Дидактическая цель. Обучение детей приемам прибавления и вычитания 2, 3, 4 с опорой на числовой ряд (выставляются цифры на наборном полотне).
Содержание игры. Перед началом игры учитель проводит беседу:
– Прибавляя единицу, какое число получаем? (Следующее.)
– Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько чисел мы продвинемся от него вправо по числовому ряду? (На 2 числа.)
– Если вычтем из числа 2 единицы, то на сколько чисел продвинемся влево от него по числовому ряду? (На 2 числа.) И т. д.
Называя числа и составляя примеры, учитель предлагает детям вести взглядом вправо по числовому ряду, если к числу прибавляют несколько единиц, или влево, если из него вычитают.
Например: 7 + 3.
– На какое число в числовом ряду надо посмотреть сначала? (На число 7.)
– Затем куда глазами побежите? (Вправо.)
– Сколько чисел надо отсчитать от числа 7, не считая его? (3 числа.)
– Третье число будет ответом. Если из 7 надо вычесть 3, то куда побежите глазами от числа 7? (Влево.)
– Сколько чисел надо пробежать влево, не считая числа 7? (3 числа.)
– Третье число слева от числа 7 будет ответом.
Далее учитель составляет пары примеров на сложение и вычитание, дети называют результат каждого примера:
4 + 3 = 7 5 + 4 = 9 7 + 3 = 10
4 – 3 = 1 5 – 4 = 1 7 – 3 = 4 И т. д.
Работа в тетради.
– Отметьте точки, как показано на чертеже.
– Соедините первые четыре точки по линейке так, чтобы получилась ломаная, состоящая из трех звеньев.
– Соедините по линейке следующие четыре точки так, чтобы получился четырехугольник.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как сложить равные числа?
Урок 38
СОСТАВЛЯЕМ И РЕШАЕМ ЗАДАЧИ
Цели : учить составлять задачи по модели (схеме); совершенствовать навык решения задачи с опорой на рисунок и часть условия; закреплять умения выполнять арифметические действия с числами; развивать умение классифицировать геометрические фигуры разными способами.
Ход урока
I. Устный счет.
Вычислите устно.
Продолжите узор.
– Каким фрагментом надо продолжить узор?
По какому правилу записан каждый ряд чисел?
– Продолжите ряды.
а) 1, 3, 2, 4, 3, 5, 4, 6, … , ...
б) 2, 5, 3, 6, 4, 7, 5, 8, 6, … , ...
в) 5, 3, 4, 2, 3, 1, 2, … , ...
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.
– По каким рисункам можно составить задачи?
– Тема урока «Составляем и решаем задачи».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 88) с использованием набора «Касса цифр».
– Дополните тексты так, чтобы получились задачи. Решите их.
а) Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг кот утащил 1 рыбку. Сколько рыбок осталось?
Решение: 6 – 1 = 5.
б) В домике живут семеро козлят. Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?
Решение: 7 – 3 = 4.
Задание 2 (с. 88).
– Сколько груш на рисунке? (9.)
– Сорвали 9 груш и несколько из них съели. Сколько груш могли съесть? Сколько груш съели?
Решение: 9 – 2 = 7.
– Могло ли остаться 5 груш? (Да.)
– Могло ли остаться 10 груш? (Нет.)
Задание 3 (с. 88).
– Сравните примеры в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются? (В первом столбике все примеры на вычитание, когда из 10 вычитают разные числа. Во втором столбике все примеры на вычитание. В третьем столбике все примеры на сложение, когда первое число 10.)
– Какой ответ Маша записала неверно?
Ошибки: 10 – 4 = 7 Верно: 10 – 4 = 6
18 – 1 = 10 18 – 1 = 17
10 – 1 = 11 10 – 1 = 9
4. Задание 4 (с. 89) с использованием набора «Касса цифр».
– Рассмотрите рисунки и схемы. Составьте к каждому рисунку задачу.
а) В первой грядке росло 3 морковки, а во второй – 3 свеклы. Сколько всего овощей на грядке?
Запись:
3 + 3 = 6
б) Было 8 горошин гороха. 1 горошина укатилась. Сколько горошин осталось?
Запись:
8 – 1 = 7
Задание 5 (с. 89).
– Какое задание приготовила белочка? (Каждое число надо уменьшить на 2.)
– Какое задание приготовил ежик? (Каждое число надо увеличить на 1.)
– Выполните вычисления, используя цветные фишки.
– Верно ли, что среди ответов есть число 7, но нет числа 6? (Нет.)
Задание 6 (с. 89).
– Назовите геометрические фигуры, которые нарисованы в книге.
– Чем они различаются? (Формой, цветом, размером.)
– Распределите эти фигуры на две группы двумя способами.
I способ.
1-я группа: все многоугольники;
2-я группа: все круги.
II способ.
1-я группа: все большие фигуры;
2-я группа: все маленькие фигуры.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.