Существует достаточно много программ и направлений подготовки в процессе беременности и родов.
1. Теоретическая образовательная программа. Такая программа представляет собой курс лекций, в рамках которых слушатели информируются о физиологических и психологических процессах, происходящих с женщиной, специфике внутриутробного развития ребенка, этапах протекания самих родов и последующих принципов обращения с младенцем. Данная образовательная программа предполагает обсуждение важных вопросов, отработку практически навыков, например пеленания или кормления, а также просмотр видеофильмов, чтения литературы.
Обычно такие программы проводятся при различных медицинских центрах или женских консультациях в рамках системы государственного здравоохранения. Несмотря на это, отношение официального здравоохранения к таким программам неоднозначно, а к программам духовного толка или подготовке к домашним родам резко отрицательно из-за частых осложнений в процессе домашних или водных родов.
2. Программы физической подготовки к родам, основанные на идее укрепления мышц и формировании навыков управления своим телом, которые необходимы в родах. В комплекс этой программы входит: методы тренировки, закаливания, дыхательной гимнастики, психофизиологического оздоровления и т.д. Чаще всего занятия по данной программе проходят в бассейне или спортзале.
3. Психологические программы. Направлены на снятие негативных проявлений процесса беременности и повышение способности к адаптации и формирования чувства материнства. Проводятся такие программы в виде групповых или индивидуальных занятий с использованием психотерапевтических методов.
4. Воспитательные программы. Направлены на воспитание чувства материнства, установление психо-эмоциональной и духовной связи между родителями и плодом. Такие программы основаны на идее пренатального воспитания. Специфика их будет зависеть от выбранного направления. Это может быть: церковная программа подготовки, программа эстетической подготовки и т.д.
5. Программы развития навыков творческого самовыражения. Направлены на развитие способности к творчеству, что способствует улучшению самочувствия и настроения беременной, позволяют разрешать внутренние противоречия.
Рассматривая основные методики психологической подготовки к родам, нужно помнить, что выделяют традиционные и альтернативные роды.
Традиционные роды проходят в роддоме под контролем специалиста акушера-гинеколога. Подготовка к таким родам представлена в виде теоретической образовательной программы и физической подготовки. Иногда в подготовку к данному типу родов могут включаться психологические методы коррекции нарушений течения процесса беременности и постродового периода.
Альтернативные роды происходят в отличных от традиционных условиях и требуют психологической и воспитательной программы. Особенно активно среди альтернативных программ подготовки к родам представлены программы водных родов, домашних родов, сладостных родов, духовного акушерства.
Водные роды. Это роды в воду, происходящие в бассейне, море, ванне и т.д. В основе концепции лежит идея И.Б. Марковского о системе водного развития ребенка. В систему входит дородовая акватическая подготовка (плавание беременной женщины); водные роды; ныряние и кормление детей в воде; система закаливаний. Психологическая подготовка к таким родам основана на воспитательной модели и формирует определенный образ жизни и мышления роженицы.
Домашние роды. Это роды, происходящие в домашних условиях, в присутствии ближайших родственников и духовной акушерки. Психологическая подготовка к таким родам также включает в себя воспитательную программу и индивидуальную подготовку будущих родителей к процессу родов. Домашние роды связанны с мировоззренческим представлением о том, что ребенок рождается сам и никакая помощь, кроме расслабления матери, ему не нужна.
Сладостные роды. Направление, рассматривающее процесс родов как ситуацию истинного блаженства и духовного просветления. Сам процесс сладостных родов направлен на предварительную воспитательную и духовную подготовку и навыки получения состояния эйфории. Отдельные направления сладостных родов говорят о необходимости сексуального акта перед началом родового процесса, что сделает невозможным болевые ощущения.
Существует достаточно большое количество зарубежных методик психологической подготовки к родам и сопровождения беременности. Это методики: подготовленного деторождения Ламазе, метод Бредли, Гампера, гипно-роды и т.д.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения
1. В чем сущность перинатальной психологии?
2. Раскройте специфику формирования материнской сферы женщины на разных стадиях онтогенеза.
3. Какие стили переживания беременности Вы знаете? Опишите основные стили переживания беременности.
4. Чем отличаются программы психологической подготовки к родам от теоретической образовательной программы?
5. Раскройте смысл комплексной психологической помощи.
6. Можно ли рассмотреть динамику протекания беременности с точки зрения переживания острого горя?
7. Какие закономерности на этапах переживания Вы можете выделить?
8. Что такое перинатальная матрица? Раскройте суть проживания матриц.
Литература для углубленного изучения темы
1. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.
2. Филиппова. Г.Г. Психология материнства. Учеб. пособие. — М.:Изда-тельство Института психотерапии, 2002.
3. Хрестоматия по перинатальной психологии: Учеб. пособие / Н.В. Боровикова, Л.Ф. Брюдаль, С. Гроф и др.; Сост. А.Н. Васина. — М.: УРАО, 2005. - 328 с.
Список использованной литературы
1. Боровикова Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. — М.: Социнновация, 1998.
2.Боровикова Н.В., Посохова С.Т. Психологическая помощь беременным// РМЖ. 2000. № 3. С. 10-14.
3.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психологии. 2002. № 3. С. 59-68.
4. Брутмон В.В, Радионова М.С. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопр. психологии. 1999. № 3. С. 38—47.
5. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. — М.: Знание, 1980.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
7.Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.: УРАО, 2005.
8.Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1998.
9Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: АСТ, 2005.
10. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД. - Киев: Р5УПВ, 2003.
11.П. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. — М., 2005.
12. Захаров А.И. Ребенок до рождения. — СПб., 1999.
13. Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных источников / Пер. с англ. - СПб.: Б. С. К., 1997.
14. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности родов. Перинатальная психология, медикосо-циальные проблемы. — Спб., 2001.
15. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2000.
16. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.
17. Кон И.С. Отцовство, как социокультурный феномен // Педагогика. 2005. № 9. С. 3-16.
18. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
19. Жарким Н.А. Программа подготовки беременных к родам // Патология беременности и родов. — Саратов, 1997.
20. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. — М.: Рожана. 1995.
21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
22. Филиппова Г.Г. Проблемы материнства // Психологический журн. 1998. №5. С. 81-88.
23. Филиппова. Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. — М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
24. Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993.
25. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская КМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. — СПб.: Речь, 2003.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.