Дидактическая цель. Закрепление знаний состава числа в пределах 10. Выявление закономерности о сумме чисел, стоящих на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду.
Содержание игры. Учитель предлагает детям записать в тетради числа от 0 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем учитель просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 + 10 = 10 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 9 + 1 = 10 И т. д.
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров?» Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду, составляют в сумме 10.
Математический лабиринт.
– Покажите мелом, как пройти через трое ворот, набрав 10 очков.
Математические фокусы.
а) Для закрепления нумерации чисел в пределах 20. Задумайте число от 1 до 10. Прибавьте к нему 1, еще 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1. Скажите результат, я скажу, сколько вы задумали. (Для отгадывания надо из результата вычесть 2.) Можно предложить детям отгадать фокус.
б) Для закрепления таблицы прибавления и вычитания 2. Задумайте любое число от 3 до 6, прибавьте к нему еще 2, еще 2, затем вычтите 2, еще 2 и еще 2. Скажите результат. Я скажу по результату, какое число вы задумали. Как я догадалась? (Для отгадывания к результату надо прибавить число 2.)
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
СВОЙСТВА АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Цел и: формировать свойства сложения и вычитания (складывать числа можно в любом порядке; число не изменяется, если к нему прибавлять или из него вычитать нуль; разность двух одинаковых чисел равна нулю; из меньшего числа нельзя вычесть большее); использовать свойства действий при выполнении вычислений.
У рок 58
ПЕРЕСТАНОВКА ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ
Цел и: упражнять в устном счете на сложение и вычитание; познакомить со свойством сложения (сложение всегда выполнимо).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Арифметический диктант (фронтальная работа).
Дети показывают ответы с помощью «ромашки» с цифрами.
– Уменьшите 8 на 1.
– Увеличьте 6 на 2.
– Какое число называют при счете после числа 9? Перед числом 6? Между числами 5 и 4?
– Уменьшите 6 на 3.
– Увеличьте 4 на 2.
2. Игра «Называй – не зевай».
На доске:
– Назовите быстро эти числа в порядке увеличения, а потом в порядке уменьшения.
3. Задание для смекалистых.
Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько. На дубе яблоки не растут.)
4. Игра «Математический футбол».
Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.
Средства обучения. Рисунки с изображением 10 мячей, карточки с цифрами.
Содержание игры. На магнитной доске размещаются слева и справа рисунки – ворота, ниже – карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки – мячи, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны правильно ударить мяч (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки в ударе мяча или допустит меньшее число ошибок.
III. Работа над темой.
1. Работа с фишками.
Один ученик работает у доски, остальные на своих местах.
– Положите 4 красные фишки слева, а 2 желтые фишки справа. Сколько фишек стало? (6.)
– Как получили? (4 + 2 = 6.) (Записать на доске.)
– Положите слева 2 желтые фишки, а справа 4 красные фишки. Сколько фишек стало?
– Как получили? (2 + 4 = 6.) (Записать на доске.)
– Что интересного заметили в этих примерах?
2. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунок 1 на с. 4. Какой пример решает волк?
– Какой пример решает заяц? Сколько получилось у волка? А у зайца?
– Почему ответы одинаковые, а примеры разные? (Волк считал с красных фишек, а заяц с желтых, количество фишек одинаково.)
3. Работа по шкалам линейки.
Выполнение задания 2 на с. 4 учебника.
а) Объясните, как к 3 прибавили 6.
(От числа 3 вправо отсчитываем 6 шагов и останавливаемся на числе 9. Значит, 3 + 6 = 9.)
б) Объясните, как к 6 прибавить 3.
(От 6 отсчитываем вправо 3 шага и получаем 9, значит, 6 + 3 = 9.)
– Сравните примеры.
– Какой вывод можно сделать? (Складывать числа можно в любом порядке.)
– А как удобнее вычислять? (К большему числу удобнее прибавлять меньшее, так как меньше делаем шагов по линейке.)
– Прочитайте правило.
4. Работа в тетради № 1.
Самостоятельное выполнение с последующей проверкой задания 1 на с. 4.
5. Работа по учебнику.
Выполнение задания 4 на с. 5.
Выполнение движений по тексту.
Руки на пояс поставьте сначала,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянулись мизинцем до пятки,
Если сумели – вы в полном порядке.
IV. Повторение.
1. Работа по учебнику.
Выполнение задания 3 на с. 5.
1) Смоделируйте первую ситуацию.
– Сколько вишен в зеленом множестве? (2.) Выложите столько фишек.
– Сколько ягод смородины в синем множестве? (7.) Выложите столько фишек.
– Сколько всего фишек выложили? (9.)
– Как получили 9? (2 + 7 = 9.)
– Сколько ягод будет в красном множестве? (9.)
2) Рассмотрите второй рисунок. Ответьте на вопросы.
– Что обозначает число 7?
(Число 7 обозначает количество ягод смородины.)
– Что обозначает число 2?
(Число 2 обозначает количество вишен.)
– Назовите число, которое можно сразу записать вместо знака. Объясните.
2. Работа в тетради № 1.
Выполнение задания 5 на с. 5.
– Придумайте задачу. В саду росло 5 кустов черной смородины, 2 куста красной, 3 куста белой смородины. Сколько кустов смородины росло в саду? (10)
– Как получили? (5 + 2 + 3 = 10.) Объясните с помощью модели.
– Что находили в синем множестве? (Сколько кустов черной и красной смородины?)
– Сколько же? (7.) Как нашли? (5 + 2 = 7.) Запишите решение.
– Что находили в зеленом множестве? (Сколько кустов красной и белой смородины?)
– Сколько? (5.) Как нашли? (2 + 3 = 5.) Запишите.
3. Работа по учебнику.
1) Решение задания 5 на с. 5.
2) Выполнение задания 7 на с. 6.
– Какова длина расчески? (11 см.) Ширина? (2 см.)
– Какова длина зеркальца? (6 см.) Ширина? (3 см 5 мм.)
Каждый вопрос сопровождается объяснением детей.
4. Игра «Составим букет».
Дидактическая цель. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.
Средства обучения. Рисунки: цветы разных размеров.
Содержание игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных открыток, цветной бумаги букет цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше – мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек и васильков, больших и маленьких цветов.
V. Самостоятельная работа.
Выполнение заданий 2, 3, 4 на с. 4 в рабочей тетради № 1.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? (Ответы детей.)
– Закончим урок игрой в рифмовки с числами.
Игра «Доскажи словечко».
Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а … (три).
У куклы пять нарядных платьев,
Какое нынче надевать?
Есть у меня для куклы шерсть,
Свяжу – и платьев будет … (шесть).
У рок 59
ПЕРЕСТАНОВКА ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ
Цел ь: продолжить формирование понятия о том, что сложение всегда выполнимо и что к большему числу удобнее прибавить меньшее.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Игра «Угадай число».
Описание. На наборном полотне выставлены карточки с числами от 1 до 10, но все они повернуты обратной стороной к классу. Учитель переворачивает одну из карточек (например с цифрой 5) и предлагает назвать «соседей» этого числа. Карточки переворачиваются, и дети убеждаются, что отгадали правильно.
– Какое число стоит впереди числа 4? (Карточка с числом переворачивается.)
– Какое число стоит между числами 2 и 4?
– А перед числом 2?
– Какое число следует за числом 8?
2. Счёт по «цепочке».
Пользуясь шкалой на линейке, выполните задание 6 на с. 5 учебника.
3. Задача для смекалистых.
На ветке сидело 5 птиц. 2 птицы перелетели на соседнюю ветку этого же дерева. Сколько птиц осталось на дереве? (5.)
4. Игра «Молчанка».
Учитель читает примеры, дети на «ромашках» показывают ответы и приходят к выводу, что сложение всегда выполнимо, что к большему числу удобнее прибавить меньшее.
3 + 5 2 + 4 1 + 9 2 + 8
5 + 3 4 + 2 9 + 1 8 + 2
5. Логические ряды.
Задание. Разгадайте правило, по которому составлен каждый ряд.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.