Конституционный принцип «разделения властей» в РФ: теоретические и практические проблемы

Органы государственной власти:

1) это одна из структур государственного аппарата;

2) это обособленная структура государственного аппарата;

3) это подразделение государственного аппарата, наделенное специфическими функциями;

4) это подразделение государственного аппарата обладающее собственной компетенцией.

Для нас органом государственной власти будет часть механизма государства выступающая в виде обособленного подразделения государственного аппарата, наделенная собственной компетенцией. Органы государства отличаются от органов государственной власти тем, что они осуществляют конкретные государственные функции. Различаются и тем, что органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц находящихся на подведомственной этому органу территории), и органы государства кроме органов государственной власти подразделяются на другие органы, например, местное самоуправление, руководители государственных предприятий и учреждений.

Виды органов государственной власти:

1) по способу формирования: избираемые населением и назначаемые другими органами. Выборы происходят на основе прямого или косвенного или многоструктурного избирательного права, назначаемые в порядке подчиненности и в порядке “координации”, когда орган непосредственно не подчиняется назначаемому органу.

2) По территориальному принципу: органы общегосударственные, региональные и местные.

3) По временной деятельности: органы сознанные на неопределенный срок (например, Совет федерации) и на определенный срок (например, Президент, Гос. Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечение срока деятельности их упразднения не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечение срока деятельности самоупраздняются).

4) По форме деятельности: органы предусмотренные конституцией, федеральными законами и подзаконными актами.

5) По функциям: законодательные, исполнительные, судебные и иные органы государственной власти. Дробление власти ведет к ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное). Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы ни было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление - это выделение судебной системы.

В разных государствах разные модели разделения сфер:

1) В парламентарной монархии. Она отличается тем, что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная в руках правительства.

2) В дуалистической монархии исполнительную власть возглавляет монарх, а законодательную – осуществляет парламент.

3) В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, который возглавляет правительство.

4) Парламентарная республика. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. Фигура президента имеет номинальных характер, он является главой государства.

5) Полу президентская республика. У президента функция координатора, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. В некоторых смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные исполнительные полномочия. Разделение властей является одной из форм разделения труда в управленческом процессе и в этой связи является закономерным явлением. Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов. Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации.

Идеальной схемы разделения властей нет.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 55.