Федерации подразделяются по характеру субъектов:

а) национально территориальные субъекты, национально-государственные образования;

б) субъекты созданные по другим признакам. РФ построена на принципе, сочетания национально-территориальной и административно-территориальной субъектности, т.е. если раньше, СССР была построена как национальная государственная федерация, то сегодня чисто национальный принцип не так важен.

Субъекты РФ не обладают правом сецессии. В настоящее время в РФ особую актуальность приобрели конституционно-правовые вопросы, связанные с правом выхода субъекта из состава Федерации, поскольку в некоторых субъектах имеет место тенденция воспользоваться правом нации на самоопределение 1) и самостоятельно определять свою судьбу, выбрав те или иные политические формы, вплоть до выхода из состава РФ (сецессии) и создания независимого государства. Представляется, что ведя речь о праве сецессии, под ней следует понимать демократически установленную процедуру законодательно урегулированного выхода из состава федерации.

Реализация права выхода субъекта из состава Федерации сопряжена со множеством проблем, обусловленных несовершенством правовой системы, недостаточно проработанной позицией государства по данному вопросу, отсутствием прямого запрета сецессии в законодательстве РФ.

Вместе с тем, не отрицая демократический характер этого права, основанного на таких принципах международного права как равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой “в условиях полной свободы, определять, когда и как они пожелают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие"), следует заметить, что реализация права сецессии в большинстве случаев противоречит интересам федерации как целостного государства и интересам всего народа федерации, угрожая нарушением исторически сложившихся экономических, семейных, культурных научно-технических и других связей, а также не только снижением уровня жизни населения, но и ослаблением государственной власти. Хотя, согласно принципам международного права, ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств).

Не всегда реализация права сецессии происходит в интересах самоопределяющегося образования, поскольку небольшим этническим группам достаточно сложно образовать собственное государство (обеспечивать государственный суверенитет, организовать эффективную систему обороны). Географическое расположение в центре территории государства также не способствует созданию независимого государства.

Определенные проблемы на пути сецессии создает отсутствие гарантий в том, что выступающая от имени народа, но не всегда представляющая его господствующая политическая элита сумеет распорядиться национальным суверенитетом в интересах народа. Поэтому в теории КП разработаны определенные юридические условия осуществления этносом права на самоопределение). Так, право этноса на самоопределение должно осуществляться в определенных, заранее законодательно спланированных формах, гарантирующих соблюдение не только его интересов, но и интересов других этнических групп, ранее создавшим с ним общее государство, а также прав человека (то есть права остальных субъектов федерации и населения страны в целом).

Для этого, в частности, в законодательстве должен быть предусмотрен определенный переходный период для урегулирования финансовых и иных вопросов. Осуществление права сецессии также должно быть основано на положениях федеральной конституции. При этом положения конституции субъекта не могут служить таким основанием, поскольку они могут не соответствовать нормам федеральной конституции. А федеральная конституция может признавать право на самоопределение только в рамках федерации, таким образом; речь об использовании права выхода не ведется.

 

82 Разделение компетенции между органами государственной

Способы распределения полномочий в сферах совместного ведения: 1) на основе закона; 2) на основе договора; 3) на основе закона и договора. Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ распределяют компетенции. Реализация по полноте разделения власти: а) на федеральном уровне удовлетворительная, ость органы законодательной, исполнительной и судебной власти; б) у субъектов РФ собственной является только законодательная, исполнительная власть (в рамках предмета своего ведения), только в 14 республиках собственными являются органы судебной власти.

Принципы разделения государственной власти между различными уровнями федеративной системы являются важнейшими факторами ее стабильности и эффективности функционирования. Поиск оптимальной модели приобретает особое значение для РФ в условиях многообразия региональной структуры и ориентации субъектов РФ на расширение своей самостоятельности.

Определение конкретных, четких полномочий федеральных и региональных органов государственной власти по предметам их совместного ведения обозначено важнейшей задачей государственной политики Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию 2001 г.: "Сегодня это потенциально конфликтное поле следует минимизировать, точно определив, где должны быть полномочия федеральных органов, а где субъектов Федерации. Иначе эта ситуация будет порождать новые споры, будет использоваться противниками курса на укрепление Федерации"

статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент РФ, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы

 

83 Государственно-правовое закрепление статуса субъекта РФ

Ст.71 Конституции указывает какие вопросы отнесены к ведению РФ, ст.72 к совместному ведению РФ и ее субъектов, ст.73 - к ведению субъектов федерации.

Статус субъектов РФ определяется: Конституцией РФ, федеративным договором (договор о распределении компетенции между РФ и ее субъектами), конституцией или уставом самого субъекта РФ, договорами субъектов РФ и федеральной власти о распределении полномочий в сфере совместного ведения, может определяться договорами друг с другом и постановлениями Конституционного суда. Конституции (Уставы субъектов Федерации) – являются актами высшей юридической силы на данной территории по вопросам их ведения. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта РФ, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции (Уставы) субъектов должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам. Помимо перечисления в Конституции закрепляется также правовой статус субъектов РФ. Понятие статуса включает в себя: права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность. Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта РФ играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса.

Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Она непосредственно входит в состав РФ, обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе устанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с Российской Федерацией, образует собственные органы государственной власти, наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, отклонять или одобрять поправки к главам 3-8 Конституции, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.

Статус республики конкретизируется ее конституцией. Она является атрибутом государственности данного субъекта федерации; в очерченных федеральной Конституцией границах обладает учредительными свойствами; имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики; принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке; не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов государственной власти; закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; гарантируется Конституционным Судом РФ и республиканскими органами конституционного контроля. Конституция республики - это не столько форма правового документа, сколько его содержание. Она может именоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует Степное Уложение), но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.

Предметы ведения и полномочия республиканских органов государственной власти фиксируются также в Федеративном договоре, иных договорах. При этом положения Федеративного договора действуют постольку, поскольку соответствуют Конституции РФ В Конституции закрепляется, что устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Таким путем фиксируется максимально необходимый демократический способ принятия Основного закона. Допустимы и иные способы, если они согласуются со ст. 3 Конституции и полнее выражают волеизъявление народа. Содержание устава контурно предопределяется основами конституционного строя РФ и федеральным законом об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации. До его принятия, что должно быть сделано в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 77), но пока не осуществлено, разработчики устава призваны руководствоваться Указами Президента РФ от 22 октября 1993 г. "Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ" и от 22 декабря 1993 г. "О действии законодательства РФ об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ" в той мере, в какой названные указы согласуются с федеральной Конституцией.

Принятый устав вступает в силу в порядке, установленном субъектом федерации. Он не нуждается, как это предусматривалось в прошлом, в регистрации федеральными органами государственной власти. В общую систему актов, определяющих статус названных в настоящей части субъектов федерации, входят Федеративный договор и иные договоры, а также соглашения между исполнительными органами власти субъекта и федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.

 

84 Принцип правовой государственности в РФ

Разные авторы выделяют различные принципы конституционного строя.

Одни считают, что их четыре, то есть принципы:

1) демократизма;

2) федерализма;

3) правовой государственности;

4) республиканского правления.

Другие полагают, что принципов гораздо больше (принцип приоритетного статуса прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, государственного суверенитета, разделения властей, федерализма, социальной государственности, идеологического, политического многообразия, самостоятельности местного самоуправления и некоторые другие).

Принцип правовой государственности. В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является правовым государством. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения регулируются законом. Верховенство закона означает также его всеобщность, то есть не должны оставаться неурегулированными законом наиболее существенные области жизни общества. Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, то есть такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимы, а все субъекты общественной жизни подчинялись бы его нормам.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.

Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к глубокой древности - к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

 

85 Конституционные принципы экономики в РФ

В ст. 8, 9 конституции РФ закреплены основы экономики. В ст. 8 оговорен принцип экономической политики:

1) Единство экономического пространства, т.е. вся территория страны едина, и, как сказали бы при СССР, образует единый народно-хозяйственный комплекс.

2) Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории государства.

3) Поддержка конкуренции для существования рынка.

4) Свобода экономической деятельности, не запрещенной законом.

5) Равноправие форм собственности.

В конституции закреплена частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу). Государственная собственность это объекты находящиеся во владении и пользовании государства и предназначенная для осуществления государственных функций.

В это понятие входят: государственные предприятия, государственный земельный фонд, собственность государственных учреждений, доля государства в совместных предприятиях и т.п. Муниципальная собственность это собственность находящаяся в ведении органов самоуправления и предназначенная для решения задач. В круг объектов входят помимо вышеперечисленных государственных объектов (только с заменой слова “государственный” на “муниципальный”) еще и соответствующие поступления налогов, сборов и займов и других обязательных выплат. Частная собственность, по Марксу, это собственность, которая приносит прибавочную стоимость.

С современной точки зрения, это собственность принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей (общая значит принадлежащая нескольким собственникам, которая, в свою очередь, делится на совместную и долевую). Совместной собственностью называется такая, где доля каждого собственника не выделяется. Право на экономическую деятельность. Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ).

В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции). Под предпринимательской деятельностью понимаются «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью.

Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения.

Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу. Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и, прежде всего, Гражданским кодексом РФ.

 

86 Конституционные основы права собственности в РФ

Право собственности – экономическое право, состоящие из 3-х вещных прав:

а) фактического владения;

б) пользования;

в) распоряжения (определять судьбу).

В соответствии с гражданским кодексом частная собственность не принадлежит ни Г, ни местному самоуправлению, выделяют:

1) индивидуальную;

2) общую: а) совместную (доля каждого собственника не выделяется); б) долевую. Государственная собственность – собственность, чьим собственником является государство.

От имени государства ее владеют, пользуются и распоряжаются органы государственной власти. Выделяют: а) федеральную; б) субъектов федерации.

Муниципальная собственность – существует и служит для реализации местного самоуправления: а) городов федерального подчинения; б) городов районного подчинения; в) городов, округов областей. Смешанная форма собственности – в совместном использовании. Земля и природные ресурсы могут находиться в любой форме собственности, но в пределах РФ. Частная собственность, по Марксу, это собственность, которая приносит прибавочную стоимость.

С современной точки зрения, это собственность принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей (общая значит принадлежащая нескольким собственникам, которая, в свою очередь, делится на совместную и долевую). Совместной собственностью называется такая, где доля каждого собственника не выделяется. Определенную сложность представляет уяснение понятия и содержания права собственности, а также его места в системе гражданских прав в качестве абсолютного, т.е. защищаемого от неограниченного круга субъектов и предоставляющего правообладателю наиболее широкие правомочия экономического господства над объектом вещного права.

Право собственности - субъективное право, и, как всякое субъективное право, возможность определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу. Любому субъективному праву корреспондирует обязанность; в данном случае на всех без исключения третьих лиц возлагается обязанность не вторгаться в отношение собственника к вещи и не препятствовать осуществлению собственником своего права. Право собственности предоставляет правообладателю, и только ему, определять характер и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство и устраняя или допуская по своему усмотрению других лиц к его использованию. На основании изложенного можно дать следующее определение:Право собственности как субъективное гражданское право есть возможность лица по своему усмотрению, своей волей и в своем интересе и в пределах, установленных законом, владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его содержания.

Правомочия собственника раскрываются в п. 1 ст. 209 ГК РФ через триаду: - владение; - пользование; - распоряжение. Под правомочием владения понимается юридически обеспеченная возможность иметь имущество в своем хозяйственном (фактическом) обладании. Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного использования имущества путем извлечения его полезных свойств.

Пользование, как правило, тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Правомочие распоряжения - это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение). Имущество, в том числе недвижимое, может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъекта Федерации. Государственной собственностью в РФ является имущество, в том числе недвижимое, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом. Например, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю в качестве собственности РФ (федеральная собственность), собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований (муниципальная собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".

В федеральной собственности находятся земельные участки:

1) которые признаны таковыми федеральными законами;

2) право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 ЗК РФ).

 

87 Конституционный принцип «разделения властей»: проблемы

Органы государственной власти:

1) это одна из структур государственного аппарата;

2) это обособленная структура государственного аппарата;

3) это подразделение государственного аппарата, наделенное специфическими функциями;

4) это подразделение государственного аппарата обладающее собственной компетенцией.

Для нас органом государственной власти будет часть механизма государства выступающая в виде обособленного подразделения государственного аппарата, наделенная собственной компетенцией. Органы государства отличаются от органов государственной власти тем, что они осуществляют конкретные государственные функции. Различаются и тем, что органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц находящихся на подведомственной этому органу территории), и органы государства кроме органов государственной власти подразделяются на другие органы, например, местное самоуправление, руководители государственных предприятий и учреждений.

Виды органов государственной власти:

1) по способу формирования: избираемые населением и назначаемые другими органами. Выборы происходят на основе прямого или косвенного или многоструктурного избирательного права, назначаемые в порядке подчиненности и в порядке “координации”, когда орган непосредственно не подчиняется назначаемому органу.

2) По территориальному принципу: органы общегосударственные, региональные и местные.

3) По временной деятельности: органы сознанные на неопределенный срок (например, Совет федерации) и на определенный срок (например, Президент, Гос. Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечение срока деятельности их упразднения не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечение срока деятельности самоупраздняются).

4) По форме деятельности: органы предусмотренные конституцией, федеральными законами и подзаконными актами.

5) По функциям: законодательные, исполнительные, судебные и иные органы государственной власти. Дробление власти ведет к ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное). Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы ни было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление - это выделение судебной системы.

В разных государствах разные модели разделения сфер:

1) В парламентарной монархии. Она отличается тем, что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная в руках правительства.

2) В дуалистической монархии исполнительную власть возглавляет монарх, а законодательную – осуществляет парламент.

3) В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, который возглавляет правительство.

4) Парламентарная республика. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. Фигура президента имеет номинальных характер, он является главой государства.

5) Полу президентская республика. У президента функция координатора, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. В некоторых смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные исполнительные полномочия. Разделение властей является одной из форм разделения труда в управленческом процессе и в этой связи является закономерным явлением. Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов. Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации.

Идеальной схемы разделения властей нет.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 55.