ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ В ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существует достаточно много программ и направлений подготов­ки в процессе беременности и родов.

1. Теоретическая образовательная программа. Такая программа представляет собой курс лекций, в рамках которых слушатели ин­формируются о физиологических и психологических процессах, про­исходящих с женщиной, специфике внутриутробного развития ре­бенка, этапах протекания самих родов и последующих принципов обращения с младенцем. Данная образовательная программа предполагает обсуждение важных вопросов, отработку практически на­выков, например пеленания или кормления, а также просмотр видеофильмов, чтения литературы.

Обычно такие программы проводятся при различных медицин­ских центрах или женских консультациях в рамках системы государственного здравоохранения. Несмотря на это, отношение официаль­ного здравоохранения к таким программам неоднозначно, а к про­граммам духовного толка или подготовке к домашним родам резко отрицательно из-за частых осложнений в процессе домашних или водных родов.

2. Программы физической подготовки к родам, основанные на идее укрепления мышц и формировании навыков управления своим те­лом, которые необходимы в родах. В комплекс этой программы вхо­дит: методы тренировки, закаливания, дыхательной гимнастики, психофизиологического оздоровления и т.д. Чаще всего занятия по данной программе проходят в бассейне или спортзале.

3. Психологические программы. Направлены на снятие негативных проявлений процесса беременности и повышение способности к адаптации и формирования чувства материнства. Проводятся такие программы в виде групповых или индивидуальных занятий с исполь­зованием психотерапевтических методов.

4. Воспитательные программы. Направлены на воспитание чув­ства материнства, установление психо-эмоциональной и духовной связи между родителями и плодом. Такие программы основаны на идее пренатального воспитания. Специфика их будет зависеть от вы­бранного направления. Это может быть: церковная программа под­готовки, программа эстетической подготовки и т.д.

5. Программы развития навыков творческого самовыражения. На­правлены на развитие способности к творчеству, что способствует улучшению самочувствия и настроения беременной, позволяют раз­решать внутренние противоречия.

Рассматривая основные методики психологической подготовки к родам, нужно помнить, что выделяют традиционные и альтерна­тивные роды.

Традиционные роды проходят в роддоме под контролем специали­ста акушера-гинеколога. Подготовка к таким родам представлена в виде теоретической образовательной программы и физической под­готовки. Иногда в подготовку к данному типу родов могут включать­ся психологические методы коррекции нарушений течения процес­са беременности и постродового периода.

Альтернативные роды происходят в отличных от традиционных условиях и требуют психологической и воспитательной программы. Особенно активно среди альтернативных программ подготовки к ро­дам представлены программы водных родов, домашних родов, сла­достных родов, духовного акушерства.

Водные роды. Это роды в воду, происходящие в бассейне, море, ванне и т.д. В основе концепции лежит идея И.Б. Марковского о си­стеме водного развития ребенка. В систему входит дородовая акватическая подготовка (плавание беременной женщины); водные роды; ныряние и кормление детей в воде; система закаливаний. Пси­хологическая подготовка к таким родам основана на воспитательной модели и формирует определенный образ жизни и мышления роже­ницы.

Домашние роды. Это роды, происходящие в домашних условиях, в присутствии ближайших родственников и духовной акушерки. Психологическая подготовка к таким родам также включает в себя воспитательную программу и индивидуальную подготовку будущих родителей к процессу родов. Домашние роды связанны с мировоз­зренческим представлением о том, что ребенок рождается сам и ни­какая помощь, кроме расслабления матери, ему не нужна.

Сладостные роды. Направление, рассматривающее процесс ро­дов как ситуацию истинного блаженства и духовного просветления. Сам процесс сладостных родов направлен на предварительную вос­питательную и духовную подготовку и навыки получения состояния эйфории. Отдельные направления сладостных родов говорят о необ­ходимости сексуального акта перед началом родового процесса, что сделает невозможным болевые ощущения.

Существует достаточно большое количество зарубежных методик психологической подготовки к родам и сопровождения беременно­сти. Это методики: подготовленного деторождения Ламазе, метод Бредли, Гампера, гипно-роды и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. В чем сущность перинатальной психологии?

2. Раскройте специфику формирования материнской сферы женщины на разных стадиях онтогенеза.

3. Какие стили переживания беременности Вы знаете? Опишите основные стили переживания беременности.

4. Чем отличаются программы психологической подготовки к родам от тео­ретической образовательной программы?

5. Раскройте смысл комплексной психологической помощи.

6. Можно ли рассмотреть динамику протекания беременности с точки зре­ния переживания острого горя?

7. Какие закономерности на этапах переживания Вы можете выделить?

8. Что такое перинатальная матрица? Раскройте суть проживания матриц.

 

Литература для углубленного изучения темы

1. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.

2. Филиппова. Г.Г. Психология материнства. Учеб. пособие. — М.:Изда-тельство Института психотерапии, 2002.

3. Хрестоматия по перинатальной психологии: Учеб. пособие / Н.В. Бо­ровикова, Л.Ф. Брюдаль, С. Гроф и др.; Сост. А.Н. Васина. — М.: УРАО, 2005. - 328 с.

 

Список использованной литературы

1. Боровикова Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. — М.: Социнновация, 1998.

2.Боровикова Н.В., Посохова С.Т. Психологическая помощь беремен­ным// РМЖ. 2000. № 3. С. 10-14.

3.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологи­ческого состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психологии. 2002. № 3. С. 59-68.

4. Брутмон В.В, Радионова М.С. Формирование привязанности к ребен­ку в период беременности // Вопр. психологии. 1999. № 3. С. 38—47.

5. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. — М.: Знание, 1980.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления крити­ческих ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

7.Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Пси­хология беременности, родов и послеродового периода. — М.: УРАО, 2005.

8.Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1998.

9Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: АСТ, 2005.

10. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследова­ний ЛСД. - Киев: Р5УПВ, 2003.

11.П. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хресто­матия по перинатальной психологии. — М., 2005.

12. Захаров А.И. Ребенок до рождения. — СПб., 1999.

13. Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных ис­точников / Пер. с англ. - СПб.: Б. С. К., 1997.

14. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности родов. Перинатальная психология, медикосо-циальные проблемы. — Спб., 2001.

15. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2000.

16. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.

17. Кон И.С. Отцовство, как социокультурный феномен // Педагогика. 2005. № 9. С. 3-16.

18. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз­расте. — Прага, 1984.

19. Жарким Н.А. Программа подготовки беременных к родам // Патоло­гия беременности и родов. — Саратов, 1997.

20. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. — М.: Рожана. 1995.

21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 18-27.

22. Филиппова Г.Г. Проблемы материнства // Психологический журн. 1998. №5. С. 81-88.

23. Филиппова. Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. — М.: Изда­тельство Института психотерапии, 2002.

24. Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993.

       25. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская КМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. — СПб.: Речь, 2003.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 214.