когда; г) предполагаемое количество участников; д) повестка дня. А также написать, что со своей стороны обязуетесь не нарушать предписания закона, выполнять все законные предписания властей. Подаются и сведения об инициаторах (ФИО, адрес, дата рождения, данные паспорта, место работы). Пошлину платить не надо. Все это сдается в канцелярию омской городской Администрации с входящим номером.

За 5 дней до проведения должны выдать резолюцию – возражают или нет (отказать не могут, но перенесут в другое место, время). Если рекомендуют, то резолюцию нужно иметь с собой. Остается лишь сказать о промежуточной форме реализации НС – конференции граждан, которая идентична собранию, сходу, местному референдуму. Решения конференции окончательны. Способ формирования этого органа – представительный. Делегаты избираются.

 

65. Национальный суверенитет: понятие, формы реализации

Национальный суверенитет имеет несколько значений. 1) Это власть нации. Для цивилизованного общества это неприемлемо, так как ведет к межнациональным конфликтам. (Это определение появилось в статье Усманова в Татарстане). 2) Это свобода для социально-этнической общности самостоятельно решать вопросы своего развития на основе взаимоуважения и демократических отношений с другими этносами.

Не следует путать национальный суверенитет с национализмом, у которого тоже существует два значения.

1) Прогрессивный аспект – это человек, который выступает за свободное развитие своей национальности на основе взаимоуважения с другими народами, что приводит к появлению национальных патриотов.

2) Регрессивный аспект – это национальные шовинисты, считающие, что «моя нация лучше, так как другая хуже». Они считают, что каждая нация имеет право на экологическое самоопределение, то есть очищать территорию от других национальностей. Предпосылкой для национального суверенитета является право наций на самоопределение. По этому поводу существует очень много подходов в литературе.

Маркс и Энгельс считали, что у нации есть «право на гос. Отделение и создание собственного национального Г». Но большевики скоро поняли, что это им не подходит. Ленин пересмотрел свой подход «право наций на самоопределение вплоть до отделения», то есть наряду с сепарацией он признал и другие формы: а) создание субъекта федерации; б) создание национальной автономии; в) создание национального населенного пункта. Внетерриториальное (экстерриториальное) самоопределение включает: а) национальные культурные автономии; б) национальные общественные организации и политические партии; в) просто существование среди других национальностей и разделение на основе принципа национального равноправия. Право наций на самоопределение – это коллективная мера возможного поведения, то есть потенциальная возможность, которая может иметь и не иметь условий для реализации.

Когда есть свобода и условия реализации появляется национальный суверенитет, то есть реальная возможность реализации права на самоопределение. Формы национальной государственности: а) национальные компактно населенные территории; б) особым способом организованные органы государственной власти и местного самоуправления, позволяющие учитывать интересы нации. Содержание:

а ) обеспечение приоритета развития титульной нации;

б) обеспечение равноправия и равных возможностей для других национальностей на этой территории. Национальная группа – часть нации, которая в силу исторических причин оказалась территориально оторвана и в силу этого приобрела своеобразие в языке, самосознании, культуре, психологии.

Этнографическая группа:

1) Маленькая народность, которая насчитывает до 1000 человек.

2) Часть нации или народности, хотя не оторвана от территориального этнического массива, тем не менее обладает существенными особенностями в языке, самосознании культуре.

Формы реализации национального суверенитета и права нации на самоопределение: 1) сепарация – создание собственного государственного образования путем отделения; 2) создание субъекта федерации; 3) создание национальной автономии; 4) создание муниципального образования. В мононациональном Г субъекты нации и субъектный состав народного суверенитета совпадают, но на практике последний = диалектической сумме субъектов всех национальных суверенитетов на данной территории. Должно быть совластие. Формы реализации народного и национального суверенитета различны и цели у них разные: у первого – осуществление власти, у второго – обеспечение национального саморазвития (власть играет роль обеспечения этого развития).

 

66. Политическая система: понятие и состав. Конституционные основы политической системы.

Политическая система определяется по разному: 1) система социально-политических субъектов (классов, социальных групп, народа в целом). Такое определение дано исходя из того, что термин “политическая” отождествляется с термином “классовая”. 2) Политическая система это система власти, поэтому нельзя причислять туда классы управленцев, государства и общественных организаций. 3) Политическая система через системный подход и анализ понимается, как целостная социальная система предназначенная для управления обществом.

Это взаимосвязано с интегративной совокупностью государства, политических партий и иных общественных объединений, служащих для управления обществом, возникающих между ними отношения и регулирующих эти отношения нормы. Итак, политическая система (ПС) – это взаимосвязанная интегративная совокупность Г, политических партий, иных общественных объединений, институтов, служащих для управления обществом, возникающими между ними отношениями и регулирующими их нормы. Соотношение элементов ПС. Раньше ядром ПС была КПСС.

Ядро – это часть ПС, которая в наиболее концентрированной форме объединяет присущие ей качества. ПС создана для власти, Þ властные полномочия концентрируются в Г, Þ Г – это ядро ПС. В демократическом Г правящие партии не являются долговечными, Þ если убрать партию, то исчезает и ПС, Þ партия не может быть ядром ПС. Правящая политическая партия (ПП) (или блок) являются направляющей силой ПС и общества в целом. Правящая ПП – руководящая сила ПС. Структурные элементы ПС:

1) Г;

2) не государственные элементы ПС. Нельзя переносить функции ПС на ПП. Г как ядро ПС должно обладать аппаратом принуждения, а ПП таким аппаратом не обладает.

Негосударственные элементы – общественные объединения: 1) общественные организации; 2) общественные движения. Отличия 1от 2: 1) у 1 есть жесткое членство; 2) порядок приема и исключения; 3) система поощрений и взысканий; 4) строится на принципах демократической централизации, отчетность нижестоящих перед вышестоящими; 5) обязательность исполнения решений вышестоящих по отношению к нижестоящим; 6) подчинение меньшинства большинству; 7) строго определенная фиксированная территориальная структура; 8) допускается только индивидуальное членство. Политические общественные объединения отличаются от не политических тем, что: 1) специально создаются для борьбы за власть; 2) наряду с уставом имеют политическую программу. Политические организации существуют в РФ в виде ПП. Конституционной основой ПС является многопартийность, а также равенство ПП в борьбе за власть (ст. 13). Политическая система общества - система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества.

Она обеспечивает власть определенного класса, группы лиц, либо одного лица, регулирование и управление различными сферами общественной жизнедеятельности. Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть.

Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новые качества, не присущие ее частям. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Политическая система - это организационное выражение всей совокупности государственных и негосударственных общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Системообразующей категорией, интегрирующей социальные группы (организации, партии, страты, классы и т.д.) в единую политическую систему, является категория «политическая власть». Наряду с государством в обществе могут возникать и функционировать самые разнообразные организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным, культурным и т.д. Политическая система общества имеет свою структуру, которая означает, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы. -политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; -политическое сознание,; социально-политические и правовые нормы, -политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; -политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

 

67 Государство в политической системе, его роль.

Политическая система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь государство. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

Современное российское государство - это государство демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т.е. не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.

По форме правления Российская Федерация - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.)

Соотношение элементов ПС. Раньше ядром ПС была КПСС. Ядро – это часть ПС, которая в наиболее концентрированной форме объединяет присущие ей качества. ПС создана для власти, Þ властные полномочия концентрируются в Г, Þ Г – это ядро ПС. В демократическом Г правящие партии не являются долговечными, Þ если убрать партию, то исчезает и ПС, Þ партия не может быть ядром ПС. Правящая политическая партия (ПП) (или блок) являются направляющей силой ПС и общества в целом. Правящая ПП – руководящая сила ПС. Структурные элементы ПС: 1) Г; 2) не государственные элементы ПС.

 

68 Государственный суверенитет

В науке КП обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это – важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие функционирования государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу наций в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях. Принцип государственного суверенитета (ГС) был поднят в 16 веке, следовательно, ГС = суверенитету монарху. Кроме монархической теории происхождения ГС есть другие. Определения ГС.

Выделяют 2 подхода: 1) количественный (обладание Г всеми полномочиями); 2) качественный (особое качественное свойство Г и его неотъемлемый признак) – в соответствии с этой концепцией С является неотъемлемым признаком Г и выражается в том, что государственная власть внутри страны едина в реализации властной воли и независима на международной арене: а) единство власти; б) верховенство власти; в) независимость власти. У Г может быть 2 С: внешний и внутренний. Но это не верно, так как у явления может быть только один одно-порядковый качественный признак, следовательно, С один, но есть внешняя и внутренняя сферы реализации. Верховенство – нет большей власти на территории страны, которая могла бы быть выше: 1) государственная власть универсальна, то есть выше всех; 2) имеет первичный учредительный характер; 3) обладает правом нуллификации решения всех других властей (признание ничтожным, если оно несанкционированно Г); 4) обладает правом издавать нормативно-правовые акты; 5) использует силу принуждения.

Единство – взаимодействие всех органов государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная сферы реализации государственной власти). Принципы взаимодействия: 1) наличие у каждого органа своей компетенции (нельзя арифметически разграничить полномочия между разными органами государственной власти); 2) взаимодействие и взаимоконтроль разных сфер реализации государственной власти; 3) наличие механизма сдержек и противовесов; 4) должны быть равнозначны и равноправны в отношении других сфер.

Независимость государственной власти – это свобода государственной власти от влияния других государств и международных организаций. Существует два вида независимости государственной власти: внешняя (независимость во внешней политике) и внутренняя (независимость проведения внутренней политики).

Суверенитет государства связан с компетенцией Г. Компетенция Г (КГ): 1) совокупность прав и обязанностей государственных органов (права и обязанности могут быть одинаковыми необходимо еще выделять сферы деятельности Г); 2) совокупность полномочий Г, реализуемых в конкретных сферах деятельности. КГ непосредственно связана с ГС.

Суверенные права или суверенные признаки Г – это часть КГ, без которой С не существует, это min КГ, необходимый для его суверенного статуса. Суверенные права: 1) право на территорию и на территориальное верховенство: а) власть Г распространяется на всю территорию; б) территория Г не может быть изменена без согласия самого Г; в) право на учредительную государственная власть – власть, которая устанавливает наиболее важные ценности в обществе; 3) система законодательства вместе с К (из отраслевых должны быть гражданское, уголовное, процессуальное право и судоустройство); 4) наличие гражданства и право решать вопросы его приобретения и утраты; 5) наличие собственных ВС; 6) наличие государственной собственности; 7) наличие денежной единицы и осуществление эмиссии денег и ценных бумаг; 8) осуществление внешней политики; 9) наличие системных государственных символов (герб, флаг, гимн, столица); 10) наличие собственной системы органов государственной власти.

 

69. Компетенция и суверенные права государства.

Суверенные признаки государства это минимум суверенных прав, без которых суверенитет государства не может существовать. В эти признаки входит: учредительная власть ( это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и политических ценностей, осуществляется органами государственной власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением), собственная территория (которая очерчена государственной границей), территориальное верховенство

(а)власть в государстве распространяется на всю его территорию,

б) территория государства не может меняться без его согласия), собственная система органов государственной власти, конституционное и собственные отраслевые законодательства (конституционного правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве), наличие собственной денежной и эмиссионные системы, наличие собственной налоговой системы и бюджета, наличие вооруженных сил, осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций, наличие государственных символов (герба, флага и гимна государства).

Российская Федерация - суверенное государство. Ее суверенитет, т.е. верховенство, самостоятельность и независимость ее власти распространяется на всю ее территорию. Права сецессии, т.е. выхода из Федерации, ее субъекты не имеют. Акты РФ, принятые в пределах ее компетенции, обладают высшей юридической силой на территориях ее субъектов не только по предметам ее исключительного ведения, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

Особое место среди источников КП занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

 

70 Политические партии и другие негосударственные элементы

Признание в РФ политического многообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ. Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью различных средств.

Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются тем инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, - а через него - всем обществом. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий.

Партия организуется по инициативе учредителей (физических и юридических лиц) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий.

Однако законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В настоящее время закон, который бы специально закреплял основы деятельности политических партий в РФ, еще не принят. Сейчас общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и роспуском политических партий, регулируются ФЗ об общ. объединениях 1995 г. Это изб. объединения – изб.объединением является общероссийское полит.е общ. объединение (пол. партия, иная пол. организация, пол. движение), которое создано и зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном ФЗ.

Общее правило - они должны быть зарегистрированы не менее чем за год до дня голосования, раньше (в старой редакции) был прямо указан срок, а сегодня его нет, просто указывается, что устав должен быть зарегистрирован не менее чем за год. Дело в том, что был проведён анализ, и он показал, что ряд общественных объединений создавался чисто для участия в выборах, и после проведения выборов они фактически прекращали своё функционирование. Избирательный блок - это объединение нескольких изб.х объединений для совместного участия в выборах. Некоторые ограничения: 1) В состав избирательного блока входят только избирательные объединения. 2) Избирательный блок официально регистрируется в Центральной избирательной комиссии РФ.

Для этого надо: а) представить нотариально удостов. копии уставов каждого изб. объединения, вошедшего в блок; нотариально удостоверенные копии свидетельств о регистрации общ. объединений, входящих в блок; б) протоколы съездов и иных высших органов избирательных объединений с решениями о вхождении их в изб. блок; в) совместное решение этих изб. объединений о создании избирательного блока. Входящие в избирательный блок изб.е объединения не могут в период одной и той же избирательной кампании входить в иные изб. блоки или выступать в качестве самост. изб. объединений. Каждый изб. блок имеет свою эмблему, полное и краткое наименование.

Надо быть весьма осторожным в названиях, так как бывают случаи, когда краткое наименование попросту является неценз.словом, в таком случае вам скорее всего откажут в регистрации из-за "неблагозвучности". Но возможна и другая ситуация, когда злые языки начинают спрягать, менять порядок букв в вашем наименовании и в конечном итоге приходят к такому же результату, поэтому прежде чем регистрировать какое-либо наименование, дважды над ним подумайте. Как только избирательный блок или избирательное объединений регистрируется, оно должно назначить своих уполномоченных.

 

71 Понятие и виды политических партий. Соотношение функций

Политические партии - это общественная организация целью которой является приход к власти в результате избирательной кампании (это ее самое главное отличие).

1) Правящая партия- это партия которая «правит», т.е. правит эта партия, или из членов которой формируется правительство.

В зависимости от республики: А)Парламентская республика- правящая партия та, которая занимает максимальное количество парламентских мест. Б)Президенсткая респуб (правительство формируется президентом) - та партия, которая привела к власти президента. В)Смешанная.

Правящая партия: 1.Члены правящей партии рекрутируются в правительство 2.Ложит свои партийные программы в основу принимаемых юрид норм. 3.Вырабатыает программную линию развития общества на период своего нахождения у власти.

Правящая полит партия не должна подменять государство. Её решения не должны иметь власть над всем населением страны. Правящая Пол Партия является направляющей силой Пол Сис и общества.

2) Оппозиционная партия 1.Парламентские - т.е. проникшая в парламент, но не имеющая там большинства. Она формирует теневой кабинет (группа лиц курирующая деятельность президента от оппозиции

Признание в РФ политического многообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ. Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью различных средств. Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются тем инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны.

От других общественных объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, - а через него - всем обществом.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по инициативе учредителей (физических и юридических лиц) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий.

Однако законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

 

72 Принцип идеологического многообразия в РФ

Из учебника Кутафина:

Действующая Конституция закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в РФ государсвтенной или обязательной религии.

Ст. 13: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конст прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа- отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

 

73 Принцип политического многообразия

Признание в РФ политического многообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ. Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью различных средств.

Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются тем инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, - а через него - всем обществом.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по инициативе учредителей (физических и юридических лиц) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ.

Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды. В настоящее время закон, который бы специально закреплял основы деятельности политических партий в РФ, еще не принят. Сейчас общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Федеральным законом об общественных объединениях 1995 г.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в РФ многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем.

Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в РФ установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности РФ; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 

74. Принцип светской государственности. Соотношение роли государства и церкви в российской и мировой практике.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не в праве оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объедине ний) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии господствующей является англиканская церковь, в Израиле — иудейская религия и т. п. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Противоположность светскому государству составляет теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством сегодня является Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции РФ «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает Закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», где сказано, что все религии и религиозные объединения равны перед законом государства, и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими.

Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т. е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения. Отделение религиозных объединений от государства несовместимо с каким-либо их участием в государственной деятельности, как, например, освящение открываемых государственных учреждений и предприятий, выпускаемой ими продукции и т. п., а равно помещение в нем тех или иных законов религиозной символики. Религиозные объединения в РФ действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». Согласно этому закону религиозное объединение — добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры.

Исповедание и распространение веды включает в себя совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность, паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного объединения. Религиозное объединение совершеннолетних граждан, в состав которого входит не менее 10 человек, пользуется правом Юридического лица. Оно вправе проводить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы.

Религиозные объединения пользуются исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной литературы и предметов культа. Они вправе устанавливать и поддерживать международные связи и прямые контакты. В их собственности могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для деятельности.

Религиозные объединения имеют право собственности на имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, завещанное гражданами. Имущественные и финансовые объединения, а также все виды денежных поступлений от граждан не подлежат налогообложению. Религиозные объединения граждан могут принимать участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством. По просьбам массовых религиозных объединений органы государственной власти в РФ вправе принимать решения об объявлении дней больших религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями, например, Рождество Христово, рял мусульманских религиозных праздников.

 

75 Принцип социальной государственности в РФ.

Термин “социального государство” появился в конце 19 начале 20 века в Германии. Идеологи социальной правовой государственности говорят, что, прежде всего, стоит человек, поэтому государство должно обеспечивать не только свободу, но минимальные материальные гарантии для реализации свобод.

В нашей стране этот принцип остается декларативным в силу не развитости экономики. Для построения социального государства необходимо:

1) Чтобы существовал рост экономики.

2) Обеспечение граждан прожиточным минимумом.

3) Прекращение массового обнищания населения.

4) Ликвидация резких различий в социально-экономическом уровне жизни населения. Только после выполнения этих условий можно говорить о формировании среднего класса и т.д. Принцип правовой государственности: в соответствии с Конституцией, РФ является правовым государством.

Правовое государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения регулируются законом.

Верховенство закона означает также его всеобщность, то есть не должны оставаться неурегулированными законом наиболее существенные области жизни общества. Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, то есть такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимы, а все субъекты общественной жизни подчинялись бы его нормам. Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики РФ, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в РФ.

В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

1. Охрана труда и здоровья людей. В демократическом обществе труд не может носить принудительный характер. Гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую им заработок, принято называть занятостью.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из средств удовлетворения этих потребностей является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых гражданах. Оно развивает систему специальных предприятий для работы инвалидов, обеспечивает инвалидов специальными средствами передвижения, протезами. Государство развивает систему социальных льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны и лиц к ним приравненных, расширяет сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов, повышает уровень их социально-бытового обслуживания.

4. Развитие системы социальных льгот. Социальные службы — учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечение потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т. д. В узком смысле слова такими службами являются специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Из-за полного отсутствия социальной ориентации экономической реформы сложилась ситуация, когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня. В этих условиях о социальном государстве появится возможность говорить сколько-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьется фактического продвижения по всем этим направлениям, когда будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в РФ.

 

76 Понятие и виды федераций, федеративное государство

Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований.

Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.

Признаки федерации:

1) единая территория, которая складывается из территорий субъектов, территориальное верховенство принадлежит всем;

2) два уровня учредительной власти: общефедеральный и субъекта; федеральная власть первична;

3) две системы органов власти;

4) единое федеративное гражданство;

5) общефедеральные Вооруженные силы;

6) бюджет общефедеральный и субъекта;

7) две системы налогов и сборов;

8) одна денежная единица.

Виды федераций:

1) союзная федерация (появилась исторически первой) создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора;

2) смешанная федерация, это та, которая начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот. Типичный пример: США, СССР;

3) Альтернативная федерация создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Федерации можно подразделить по статусу субъектов: а) федерации с равноправными субъектами называются симметричными; б) федерации с неравноправными субъектами называются асимметричными.

Федерации подразделяются по степени сохранения суверенитета:

1) субъекты которой не обладают государственным суверенитетом;

2) субъекты сохраняют государственный суверенитет. Причем субъект может сохранить государственный суверенитет только в союзной федерации, которая образовалась: * объединившись добровольно, на основе договора; * сохранив право на сецессию (выход из федерации).

Такой вид позволяет защитить права человека. Федерации подразделяются по централизации:

1) централизованное присутствие, приоритет федеральных законов над законами субъектов по большинству предметов ведения;

) децентрализованное. Две системы контроля: федеральный и на местах. Федерации подразделяются по характеру субъектов: а) национально территориальные субъекты, национально-государственные образования; б) субъекты созданные по другим признакам.

Федеративное государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика. федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить США.

 

77 Признаки федерации, федеративная природа РФ

Признаки федерации

Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.

Виды федераций:

1) союзная федерация (появилась исторически первой) создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора;

2) смешанная федерация, это та, которая начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот. Типичный пример: США, СССР;

3) Альтернативная федерация создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Федерации можно подразделить по статусу субъектов: а) федерации с равноправными субъектами называются симметричными; б) федерации с неравноправными субъектами называются асимметричными.

Федерации подразделяются по степени сохранения суверенитета:

1) субъекты которой не обладают государственным суверенитетом;

2) субъекты сохраняют государственный суверенитет. Причем субъект может сохранить государственный суверенитет только в союзной федерации, которая образовалась: * объединившись добровольно, на основе договора; * сохранив право на сецессию (выход из федерации).

Такой вид позволяет защитить права человека. Федерации подразделяются по централизации:

1) централизованное присутствие, приоритет федеральных законов над законами субъектов по большинству предметов ведения;

) децентрализованное. Две системы контроля: федеральный и на местах. Федерации подразделяются по характеру субъектов: а) национально территориальные субъекты, национально-государственные образования; б) субъекты созданные по другим признакам.

Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:

1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономная область — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов РФ.

2. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим республики, входящие в состав РФ, также имеют свое гражданство.

4. Российская Федерация имеет общие для всей Федерации высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республики и действуют на территории всех республик.

5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Не только Российская Федерация, но и ее субъекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями, реализуя при этом свои интересы.

7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полномочия РФ (ст. 71) и совместную компетенцию РФ и ее субъектов (ст. 72). Все иные полномочия принадлежат субъектам РФ. Конституция их не перечисляет, а только ограничивается указанием, что «вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73). Российская Федерация — суверенное государство. Суверенитет РФ — свойство государственной власти на основе воли многонационального народа РФ самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

 

78 Унитарное государство: понятие, виды.

Унитарное Г – это единое Г, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящие, как правило, из АТЕ (губернии, области и т.д.).

Унитарное Г – более централизованная форма территориально-политического устройства, чем федерация, в которой государственной властью обладают и ее субъекты. Оно может включать федеральные автономии. Составные части не могут участвовать в решении государственных вопросов.

Признаки:

1) единая территория, территориальное верховенство на общефедеральном уровне;

2) одна учредительная власть;

3) одна система органов власти;

4) одно гражданство;

5) общегосударственные Вооруженные силы;

6) один бюджет;

7) одна система налогов и сборов;

8) одна денежная единица.

Делятся на: 1) простые и 2) сложные.

1) состоят только из АТЕ.

2) имеют в своем составе на ряду с АТЕ одно или несколько автономных образований.

Делятся на: 1) централизованные; 2) децентрализованные.

1) органы управления назначаются сверху донизу;

2) во всех звеньях АТЕ имеются только избираемые органы самоуправления. Автономия в унитарном государстве:

Территориально-автономное образование это административно обособленная часть унитарного государства (обладает привилегией в отношениях с центральной властью о решении вопросов внутренней жизни). Автономные образования создаются по следующим принципам: экономический (автономным статусом обладает экономически единая территория (район)), территориально-географический (обособляется территория обладающая территориальными особенностями (например, Крымская автономная республика)), национальный (по компактному проживанию социально-этнической общности), по условиям быта (например, Донская советская республика, на данным момент подобных республик нет).

Все автономные образования делятся на группы: по политическому признаку: государственно-политическая, законодательная (субъекты могут принимать собственные законы по вопросам внутренней жизни), по административному признаку (законов принимать не могут, самостоятельно принимают только исполнительно-распорядительные акты).

Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства -федераций и конфедеративных государственных союзов. В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше.

Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов ), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).

Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе РФ является государством с унитарной формой правления.

Основные признаки унитарного государства Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; Единые для всей страны высшие органы власти; Единая система законодательства; Единое гражданство; Единая денежная единица; Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.Виды унитарных государств Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от: характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства; Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов.

 

79 Признаки унитарного государства, виды, понятие,

Унитарное Г – это единое Г, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящие, как правило, из АТЕ (губернии, области и т.д.). Унитарное Г – более централизованная форма территориально-политического устройства, чем федерация, в которой государственной властью обладают и ее субъекты. Оно может включать федеральные автономии.

Составные части не могут участвовать в решении государственных вопросов.

Признаки:

1) единая территория, территориальное верховенство на общефедеральном уровне;

2) одна учредительная власть;

3) одна система органов власти;

4) одно гражданство;

5) общегосударственные Вооруженные силы;

6) один бюджет;

7) одна система налогов и сборов;

8) одна денежная единица.

Делятся на: 1) простые и 2) сложные. 1) состоят только из АТЕ. 2) имеют в своем составе на ряду с АТЕ одно или несколько автономных образований.

Делятся на: 1) централизованные; 2) децентрализованные. 1) органы управления назначаются сверху донизу; 2) во всех звеньях АТЕ имеются только избираемые органы самоуправления.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

- характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

- объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

- государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

- государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

- государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

 

80 Принципы российского федерализма распределение полномочий

Дата: 2018-12-28, просмотров: 76.