ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРИОДА БЕРЕМЕННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы психологического сопровождения и психологического консультирования процессов беременности и родов многообразны и направлены на различные аспекты вышеназванных процессов. На наш взгляд, процессы сопровождения и консультирования могут быть разделены на следующие блоки.

Первое — помощь супружеской паре, направленная на формиро­вание адекватного родительствования, культуры супружества, под­готовки к родам и т.д.

Второе — сопровождение всей семьи с точки зрения выстраивания адекватных семейных отношений.

Психологическое сопровождение беременной женщины в процессе подготовки к родам и постродовое сопровождение пары с ребенком.

В рамках консультативного сопровождения супружеской пары, не­обходимо помочь в формировании следующих аспектов: нормали­зация взаимоотношений в паре, регулирование отношений семьи с социальным окружением, предоставление информации о специфи­ке развития ребенка. Диагностика и коррекция сформированности материнской и отцовской сферы; подготовка супружеской пары к процессу родов и определение степени участия супругов в этом про­цессе; принятие родительской ответственности; получение навыков обучения и воспитания ребенка в ранние периоды детства; инфор­мирование о значимости для развития ребенка специфики воспита­тельных стратегий отца и матери.

В общем, выделяют четыре основных направления сопровожде­ния:

• подготовка к родам и материнству через прохождение различных курсов типа «Школа молодых родителей» и т.д.;

• индивидуальное консультирование семьи;

• психологическая помощь матери и ребенку;

• комплексная помощь по проблемам материнства. Подготовка к родам и материнству начинается приблизительно в 3-4 мес. беременности, а иногда и раньше. В ситуации сопровожде­ния супругов все обучение направлено на совместную подготовку брачной пары. Это означает, что супруг участвует во всех мероприя­тиях по подготовки. В процессе подготовки активно представлены следующие направления:

• обучения техникам расслабления для пар;

• обучение правильному дыханию (партнер учится вместе с бере­менной и помогает ей возвращаться к правильному дыханию в пе­риод родов);

• регуляция эмоциональных состояний;

• навыки облегчения родов;

• навыки массажа для беременной, который делает супруг для об­легчения ее состояния;

• развитие родительской компетентности (методы пренаталыюго обучения, налаживание отношения с будущим ребенком, гимна­стика для роженицы, выполняемая в паре, аутотренинг, хоревое пение, арт-терапия.

В случае возникновения сложностей (фобических состояний, страхов перед родами) может потребоваться индивидуальная работа с беременной женщиной.

Перечисленные вопросы в рамках консультирования супруже­ской пары реализуются при помощи следующих методов: психоло­гическое информирование, просветительские тематические беседы, аутогенная тренировка, арт-терапия (особенно пение, рисование, использование музыки, танца), телесно-ориентированная терапия, ролевые игры. Занятия должны сопровождаться демонстрацией на­глядных материалов, упражнениями и т.д.

Как минус данного направления подготовки выделяется необхо­димость в случае возникновения особых проблем, обращение к до­полнительным специалистам.

Индивидуальное консультирование в процессе беременности долж­но проходить на разных стадиях: от зачатия до послеродового сопро­вождения.

Среди наиболее перспективных направлений индивидуальной ра­боты выделяют: планирование беременности; диагностика материн­ской сферы на каждом из этапов развития беременности; определе­ние возникающих эмоциональных и поведенческих сложностей с их коррекцией.

Среди актуальных задач этого направления выделяются следу­ющие:

• формирование культуры родительствования,

• специфика трансформации материнской сферы,

• создание психологической связи с ребенком,

• гармонизация течения родов,

• профилактика страхов, связанных с беременностью и родами,

• коррекция возможных негативных проявлений, представленных в табл. 3.1,

• отработка внутренних конфликтов в диадных отношениях «Я и моя мама»,

• работа с фобиями,

• прояснение актуальных ожиданий в отношении будущего ребен­ка (коррекция сценарного программирования),

• нахождение творческих способов адаптации к беременности,

• коррекция отношений с мужем в период беременности и родов,

• ментальная тренировка родов и т.д.

Консультативная помощь в рамках данного направления может быть как индивидуальной, так и в группе. Чаще всего, после опреде­ленной индивидуальной подготовки рекомендуется посещение груп­повых занятий для отработки навыков. Наиболее часто такие заня­тия включают методы музыкальной терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, вокалотерапии. Такие группы распро­странены как за рубежом, так и в России.

Минусом этого направления может считаться то, что в процессе подготовки участвует только беременная женщина, без привлечения супруга, что не укрепляет их отношения.

Помощь паре «мать-ребенок». Данное направление консульти­рования направлено на оказание максимальной помощи в воспита­нии и развитии ребенка. Начинается с момента рождения до стар­шего дошкольного возраста. Используются все доступные формы консультирования: индивидуальное, семейное, детско-родительское. Необходимо в случае нарушений в диаде «мать—ребенок». Основные задачи данного направления: развитие эмоциональных отношений между мамой и ребенком, информирование о специфических осо­бенностях развития ребенка, школа раннего родительствования, на­учение мамы и ребенка совместной деятельности, культура телесно­го общения (научение мамы находиться в телесном контакте со сво­им ребенком, телесные поддержки, массаж, упражнения и т.д.)

Комплексная психологическая помощь. Смысл комплексной помо­щи заключается в выстраивании системы медико-психологического сопровождения, которая охватывала бы периоды от зачатия до со­вершеннолетия ребенка. С этой точки зрения, работа по оказанию консультативной помощи начинается до зачатия ребенка.

1. На первом этапе следует обратить внимание на:

• планирование беременности, диагностику материнской сферы;

• стартовую ценность ребенка, настолько важно появление ребен­ка и какие дополнительные нагрузки (сохранения семьи, в честь кого-то) имеются;

• содержание внедряющихся ценностей.

2. Первый триместр беременности — анализ динамики материн­ской сферы — принятие беременности, анализ симптоматики, ана­лиз эмоционального состояния, нарушение идентификации, приня­тие решения о сохранении плода.

3. Второй триместр беременности — установление взаимоотно­шений с ребенком на основе ощущений от шевеления плода.

4. Третий триместр — проектируется перинатальное взаимодей­ствие и выстраивание произвольных родов. Отрабатываются страхи, связанные с родами.

5. Предродовой период — патронаж на дому, активная подготов­ка к родам, связанная с научением активному дыханию, сохранении спокойствия, специфики поведения в родах. Кроме того, на этой ста­дии происходит психологическая подготовка к процессам родов.

6. Послеродовой период — патронаж на дому, налаживание кон­такта с ребенком, процесс кормления, профилактика постродовой депрессии.

7. Окончание периода новорожденности — диагностика развития ребенка, помощь в решении возникающих проблем, отслеживание специфики организации взаимодействия с ребенком.

8. Организация консультаций по мере их необходимости. Форма дальнейших консультаций зависит от возраста ребенка и связанна с актуальными потребностями семьи.

К сожалению, организация такой комплексной помощи в насто­ящее время затруднена, так как нет достаточно подготовленных спе­циалистов в этой области.

Консультативная помощь в процессе подготовки к родам должна сопровождаться не только психологом, но и специалистом социаль­ной и медицинской сферы. В настоящее время достаточно широко распространились различные групповые формы подготовки. В про­цессе подготовки используются занятия, направленные на актуали­зацию взаимодействия матери и ребенка через методы арт-терапии, медитации и других форм творческой деятельности. Существуют на­правления, связанные с формированием так называемого родового голоса, родовой песни, колыбельных и т.д.

Широкой популярностью пользуются тренинги поведения в ро­дах, взаимодействия с ребенком и семейных отношений.

В нашей стране достаточно развиты авторские программы подго­товки к родам, такие как: программа «Глория» в Санкт-Петербурге (Н.П. Коваленко), программа подготовки к материнству О.Л. Трояновой на базе Спасо-Петровского госпиталя, водные роды по мето­ду профессора И. Б. Чарковского, подготовка на основе формирова­ния психических перинатальных матриц плода и развития родитель­ской культуры (Н.А. Жаркий, Н.Д. Подобед, Е.В. Александрина, А.Е. Мирошников), программа подготовки Н.П. Коваленко-Маджуги и т.д.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 280.